Технологическая карта урока окружающего мира по теме Холодные районы Земли Северный лед


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34»

Урок окружающего мира

Тема урока: Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

1 класс, УМК «Школа России»

Бийск, 2013

Автор: Охотникова Татьяна Александровна,

учитель начальных классов

Тема:

Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

Тип урока по целеполаганию:

Урок «открытия» новых знаний

Цель урока:

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о холодных районах земли и о животных, обитающих на этих территориях.

Задачи урока:

Образовательные: дать представление о холодных районах Земли; научить детей находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду; актуализировать знания учащихся о животных, обитающих в этих районах; учить детей устанавливать связи между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Развивающие: создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для воспитания коммуникативной культуры учащихся при работе в группе

Основные термины и понятия темы:

Северный Ледовитый океан, Арктика, Антарктида, Северный полюс, Южный полюс.

Личностные УУД:

— овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

— создать условия для принятия и освоения социальной роли обучающегося;

— развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

— первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

освоить способы решения проблем поискового характера;

— освоить основы познавательной рефлексии;

— овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

— устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

— овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

— овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

— овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД:

— активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

— готовность слушать собеседника и вести диалог;

— уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

— уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные УУД:

— усвоить, что на Земле есть очень холодные районы — Северный Ледовитый океан и Антарктида;

— находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;

— рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

— приводить примеры животных холодных районов;

— устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Межпредметные связи:

Русский язык (развитие речи — составление рассказа), технология (аппликация), изобразительная деятельность, чтение (внеурочное творческое задание).

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

Мультимедийная презентация к уроку «Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.»; модель глобуса; карточки с названиями «Арктика», «Антарктида», «Северный полюс», «Южный полюс», «Холодные районы Земли»; учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» 1 класс; печатный материал; раздаточный материал: иллюстрации с изображением животных Арктики и Антарктиды; раздаточный материал: листы с изображением Арктики и Антарктиды; раздаточный материал: сигнальные карточки-кружки зеленые и красные; конверты с заданием; раздаточный материал: карточки «Смайлики для графического диктанта; демонстративный ряд иллюстраций с изображением неживой природы Арктики и Антарктиды; демонстративный ряд иллюстраций с изображением животных Южного и Северного полюса.

Этап урока

Цель этапа

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I.Самоопределение к деятельности

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

позитивное отношение к предстоящей деятельности;

включение в учебную деятельность.

Встало солнышко давно

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Вновь урок у нас сейчас!

— Ребята! Представьте, что на вас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь.

— С хорошим настроением мы начинаем урок, на котором узнаем много интересного и удивительного.

Ученики настраиваются на работу.

II. Актуализация знаний

Подготовка к восприятию нового материала, выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.

овладеть

логическим действием обобщения;

уметь строить рассуждения на основе известных понятий.

Графический диктант

— Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чем в нем говорится, то на смайлике нарисуете улыбку, если не согласны переверните улыбку:

— ДА — НЕТ

— В прошлом вы были взрослыми? (Нет)

— Настоящее – это то, что происходит сейчас? (Да)

— Суббота придет после пятницы? (Да)

— Первый день недели это вторник? (Нет)

— Между средой и пятницей – четверг? (Да)

— Лето наступит после весны? (Да)

— Декабрь, январь и февраль – это зимние месяцы? (Да)

— Понедельник, вторник, среда – это месяцы? (Нет)

— Перед зимой идёт весна? (Нет)

— В году 4 времени года? (Да)

Проверка игры:

Итог: Кто на все 10 вопросов ответил правильно? На 9? На 8?Молодцы!

— Кто допустил более 8 ошибок? Вам надо подучить материал.

Беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока

— Какие времена года вы знаете?

— Какое сейчас время года?

— Какие признаки зимы можете назвать?

— Какой основной цвет имеет зима?

— В нашей местности происходит смена времён года?

— А меняется ли у нас погода с переходом одного времени года к другому?

— Ребята, а как думаете, есть ли на нашей планете Земля такие места, где всегда холодно?

Ученики работают индивидуально

Взаимопроверка

Ученики отвечают на вопросы учителя

Ученики высказывают свои

мнения.

Карточки «Смайлики» для графического диктанта

Слайд № 2

Слайд № 2

III. Постановка учебной задачи

Создание условий для формулирования детьми цели урока. 

умение осознавать и формулировать 

цель работы на уроке с помощью учителя

понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

уметь использовать анализ, сравнение для выявления общих и различных свойств понятий;

находить на глобусе Северный Ледовитый океан, Антарктиду, Северный и Южный полюса.

Инсценирование

— А знаете ли вы, что…

Десятки тысяч лет назад весь наш мир был не таким как сейчас. Вечные снега и нетающие льдины покрывали всю Землю. Всегда одинаково холодно, пустынно и печально было здесь. Никогда не заглядывало сюда веселье. А звери и птицы жили на одной огромной льдине. А вот и они.

Учитель.

Однажды белый медведь сидел на льдине и рычал.

Учитель.

Но на пир без таких костюмов не пускают.

Пингвины учтиво поклонились и тут же отвернулись от медведя.

А медведь так обиделся, он потерял всякую надежду повеселиться, бухнулся в воду и поплыл искать себе другую льдину. Он остался совсем один.

Да, медведь – не пингвин!

С тех пор живут белые медведи и пингвины в разных частях света.

Практическая работа с использованием глобуса

— Кто знает, где могут жить белые медведи и пингвины?

— Отгадайте загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

— А что такое глобус?

(У учителя на столе демонстрационный глобус).

Рассмотрите глобус и попробуйте догадаться, где же постоянно холодно? Что вам помогло?

Давайте прочитаем, что написано на этих участках. Сначала на верхнем участке.

Скажите, каким цветом на глобусе обозначают океаны?

-Почему же тогда Северный Ледовитый океан окрашен в белый цвет?

— Большая часть Северного Ледовитого океана постоянно покрыта льдом и снегом. Океан вместе с островами называют Арктикой.

— Может быть кто-то знает, как называется это место?

— В этом районе земли расположен Северный полюс.

(Учитель показывает на демонстрационном глобусе Северный полюс).

— Теперь давайте прочитаем, что написано на нижнем белом участке глобуса.

— Вы уже, наверное, догадались, почему Антарктида тоже окрашена в белый цвет?

— Антарктида – это огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда.

— Что же здесь располагается?

— Здесь располагается Южный полюс.

(Учитель показывает на демонстрационном глобусе Южный полюс).

— Итак, Северный и Южный полюсы расположены в противоположных частях нашей планеты Земля.

— Теперь сравним: что общего между Северным Ледовитым океаном и Антарктидой?

— А какое отличие между ними?

— Итак, скажите, так куда же мы сегодня отправимся в путешествие?

— Тема урока: Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

— Давайте вместе определим задачи, которые будем решать на уроке.

— Каждый из вас высказал задачу урока, и все они будут являться ступеньками к достижению цели нашего урока. Как вы думаете, какой?

— Цель нашего урока: Формирование первоначальных представлений о холодных районах земли и о животных, обитающих на этих территориях.

Сценка.

(Вместе)

Мы – пингвины!

1- й пингвин

Не страшны нам холода

В радость нам большие льдины

И холодная вода.

2- й пингвин

Ну и что, что не летаем,

Любим рыбу, не поём.

Лучше всех зато ныряем,

Дружною семьёй живём.

Выходит белый медведь.

Весь я белый от зимы

От метельной кутерьмы.

Так давно живу я здесь

Потому и белый весь.

Среди снегов и льда гуляю

За рыбой в холодную воду ныряю.

Медведь.

Мне так скучно.

У нас на льдине совсем не бывает праздников, хорошо, что пингвины решили устроить пир!

Медведь.

А я пойду!

Добрый вечер!- буркнул медведь.

Высказывание предположений

Ответы детей

(У каждой группы — глобус).

Ученики высказывают свои мнения.

Высказывание предположений

Высказывание предположений



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика