Технологическая карта урока окружающего мира


Технологическая карта урока

Учебный предмет: окружающий мир.

Класс: 1 класс.

Автор УМК: А.А.Вахрушев, О.Б.Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир» 2 часть М., 2012 г.

Тема урока: «Наши помощники – домашние животные и культурные растения».

Тип урока: изучение нового материала.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1.Этап «Актуализация знаний и постановка проблемы»

1. Обобщает и систематизирует знания обучающихся о домашних животных и культурных растениях.

2. Просит обучающихся рассказать о своих исследованиях домашних животных

3. Загадывает загадки, использует презентацию.

4. Просит выдвинуть предположения о теме предстоящего урока.

5. Задаёт проблемный вопрос.

Рассказывают о домашнем животном.

Выдвигают предположения о теме урока.

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Строить сообщения в устной форме.

Выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Взаимодействует с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Строить монологическое высказывание. Формулировать собственное мнение и позицию.

Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

2. Этап «Совместное открытие новых знаний»

1. Организует беседу, знакомит с ролью домашних животных в хозяйстве человека.

2. Организует работу с текстом учебника и иллюстрациями.

3. Организует работу в паре.

Участвуют в беседе по слайдам презентации. Рассматривают иллюстрацию в учебнике, доказывают необходимость домашних животных и их пользу.

Обсуждают в паре, как называются детёныши животных.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах.

Весь класс во фронтальном режиме готовит ответы на вопрос.

В паре проверяют работу.

Умение стоить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Умение совместно договариваться.

Умение слушать и понимать других.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Этап «Самостоятельное применение знаний»

1. Организует деление класса на группы по 4 чел. для обмена мнениями и уточнения роли домашних животных в хозяйстве человека.

2. Регулирует работу групп, по мере необходимости помогает выполнить задание.

3. Организует обсуждение .

4. Подводит итог работы каждой группы.

Заполняют таблицу, обсуждая в группе:

-Где содержат животное?

— Чем кормят?

— Какую пользу оно приносит человеку?

Фиксируют ответы.

Шестеро «спикеров» озвучивают подготовленную таблицу, остальные обучающиеся слушают, задают вопросы, согласуют мнения, оценивают работу группы.

Проводить сравнение, анализ и классификацию по заданным критериям.

Осуществлять поиск и запись выборочной информации об окружающем мире.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Обосновывать своё мнение.

В группах-четвёрках кооперируют усилия по решению учебной задачи.

«Спикеры» групп озвучивают ответы, подготовленные группой.

Заслушиваются сообщения о животном.

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Учитывать другие мнения.

Строить высказывания, понятные для партнёров. Рефлексия своих действий. Понимать на слух ответы обучающихся.

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания.

Прослушивают ответы спикера группы.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Обнаруживать отклонения и отличия от эталона.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Физминутка

Организует динамическую паузу.

Следят глазами за картинками и двигаются на месте.

Выделять объекты.

Вести здоровый образ жизни.

4. Этап «Совместное открытие новых знаний»

1. Проводит работу по разгадыванию кроссворда в группах с целью выяснения, что где растёт.

Смотрят на рисунок на слайде, записывают название растения в кроссворд.

Называют 3 группы растений: полевые, огородные, садовые.

Извлекать информацию из иллюстраций.

На основе анализа объектов делать выводы.

Озвучивают последовательно рисунки.

Уметь в коммуникации строить понятные для партнёров высказывания, с учётом того, что он видит и знает. Использовать речевые средства.

Самоконтроль и взаимоконтроль.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Адекватно воспринимать оценку учителя. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

5. Этап «Самостоятельное применение знаний»

1. Организует работу в учебнике с целью: разбить культурные растения на 3 группы.

2. Оценивает по результатам обсуждения в паре.

Делят растения на 3 группы в учебнике. Проверяют в паре.

Отвечают на вопрос.

Извлекать информацию из иллюстраций.

Уметь обобщать и классифицировать по признакам.

Уметь устанавливать аналогии.

Обсуждают выполнение задания в паре.

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Контролируют правильность выполнения, по мере необходимости исправляют, уточняют озвученный анализ.

Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

6. Этап «Домашнее задание»

1. Объясняет сущность творческого домашнего задания:

провести научное исследование и выяснить, какие растения ты употребляешь в пищу и записать в тетрадь.

Умение слушать и понимать других.

7. Этап «Итог урока. Рефлексия»

1. Подводит итог урока, выясняет, что нового обучающиеся узнали на уроке.

2.Просит оценить свою работу.

Оценивают собственную учебную деятельность.

Умение оценить свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Анализируют эмоциональные состояния, полученные от деятельности, оценивают их влияние на настроение человека.

Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.






See also:

Технологическая карта урока окружающего мира


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №36»

Технологическая карта урока окружающего мира

1 класс

Пашкова Наталья Викторовна

Учитель начальных классов

Ангарск, 2013

Урок окружающего мира 1 класс

Тема урока, место в общей теме.

Растения и животные

Цель урока

1. Организовать деятельность учащихся направленную на формирование умения различать группы живых организмов, видеть общие и специфические особенности растений и животных.

2. Формировать умение выдвигать гипотезу, обосновывать доказательство своего предположения.

Планируемые результаты данного урока

Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока.

Различия группы живых организмов, общие и специфические особенности растений и животных.

Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока.

Будут знать: признаки живых организмов.

На основе знаний будут уметь: находить различия и сходства царства животных и растений.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.

Личностные: формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

Познавательные: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Организация урока

Формы работы на уроке:

Групповая, коллективная.

Применение оборудования и инструментария:

(ТСО, ИКТ, таблицы, карточки и т. д.)

Схемы, шаблоны для схем, карточки с заданиями для групповой работы, микроскопы, цветные карандаши, клей.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный этап

Начинаем ровно в срок, Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся,И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу!

Дети берутся за руки

Этап актуализация знаний

Мотивация

Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения новых

Знаний

Определение темы

Учитель загадывает загадки о представителях царства животных и растений.

(иллюстрации отгадок появляются на доске)

-Детям предлагается задание поделить на группы.

Вот вы сами и назвали тех, о ком будет идти речь на уроке.

— Давайте сформулируем тему урока:

«Растения и животные»

Фронтальная работа

-делят на группу животных и растений.

Растения и животные

формируем умение определять цель деятельности на уроке

Умение вести диалог и решать проблемы в малых группах.

Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации

Формулирование

цели и задач урока

— Ребята на прошлом уроке мы с вами пришли к выводу о том, что царство растений и животных — это живые организмы.

Давайте с вами вспомним признаки живых организмов.

На доске схема: медведь как представитель животного царства и ромашка – представитель растительного царства. Схема Приложение 1.

— Посмотрите ребята на медведя. В центре надпись живой организм. Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте свою версию.

— Ребята, а теперь посмотрите на ромашку, вы с вами узнали с прошлого урока, что растение тоже живой организм. Значит у него такие же признаки? Как вы думаете?

Предполагают что признаки одинаковые.

Тогда возникает вопрос: « Почему растения и животные выделены в разные царства?»

— Мы можем точно ответить на этот вопрос прямо сейчас?

Для того чтобы ответить на этот вопрос давайте поставим себе цель и приступим к работе.

Фронтальная работа.

Дети работают со схемами в группе, затем результат обсуждается, выдвигают свои доказательства, определяя признаки животного как живого организма: растёт, питается, дышит, размножается, приносит потомство, умирает Сходства

— выдвигают предположения, дополняют признаками царство животных.

-Нет

Цель: Найти отличия растений от животных

Умение ставить вопросы,

формулировать проблемы, выдвигать гипотезы

Умение анализировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выявление познавательной цели

Этап открытия нового знания

Практическое

исследование

— Итак, приступим к исследованию нашей проблемы.

— Откройте учебники на стр. 51. И посмотрите на весёлые рисунки. Постарайтесь, глядя на них найти отличительные признаки растений и животных.

— Обсудите в группе поставленную проблему по следующему алгоритму:

-сначала каждый член группы высказывает своѐ предложение по данному вопросу;

-затем обсуждаются достоинства и недостатки каждого предложения и только после этого, вы возьмёте схему под №2(Схема№2 Приложение2.) и начнёте её заполнять.

РАЗЛИЧИЯ

Любого цвета.

Питаются растениями, насекомыми и слабыми животными

Активно двигаются (бегают, прыгают, ползают, плавают).

Поглощают кислород (не умеют выделять кислород)

Как правило, зелѐного цвета.

Питаются солнечным светом, водой и воздухом, в которых растворены питательные вещества.

Двигаются, но не умеют передвигаться (не умеют ходить, бегать, прыгать).

Выделяют в воздух кислород;

Мы ответили на свой вопрос?

— Нашли отличия животных от растений?

— Можем ли мы ответить, почему растения и животные выделены в разные царства.

Учитель дополняет или уточняет ответы детей: Растениям не нужно передвигаться как животным для того чтобы найти себе питание. Они добывают пищу из окружающей среды листьями и корнями. А ещё ребята растение является «кормильцем для животных.

Все живые организмы на земле дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ, лишь только растения на свету выделяют кислород.

Физкультминутка

Организация практического исследования

Ребята, а теперь давайте попробуем подтвердить наши выводы по решению проблемы опытным путём.

Задание №1

— Расположите картинки в правильной последовательности.

— Объясните, как сделали и почему?

— Как вы думаете, а деревья тоже такой жизненный путь проходят? Обсудите в группе.

— Выскажите своё мнение.

Задание №2

— Что необходимо, чтобы растения жили дольше? (вода)

— Для того чтобы убедиться в этом, возьмите разрезанный лист алоэ и надавите около среза. Рассмотрите, обсудите в группе, что произошло.

— Что вы увидели? (сок, жидкость)

— О чём это говорит? (растение состоит из воды)

-Что с этим листком произойдёт, если он пролежит на тарелочке несколько дней? (засохнет).

— Почему? (вода испаряется)

-Что нужно делать, чтобы растения не засыхали? (поливать).

Задание №3

— Всё живое дышит. У животных есть нос, у птиц на клюве есть специальные отверстия (показать).

— А у растений есть нос? (нет)

— Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно посмотреть в микроскоп.

1.Положите лист, кладут на предметный столик.

2. Посмотрите сверху через линзу.

3. Рассмотрите лист под микроскопом в группе по очереди.

4.Зарисуйте то, что увидели?

Обсудите в группе, и сделайте вывод, как же они дышат?

Вывод: Чтобы увидеть носики растений, нужно посмотреть в микроскоп. Лист похож на решето с маленькими дырочками. Это и есть носики растений – устьице. Носики как форточка, то открываются, то закрываются. Жарко на улице – форточки закрыты, прохладно – широко открыты. Через устьица в лист проходит наружный воздух (таблица «Лист под микроскопом» на доске).

Задание №4.

— Рассмотрите рисунок.

— Обсудите в группе, что можете сказать о растениях на этом рисунке?

Что необходимо растению для жизни?

Работа в группах.

— работа с информацией в учебнике.

— обсуждение, заполнение шаблонами схему

— после работы в группе формулировка выводов

Животным требуется пища другая — растения, насекомые, животные, более мелкие и слабые, чем те, которые ими питаются.

Растениям, чтобы жить, нужны такие продукты питания: нежнейший воздух, изумительная вода, вкуснейшие солнечные лучи. Это их еда.

Учащиеся формулируют ответ

Ребята выполняют движения на внимание

Работают в группе

-растёт, даёт потомство, умирает.

Работа в группе

С какой стороны светит солнышко, в ту сторону растение поворачивается.

Свет.

формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Умение вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты.

Умение делать умозаключения.

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.

Умение доказывать, умение делать умозаключения.

Подведение под понятие, выведение следствий

Оценочно-рефлексивный этап

Вывод по результатам исследования

-Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили?

-Значит, пришла пора сделать выводы по-нашему исследованию.

А мы можем на этом примере доказать что растение движется? (Да, оно поворачивается к солнышку?)

— Скажите ребята, чем будет являться вода, воздух, солнце для растений? (Питанием)

Давайте ребята посмотрим на нашу схему и сформулируем вывод нашего исследования.

— Из чего «строят» свой организм растения?

— Что служит кормом для животных?

— Как называют растения?

— Чем обогащают воздух растения?

— Кому нужен кислород?

— Чего не могут делать животные в сравнении с растениями.

-Удалось нам разрешить проблему?

-Достигли поставленной цели?

-Что нового узнали?

Дети выстраивают выводы по исследованию

Построение логической цепи рассуждений в опоре на схему.

Умение делать выводы с опорой на поставленные цель и задачи.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью.

Рефлексия. Самооценка детьми собственной деятельности.

А для того, чтобы узнать эффективно прошла исследовательская работа для каждого из вас, я прошу экспертов сдать оценочные листы.

Продолжите предложения: — Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… 

Ребята оценивают свою работу на уроке

— формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Домашнее задание

— Ребята домашнее задание у вас сегодня будет по группам. (Учитель выдаёт рабочие листы на группу). Приложение №3).Спасибо всем за интересную, работу на уроке. Мне было приятно сотрудничать!

Приложение №1

Сходства животных и растений

?

?

?

?

?

?

«Растение – живой организм»

«Животное – живой

организм»

?

?



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика