Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе Размножение и развитие животных


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет окружающий мир

Класс 3

Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Предметная программа и её автор: Окружающий мир, Плешаков А.А.

Цели урока:

1. Образовательные:

расширить знания учащихся о многообразии животного мира,

познакомить учащихся с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц.

2. Развивающие:

развивать у школьников самостоятельность мышления;

учить сравнивать, обобщать, систематизировать знания в таблицах;

развивать познавательный интерес.

3. Воспитательные:

прививать любовь к родной природе;

воспитывать бережное отношение к детёнышам животных;

развивать у учащихся любознательность, любовь к предмету.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Модель организации УПД младших школьников: АРМ учителя-класс, ПК-3-4ученика-самостоятельная работа в группах

Необходимое оборудование:

Программа для запуска проекта: Microsoft Office Power Point 2007,индивид. компьютеры учащихся, интерактивная доска.

Таблица1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Название

Используемых ЭОР

Время

(в мин)

1.

Мотивация

к учебной

деятельности

включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

-О том, что он многообразен.

-Что животные и растения умеют приспосабливаться к жизни.

-Узнали кто чем питается.

Чтобы стать взрослым, человек сначала рождается.

-Ребята, сегодня мы с вами узнаем много интересного, будем рассуждать делать выводы .

А чтобы урок пошёл каждому в прок,

Активно в работу включайся , дружок!

-Но прежде чем начать работу по новой теме, давайте подумаем , а сразу ли вы стали взрослыми?

— Какими же хорошенькими и смешными вы были маленькими. И вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребенок.

3

2.

Создание проблемной

ситуации и задания для учащихся, выполнение , которых приведёт к достижению запланированных результатов.

Дети формулируют тему урока

-Как называются детеныши некоторых животных?

-Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

У насекомых -8 лап

У рыб- чешуя

У птиц тело покрыто перьями, а у животных-шерстью

Итак, у людей – ребенок;

у лисы – (лисенок);

у кошки – (котенок);

у утки – (утенок)?;

у бабочки – ?;

у кузнечика – ?

-Это первая загадка природы, и нам на уроке нужно её решить.

-Ребята, а кем в детстве была лягушка? А морской конек? Дельфин? Змея?

-Вот видите, сколько тайн преподносит нам природа!

-Как вы думаете,какую проблему мы сегодня будем вместе решать?

И какая же тема нашего урока?

Правильно, ребята! Тема нашего урока: “Развитие и размножение животных”.

-Ребята, какие группы животных вы знаете?

— Как отличить одну группу животных от другой?

— Назовите особенности насекомых, птиц, рыб, животных.

3

3

Актуализация опорных знаний

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала, повторить изученные знания о животном мире.

Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, общение, анализ.

-Одни насекомые имеют в развитии куколку, а другие – нет.

— С развитием и размножением мы познакомимся на примере насекомых.

-Например, бабочка-крапивница откладывает свои яйца на листьях крапивы с внутренней стороны. Затем из них вылупляются личинки, которые называются гусеницами. Гусеница совсем непохожа на бабочку, у нее толстое удлиненное тело. Выросшая гусеница переползает на ствол, здесь она сбрасывает шкурку и превращается в неподвижную куколку. Весной из куколки выходит взрослая бабочка. Так развиваются бабочки, пчелы, мухи и комары.

Но не у всех насекомых бывают куколки. Например, нет куколки у кузнечика. Из яйца появляется личинка, которая очень похожа на взрослое насекомое, только маленького размера. Личинка растет, периодически сбрасывая шкурку. Когда она это делает последний раз, выходит уже взрослое насекомое. Так развиваются кузнечики, тараканы, саранча

-Итак, вы узнали про два способа развития насекомых. В чем же их различие?

№1

8

4.

Проектирование и фиксация нового знания.

Организовать коммуникативное взаимодействие для расширения понятия и разнообразия размножения и развития животного мира.

Класс работает с учебником

-Они откладывают яйца.

-Либо выводится личинка, потом куколка, потом взрослое насекомое. Либо из яйца вылупляется личинка, похожая на взрослое насекомое.

(коллективное составление таблицы)

-Рыбы откладывают икру, из нее появляются мальки, которые вырастают во взрослую рыбу.

(продолжение

коллективного

составления

таблицы)

дети работают с учебником,отвечают:

-Откладывают икру, из икры выводятся головастики, которые превращаются в лягушку.

(продолжение коллективной работы)

Самостоятельная работа по учебнику.

(отвечают после прочтения)

-Откладывают яйца, из яйца вылупляется детеныш, который вырастает во взрослое животное.

Самостоятельное составление таблицы

Работа с учебником

Стр.106. Отвечают на вопрос

-Откладывают яйца, из них вылупляются птенцы, которые вырастают во взрослых птиц.

-Звери рождают детенышей, которые вырастают во взрослое животное.

Работа в парах.

Проверка

-Все свои новые познания на уроке мы с вами должны приводить в порядок, т.е. в систему. Мы вместе будем заполнять таблицу. Она состоит из трех столбцов:

Группы

животных

Размножение

Развитие

-На странице 105 учебника прочитайте о насекомых и карандашом выделите главное: как они размножаются и как развиваются.

-С чего начинается размножение насекомых?

-Каким путем идет развитие?

Заполняется таблица.

Насекомые

Откладывают

яйца

Либо:яйцо-личинки-куколка-взрослое насекомое(бабочка).Либо:яйцо-личинка-взрослое насекомое(кузнечик)

-Ребята, я уверена, что каждый из вас видел гусеницу или маленького кузнечика. А это значит, что вы познакомились с детенышами бабочки и кузнечика.

Переходим к следующим группам животных. Рыбы. Прочитайте в тексте на странице 106 абзац о рыбах. Карандашом отметьте главное в размножении и развитии рыб. Назовите.

Заполняется таблица.

Рыбы

Откладывают

икру

Икра-малёк-

рыба

-Период, когда рыбы мечут икру, называется нерестом. Некоторые породы лососевых рыб нерестятся только в верховьях рек, где самая чистая вода. Продвигаются они туда против течения, перепрыгивая через пороги, а на мелких местах буквально ползут по дну. После нереста многие погибают.

Прочитайте в учебнике, как размножаются земноводные.

Заполняется таблица

земноводные

Откладывают

икру

Икра-головастик-лягушка

-Головастик похож на маленькую рыбку с большим хвостом. Через несколько дней у него появляются задние ноги, потом передние. Хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег. На это уходит 2-3 месяца.

Следующая группа животных – пресмыкающиеся. Самостоятельно узнайте из учебник, как у них проходит развитие, подчеркните главное.

Ребята, а помните, как в сказке Р. Киплинга “Рики – тики – тави” змея Нагайна охраняла от мангуста свою кладку яиц, из которых должны были вывестись маленькие змеёныши.

Заполняется таблица.

Пресмыкающиеся

Откладывают

яйца

Яйцо-детёныш-взрослое животное

-Переходим к следующей группе животных. Давайте выясним, как размножаются птицы. В учебнике на странице 106 читаем текст, выделяем главное.

Заполняется таблица.

птицы

Откладывают

яйца

Яйцо-детёныш- взрослая птица

-Интересно, что у некоторых птиц, таких как гуси, лебеди, домашних птиц птенцы выводятся одетые пухом и через несколько часов уже бегают за матерью. У хищных птиц, таких как ворон, орел, сова птенцы вылупляются беспомощными, голыми, и родители их выкармливают продолжительное время.

Последняя группа животных – млекопитающие или звери. В учебнике на странице 108 узнайте, как размножаются звери. Прочитайте и выделите главное.

Заполняется таблица.

№2

11

5

Физкультминутка

Снять усталость у учащихся

Дети встают и выполняют физические упражнения , повторяя за учителем.

Показывает и выполняет наклоны , приседания, хлопки в ладоши, повороты.

2

6.

Выражение решения

-Насекомые, пресмыкающиеся, птицы

Насекомые: 1-я жизнь – личинка, 2-я жизнь – куколка, 3-я жизнь – взрослое насекомое.

-Звери рождают детенышей

-Откладывают икру

. -Откладывают яйца

Сообщения детей об утконосе,колюшке,морском коньке.

– Какие из животных откладывают яйца?

– Кто три раза родится?

– Чем отличается размножение зверей от других животных?

– Сравните размножение рыб и земноводных

– Сравните размножение пресмыкающихся и птиц

Но иногда природа преподносит разные сюрпризы. О некоторых из них вам расскажут ваши товарищи.

5

7

Применение знаний учениками.

Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Работа в парах.

Задание №3. Взаимопроверка.

Работа в группах.(Класс разбит на 4 команды. Каждая команда получает конверт с разрезными карточками, из которых дети должны сложить 3 цепочки развития животных).

В “Рабочих тетрадях” выполните задание №1 и №2

4

8

Итоговая часть урока.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

оценить свою работу и работу класса на уроке;

Ответы детей .

Дети оценивают свою работу на уроке.

Ребята, чем запомнился вам сегодняшний урок? Какие тайны вам открыла природа?

Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке?

— Вам удалось достичь цели?

— Кому удалось победить в «открытии» нового?

— Кому не удалось? Почему?

-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, где вы находитесь. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступень. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступень. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступень.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика