Технологическая карта урока музыки 3 класс Музыкальные инструменты Скрипка


Технологическая карта урока музыки по теме «Музыкальные инструменты. Скрипка» 3 класс. (Программа Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева).

Подготовила учитель музыки МБОУ – Полужская ООШ Пинчукова Елена Фёдоровна.

Предмет: музыка 3 класс.

Тема урока: «Музыкальные инструменты. Скрипка».

Цели урока:

Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно- смычковом инструменте.

Знакомство с выдающимися скрипичными мастерами и исполнителями.

Знакомство с музыкальными произведениями:

— «Мелодия» П.И. Чайковский;— «Гроза» из цикла «Времена года» А. Вивальди;

— «Каприс № 24» Н. Паганини.

Задачи урока:

Образовательные:

Получение знаний о музыкальном инструменте – скрипка, истории её создания и особенностях звучания.

Закрепление имеющихся знаний о музыкальных произведениях К. Глюка, П. Чайковского.

Знакомство с музыкальными произведениями для скрипки Чайковского, Вивальди, Паганини.

Введение музыкального понятия “Каприс”.

Развивающие:

1. Развитие навыков анализа музыкального произведения.

2. Развитие вокально-хоровых и ритмических навыков.

Воспитательные:

Воспитание интереса и любви к музыке, миру прекрасного.

Формируемые универсальные учебные действия

Направленные на достижение предметных результатов:

— развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству;

— умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;

углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями: «Мелодия» П.И. Чайковский, «Гроза» из цикла «Времена года» А. Вивальди и «Каприс № 24» Н. Паганини;

— понимание особенностей музыкального жанра «Каприс».

Направленные на достижение метапредметных результатов:

— самостоятельное определение темы и целей урока, планирование, контроль и оценивание учебной деятельности;

— формирование информационной компетенции, связанной с поиском, оценкой и восприятием информации;

— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, оценки и исполнения музыкального произведения.

— формирование коммуникативных компетенций.

Направленных на достижение личностных результатов:

формирование интереса к музыкальным занятиям;

понимание эмоциональной силы музыки и формирование умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений;

осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком, виртуозном уровне, пытаясь эмоционально самовыразиться;

Оборудование и средства обучения:

учебник Г.П. Сергеевой «Музыка». 3 класс;

магнитофон, компьютер, проектор, экран.

Художественный материал:

портрет композиторов П. Чайковского, А. Вивальди;

— репродукция картины С. Коненкова «Паганини»;

— изображения музыкальных инструментов;

К. Глюк. Фрагмент «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» (запись);

— П. Чайковский «Мелодия» (запись);

А. Вивальди. «Гроза» (видеофрагмент);

— Н. Паганини «Каприс № 24» (запись);

«Слон и скрипочка» муз. Юдахиной, сл. Татаринова (аудиозапись)

Организационная структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент

Звучит «Мелодия»

К. Глюка

Подготовка класса к работе.

Регулятивные:

— настрой на урок.

Личностные УУД:

— формирование эмоциональной отзывчивости.

1.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

— Как называется услышанное нами произведение? Кто его автор? Из какого музыкального произведения этот отрывок?

— Какой инструмент солирует?

— Как звучит голос флейты в этом произведении, какое настроение передаёт флейта?

— Давайте вспомним, а что мы узнали о флейте на прошлом уроке?

Отвечают на поставленные вопросы, используя знания, полученные на предыдущем уроке.

Индивидуальные ответы.

Познавательные УУД:

— повторение ранее изученного материала.

Коммуникативные УУД:

— умение строить грамотное, красивое сообщение.

Регулятивные УУД:

— контроль;

— коррекция.

Личностные УУД:

— формирование интереса к музыке;

формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.

3.Фиксация затруднений в деятельности.

— А сейчас мы послушаем ещё одно произведение, которое тоже называется «Мелодия», но автор его П.И. Чайковский.

(Слушают «Мелодия» П. И. Чайковского)

— Как вы думаете, похожи ли эти произведения: «Мелодия» Глюка и «Мелодия» Чайковского, и чем они отличаются друг от друга?

— Верно, мы слышим солирующее звучание другого инструмента, и вы правильно определили, что это скрипка.

(показ скрипки).

— Что вы знаете об этом инструменте?

— Где и когда появились первые скрипки?

— Каких известных скрипачей вы знаете?

Слушание музыкального произведения.

Выявление характерных при-знаков произведений (анализ характер звучания, узнавание музыкальных инструментов); сравнение и поиск схожести и различия.

Ответы на поставленные вопросы и выяснение недостатка имеющихся знаний по обсуждаемому вопросу.

Познавательные УУД:

— знакомство с новым музыкальным произведением:

«Мелодия» П. И. Чайковского).

Регулятивные УУД:

— умение слушать и анализировать характер музыкального произведения;

— умение сравнивать, видеть общее и различие;

— умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы.

Коммуникативные УУД:

— умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения.

Личностные УУД:

— распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

— развитие умения различать звучащие музыкальные инструменты.

4.Определение темы урока и постановка учебной задачи.

— Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

— Попробуйте сформулировать тему урока.

— Верно, тема нашего урока «Музыкальные инструменты. Скрипка».

А главная цель нашего урока: познакомиться со скрипкой, узнать, как звучит этот инструмент и почувствовать, какие настроения можно передать с помощью скрипки.

Учащиеся формулируют тему урока, пытаются определить его цели и задачи.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение темы и целей урока;

Регулятивные УУД:

— планирование деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

— умение слушать и размышлять.

Личностные УУД:

формирование интереса к музыкальным занятиям.

5.Построение проекта выхода из затруднений.

— Откройте с. 100 в учебнике и посмотрите на репродукцию картины К. Петрова-Водкина «Скрипка». Попробуйте описать этот инструмент.

— А теперь прочитайте статью в учебнике на с. 100-101 и подготовьте небольшой рассказ о скрипке.

(Учитель расширяет сведения, полученные из учебника).

Родина скрипки — Италия. Изготовить такой инструмент — дело непростое. Дерево нужно срубать весной, когда оно оживает и листья вытягивают влагу из ствола. Для верхней поверхности — еловое, для нижней – белоствольный клён. Очень затейливая форма у скрипки. Посмотрите, какие капризно изогнутые линии! На верхней деке — фигурные прорези для выхода звука наружу.

Это — гриф, на который натянуты 4 струны через всю скрипку. Звук извлекается с помощью смычка — это деревянная трость с натянутой лентой из конского волоса.

Говорят, что скрипка умеет плакать и смеяться, горевать и радоваться, будто у скрипки есть душа, а голос её близок человеческому голосу, человеческой речи.

— Давайте сейчас ещё раз послушаем «Мелодию» композитора П. И. Чайковского. Послушайте и подумайте, о чём рассказывает скрипка своим необыкновенным голосом?

(Звучит запись произведения).

О чём же рассказывает скрипка? Какую картину вы себе представили? Какое настроение она нам передаёт?

Именно благодаря теплому певучему

задушевному голосу скрипки, близкому взволнованной человеческой речи, мы

чувствуем настроение тепла, света, волнения и мечты:

Звезды водят хоровод.

Светит в тишине луна.

Скрипка песенку поёт,

Песенку поёт струна.

И взлетает в небосвод

Синий парус ветерка,

В море музыки плывет

Лодочка смычка.

П. Синявский, «Мелодия»

Но не всегда скрипка звучит мягко и нежно. Скрипка может передавать разные чувства и состояния души и рисовать разные картины природы. Сейчас мы послушаем фрагмент ещё одного музыкального произведения. Послушаем, как его будут исполнять струнные смычковые инструменты. Подумайте, какое название можно ему придумать?

(Звучит произведение

А. Вивальди. Гроза. Из цикла «Времена года»).

Как бы вы назвали это произведение? Правильно, это фрагмент из произведения итальянского композитора Антонио Вивальди под названием «Гроза» из цикла «Времена года».

— Как звучала эта музыка? Посмотрите, как скрипка может передавать абсолютно разные чувства, которые выражают в своей музыке два композитора — Чайковский и Вивальди.

Работают с учебником: описание-рассуждение о репродукции к картине.

Читают статью учебника о скрипке и готовят небольшой рассказ об инструменте.

2-3 ученика, дополняя друг друга, рассказывают о скрипке.

Слушают дополнения учителя.

Слушают музыкальное произведение и пытаются представить, о чём рассказывает скрипка.

Делятся впечатлениями от услышанного, пытаясь выразить настроение от услышанной музыки.

(Возможные ответы детей:

-настроение оживления, волнения, пробуждения, мечтательности, поэтичности).

Слушают пояснения учителя.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика