Технологическая карта урока по модулю Светская этика Дружба 4 класс


Технологическая карта урока по учебному модулю «Основы светской этики»

по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики».

МБОУ Захаровская СОШ п.Летний отдых

Учитель начальных классов Скворцова Елена Анатольевна

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

«Дружба»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание дружбы как ценностной ориентации, присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

П. Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.

Общий прием решение задач.

Способность к анализу и синтезу информации.

Р. Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке.

Самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение.

Контролировать и оценивать свои действия.

К. Умение работать в команде.

Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формирование у учащихся ответственности за проявление дружбы, дружеских отношений. Роли доверия в укреплении дружбы, качеств настоящего друга.

Цель урока

формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности

Основные понятия, изучаемые на уроке

Друг, дружба, друзья, доверие, доверительные отношения, обида, ссора, прощение.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, проектор, экран, электронная презентация

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

А.Барто «Требуется друг»

Б.Заходер «Мы друзья»

В. Осеевой «До первого дождя».

Песни

«Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева

«Дружба крепкая не сломается» В.Шаинский

Репродукция картины К.Чюрлениса «Дружба»

Пословицы о дружбе

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Сегодняшний урок мы начнем с притчи.

«Притча о настоящей дружбе»

В одной далёкой стране жили два друга.

Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех.

Любые решения они принимали сообща.

Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что самое главное — друзья, ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения окружающих.

Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили.

И велел он привести к себе неразлучных друзей.

— Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню осведомителей, да и дело с концом.

— Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведенья, мы действительно настоящие друзья. Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует.

С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого — в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт.

Стражники получили исчерпывающее указание: «Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!».

Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток своих дней, если: Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью.

Страшный эксперимент длился целый месяц.

Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства.

А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил к себе.

— Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства: Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.

— Как вы считаете, о чем эта притча?

— Как на ваш взгляд можно озаглавить притчу?

— Чему учит нас эта притча?

— О чем сегодня пойдет речь на уроке?

На доске написано предложение: « Друг – это тот, кто…..»

— Продолжите предложение.

Личностные компетенции:

«Позитивная установка».

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Прослушивание песни «Дружба крепкая не сломается» В.Шаинского.

-Что такое дружба?

Работа в группах.

Напишите на листе, что вы понимаете под словом «дружба»

Дружба:

1.

2.

3.

Работа с репродукцией: На экране изображение картины М. Чюрлёниса «Дружба»

Анализ картины :

— Что вы видите на этой картине?

— Что происходит? Кто видит то, чего еще не называли?

— Кто это? Что можем сказать, глядя на картину?

— Где и когда это происходит?

— Повторите жест героини картины. Что в нем необычного?

— Что может обозначать этот жест?

— Какими словами можно озвучить этот жест? (Вот, возьми, не жалко. Это твое, отдаю самое лучшее)

— Этот жест отходит от сердца, души. Как можно назвать картину?

— Картина М. Чюрлёниса называется «Дружба». Почему?

-Дайте определение понятию дружба.

Работа со словарём

– Обратимся к толковому словарю Ожегова. Найдите в словаре слово «дружба» и узнайте его значение.

(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью)

– Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

-Что значит «дружба» и зачем она нужна людям?

Работа со стихотворением Агнии Барто «Требуется друг».

Все живут, не тужат,А со мной не дружат!Бант у Кати расписной,Красные колготкиИ характер кроткий. Я шепчу: — Дружи со мной. . . Мы же одногодки,Как сестрички мы почти, Мы как две голубки Из одной скорлупки. Я шепчу: — Но ты учти:Ты во всем должна идти Другу на уступки. Предлагаю Ильиной:- Ты дружи со мной одной!Есть разряд у Ильиной,И спортивный свитер,И девчонок свита. Подружусь я с Ильиной — Стану знаменита!Все пятерки до одной У Светловой Нади. Я прошу: — Ты со мнойПодружись хоть на день!Мы с тобой поладим:Будешь ты меня спасать — Дашь контрольную списать. А девчонки на дыбы!Говорят: — Молчала бы!Не вставать же на колени,Уговаривать подруг. . . Напишу я объявленье:Срочно требуется друг!

-Встречались ли вы с такими «друзьями» в жизни?

-Почему у девочки возникли проблемы с друзьями?

— Чем отличаются слова «друг», «приятель», «товарищ»? (друг один, а товарищей может быть много)

Работа в группах со словарём

Задание 1 группе. Найдите понятие друг

Задание 2 группе. Найдите понятие приятель

Задание 3 группе. Найдите понятие товарищ

Вывод: так в чем разница между этими понятиями?

Прослушивание песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева

— Кто такое настоящий друг?

-Какими качествами он должен обладать?

– Каждый ли человек может быть другом?

– А может ли дружба распасться? По каким причинам?

– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?

— Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?

— Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.    

Существенными чертами дружбы являются (разбор практических ситуаций):

Избирательность;

Отношение доверия;

Бескорыстность;

Взаимная симпатия и общность интересов;

Отличие дружбы от других отношений:

Родственные отношения;

Соседские отношения;

Служебные отношения;

Регулятивные УУД:

«Сбор информации» (проблемный вопрос)

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии или работа в малой группе.

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Познавательные УУД: «Визуализация понятия» и групповая рефлексия

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии или работа в малой группе.

Познавательные УУД: «Прием информации»

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

18 минут

Работа в группах с ситуациями

Ситуация 1.

Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки в школе, что вы сделаете?

Ситуация 2. Вместе с другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет, а у Николая в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался и всё содержимое рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я — собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая?

Ситуация 3. Вы выполнили задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите?

Работа по рассказу В.Осеевой «До первого дождя»

— Сейчас я прочитаю вам рассказ В. Осеевой «До первого дождя». Вам необходимо внимательно слушать и ответить на вопросы после прочтения.

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

— Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:

— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.

— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

— Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?

— Почему покраснели Маша и Таня?

— Чья из пословиц групп выражает главную мысль рассказа?

Вывод: Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Работа со стихотворением Б. Заходера “Мы – друзья”.

Я буду читать стихотворение, а вы представляйте себе все, о чем говориться и мысленно отвечайте на вопросы:

что вы видите, слышите, чувствуете, когда воспринимаете это стихотворение?

С виду мыНе очень схожи:Петька толстый,Я худой,Не похожи мы, а всё жеНас не разольёшь водой!Дело в том,Что он и я –Закадычные друзья! Всё мы делаем вдвоём.Даже вместе… Отстаём!Дружба дружбою,ОднакоИ у нас случилась драка.Был, конечно, важный повод.Очень важный повод был!Помнишь, Петя?- Что-то, Вова,Позабыл!- И я забыл…Ну, не важно! Дрались честно,Как положено друзьям:- Я как стукну!- Я как тресну!- Он как даст!- А я как дам!..Скоро в ход пошли портфели. Книжки в воздух полетели. Словом, скромничать не буду – Драка вышла хоть куда! Только смотрим – что за чудо? С нас ручьём бежит вода! Это Вовкина сестра Облила нас из ведра!С нас вода ручьями льётся, А она ещё смеётся:- Вы действительно друзья! Вас водой разлить нельзя!

— Вы когда-нибудь испытывали такое же?

-Почему?

-Из-за чего происходила ссора?

-Вам приходилось драться с друзьями?

-Как вы потом мирились?

-Сейчас вы находитесь с кем-нибудь в ссоре?

-По какой причине?

-Почему мы обижаемся на своих друзей?

-За что?

-Кто из вас первым идёт на примирение?

Задание: давайте поиграем в игру «Собери пословицу». (Работа в группах).

(Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их.)

1 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы.

Друг верен, во всем измерен.

Друг познается при рати да при беде.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика