Технологическая карта урока по литературному чтению Обобщение по разделу Устное народно


Технологическая карта урока литературного чтения

Учитель: Нефедова А.В.

Дата проведения: 02.10.2013 г

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

УМК «Школа России»

Автор учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий -М.: Просвещение 2013г.

Тема

Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

Тип урока

Урок-обобщение

Форма урока

Урок с элементами проектной и исследовательской деятельности

Цель

Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) у учащихся 3 класса в предметной области литературное чтение по теме «Устное народное творчество».

Задачи

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;

4)воспитание чувства гордости за свою Родину и за русский народ.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать и работать в группах;

3) развитие умения работать с информацией, развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта), развитие умения использовать различные способы поиска информации, развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1)формирование навыка чтения: чтение целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;

2) формирование умения распознавать особенности фольклорных жанров (сказки, загадки, небылицы, пословицы, потешки, песни, докучные сказки, скороговорки);

3) формирование потребности в систематическом чтении;

4) развитие творческих способностей.

Основные понятия

Устное народное творчество (фольклор), жанры устного народного творчества

Оборудование

Проектор, компьютер, классная доска, выставка книг с русскими народными песнями, русский народный костюм, надписи с названиями жанров фольклора, презентация с заданиями по теме урока, таблицы для каждого ученика «Русская волшебная сказка. Отличительные особенности», книга «Докучные сказки», созданная группой «Сочинители сказок».

Организация пространства

Работа в группах, фронтальная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Содержание

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Дети улыбаются друг другу.

Организует начало урока, мотивацию к учебной деятельности

Приветствие

— Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

— Ваши глазки все проснулись?

— Ваши губки улыбнулись?

— Приступаем к работе.

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

2. Актуализация знаний

Цель:

организовать повторение изученного и формулировку темы урока детьми

а) Чтение скороговорки

Отвечают на вопросы. С помощью учителя формулируют тему.

Читают скороговорку.

Организует повторение одного из жанров УНТ и формулировку темы детьми.

— Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо выполнить задание. Прочитайте предложение, записанное на слайде.

— Что это? (Скороговорка).

— А для чего их сочиняли? (Для развития речи, дикции).

— Давайте поработаем над нашей дикцией.

1 группа «Собиратели песен» читает тихо и размеренно

2 группа «Сочинители сказок» – громко и уверенно

3 Группа «Исследователи сказок» — громко и быстро

Девочки читают с вопросительной интонацией, мальчики – с восклицательной.

— А в каком разделе нашего учебника мы с ними знакомились? (УНТ).

Давайте разберем, почему его так называют?

УНТ:

Устное – передавалось из ус в уста, не записывалось.

Народное – сочинял не 1 человек. Автора установить нельзя.

Творчество –от слова «творить» -создавать.

— Какова же тема нашего урока. (УНТ). На доске открывается надпись УНТ.

Знать понятие «устное народное творчество», жанры устного народного творчества. Развитие навыка выразительного чтения.

Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)

Коммуникативные:

— умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

3. Формулировка цели урока и планирование деятельности

Цель:

организовать формулировку цели урока и планирование деятельности детьми

С помощью учителя формулируют цель урока.

Планируют с помощью учителя свою деятельность

Организует формулировку цели урока

и планирование деятельности детьми

— Все ли произведения мы прочитали в разделе «УНТ»?

— Какую же цель мы поставим перед собой на нашем уроке? (Обобщить знания о жанрах УНТ)

— Как мы сможем это сделать? (Предположения детей)

— Для того чтобы обобщить полученные знания я предлагаю вам заполнить по ходу урока схему, записанную на доске. Она поможет нам вспомнить все изученные жанры УНТ. Рассмотрите её. (Все надписи на схеме пока закрыты. Они открываются по мере повторения всех жанров УНТ).

— Какой жанр УНТ мы уже повторили? (Скороговорки). На схеме открывается надпись «скороговорки»

Знать жанры устного народного творчества

-Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя,

— под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке (Регулятивные УУД),

ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД)

4. Обобщение изученного

Цель:

обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

А) Фронтальная работа

Выполняют задания, предложенные учителем,

делают выводы

Организует деятельность обучающихся по обобщению изученного

— Давайте вспомним, с какими ещё жанрами УНТ мы знакомились на предыдущих уроках. Для этого вам нужно выполнить задание: соединить стрелкой жанр УНТ с его названием.

Соедините стрелкой левую и правую части

Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. потешка

На заборе чепуха считалка

Жарила варенье,

Куры съели петуха

В одно воскресенье.

Раз, два, три, четыре, пять, загадка

Вышел месяц погулять,

А за месяцем луна,

Оставайся ты одна!

Грамоте учиться – всегда пригодиться. небылица

Прыг — скок, прыг – скок

Вырос, вырос паренек.

Прыг — скок, прыг – скок пословица

Посмотрите как высок.

(По ходу выполнения задания дети дают определения жанрам УНТ).

Знать жанры устного народного творчества, их отличительные признаки

Уметь под руководством учителя определять последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД).

Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Б) Выступление групп. Презентация своих проектов.

Цель:

— организовать работу для осознания итогов заданий всеми обучающимися, приобретения новых знаний

Выступление группы «Собиратели песен».

Выступление группы «Сочинители сказок».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Цель: снятие усталости

Выступление группы «Исследователи сказок».

Группы представляют продукты своей деятельности.

Выполняют гимнастику

Организует деятельность по применению полученных знаний

Организует выполнение гимнастики для снятия усталости

— К сегодняшнему уроку вы выполняли задания по группам. Я предоставляю слово группе «Собиратели песен», которая познакомит нас с ещё одним жанром УНТ.

-Выступление группы «Собиратели песен».

С давних пор русский народ слагал песни. Они сопровождали всякое дело, все важные события жизни людей с раннего детства до глубокой старости. Русские народные песни очень разнообразны. На нашей выставке представлены книги, в которых есть колыбельные песни, песни-заклички, шуточные, плясовые, песни-прибаутки, детские песни, которые ещё называют пестушками и потешками. Советуем вам с ними познакомиться. А Настя исполнит для вас русскую народную песню «Как у наших у ворот». (Исполнение песни).

— Чтобы узнать о каком жанре УНТ пойдёт речь дальше, я предоставляю слово группе «Сочинители сказок».

-Выступление группы «Сочинители сказок».

Ребята разыгрывают докучную сказку.

-Мы с тобой шли?

— Шли!

— Сапог нашли?

— Нашли!

— Я тебе его дал?

— Дал!

— Ты его взял?

— Взял!

— А где же он?

— Кто?

— Да не кто, а что!

— Что?

— Сапог!

— Какой?

— Ну, такой! Мы с тобой шли?

— Шли!

— Сапог нашли?

— Нашли.

-Догадались, какой жанр УНТ? (Докучные сказки)

— Наша группа собрала докучные сказки, которые сочиняли ребята класса, и оформила их в книгу докучных сказок. Мне хотелось бы зачитать некоторые из них. (Зачитывает)

-А сейчас немного отдохнём. (Дети выполняют движения под музыку к сказке «Волк и семеро козлят»)

— Узнали, откуда взята эта музыка?

-Это отрывок из музыкальной сказки «Волк и семеро козлят», которая написана по мотивам одноименной русской народной сказки.

— Ребята, а что такое сказка?

— Из данных определений выберите самое точное:

Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

Сказка – это научно-фантастическое произведение.

Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.

— Какие виды сказок вы знаете?

(Волшебные, бытовые, о животных).

— Посмотрите на рисунки, которые вы нарисовали к русским народным сказкам. Какие из них мы отнесём к бытовым, к волшебным, к сказкам о животных?

— Больше всего иллюстраций вы нарисовали к волшебным сказкам. О них нам расскажут ребята из группы «Исследователи сказок».

Выступление группы «Исследователи сказок».

Наша группа, перечитав ещё раз сказки, представленные в разделе «Устное народное творчество», пришла к выводу, что у волшебных сказок есть отличительные особенности. Мы сделали вот такую таблицу (показ), в которой перечисли все признаки волшебной сказки. Мы хотим всем раздать такие таблицы, которые пригодятся нам на уроках чтения.

Народная волшебная сказка

Язык сказки

Признаки волшебной сказки

Композиция:

присказка, зачин, (основная часть), концовка.

Выразительные средства:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика