Технологическая карта и сценарий урока музыки в 1 классе по теме Музыкальные инструмент


Технологическая карта урока музыки

Тема

Музыкальные инструменты.

Дата

Педагогическая цель

Знакомиться с музыкальными инструментами.

Тип урока

Комбинированный.

Планируемые результаты образования

Предметные: знать понятие народная музыка, уметь определять на слух звучание свирели, рожка, дудочки, гуслей. Знакомство с народной музыкой и инструментами.

Личностные: формирование положительного отношения к учению.

Метапредметные: Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, потребность в общении с учителем.

Формы и методы обучения

Фронтальный, практический.

Основное содержание темы, понятия и термины

Музыкальные инструменты (свирель, рожок, дудочка, гусли)

Образовательные ресурсы

Таблица «Музыкальные инструменты», Магнитофон, диск с песнями: «Полянка» (свирель),«Во кузнице» (рожок),«Как под яблонькой» (гусли),«Пастушья песенка» (французская народная песня).

Сценарий урока

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Эмоциональный настрой на урок.

Учитель приглашает детей в класс под музыку(«Полянка», русский народный наигрыш),

Учащиеся входят в класс под музыку, они произвольно, интуитивно выполняют музыкально-ритмические движения руками – подражают игре на различных музыкальных инструментах, которые в звучании оркестра узнают, корпусом тела изображают танцевальные движения.

Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

2. Актуализация опорных знаний.

Обеспечение мотивации.

— Сегодня впервые на нашем уроке звучит такая веселая, задорная музыка?

— Чему подражали вы своими движениями?

— Как называются такие музыкальные инструменты?

— Какому народу они принадлежат?

— Каждый музыкант играл отдельно? — Как называется музыкальный коллектив, в котором все музыканты играют одновременно, вместе?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Играли на музыкальных инструментах: дудочке, балалайке, на ложках… дети называют знакомые им инструменты, выполняли танцевальные движения.

Народные.

Русскому народу.

Оркестр, оркестр народных инструментов

Умение участвовать в диалоге, слышать собеседника, точно высказывать свои мысли.

Фронтальный. Устные ответы

3. Постановка цели урока.

Принятие целей учебно- познавательной деятельности.

Сегодня мы будем знакомиться с народной музыкой и инструментами, научимся определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей.

Слушают объяснение учителя и формулируют учебную задачу.

Принимать и выполнять учебную задачу.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

4. Освоение новых знаний и способов деятельности.

Работа по учебнику.

Стр. 24-25

Таблица «Музыкальные инструменты»

Презентация «Народные инструменты»

Слушание:

русская народная песня-наигрыш «Во кузнице»

французская народная песня-канон « Пастушья песня»

— Голос какого музыкального инструмента звучал выделяясь, солируя?

— Как звучал голос у этой дудочки?

— А сейчас мы откроем учебник на развороте стр. 24 и мы с вами посмотрим рисунок и поймем — куда нас пригласила в гости наша Муза?

— А из чего же сделан его музыкальный инструмент?- ответ на этот вопрос мы найдем в поэтических строках (читаем текст — стр.25).

— Какое чувство вызвали у вас эти стихи, как они прозвучали?

– Почему?

— Действительно веселиться и радоваться плакать и петь может свирель.

( зрительный ряд – слайды).

— Из чего же сделана поющая дудочка?

Обращаемся к рисунку на стр. 25 – речной тростник (рассказ учителя о времени появления первых музыкальных инструментов, о природных материалах (тростник, дерево), из которых они создавались, они имели свой неповторимый внешний вид, свой голос, свое название).

— Сейчас мы услышим голос еще одной дудочки, которую зовут – рожок.

— Какой голос у рожка?

— Песенные, танцевальные или маршевые черты вы в ней слышали? У.- Вы слышали звучание одного инструмента?

— А сейчас мы услышим не голос еще одного музыкального инструмента, а необычный музыкальный рассказ о нем.

— Чем являются в этой песне слова «ту-ру, ту-ру, ту-ру-ру»?

Слушают объяснение учителя и отвечают на вопросы:

Дудочка.

— Ярко, звонко, задорно, игриво.

— Девушки в народных костюмах пляшут под веселые звуки дудочки, на которой играет мальчик-пастушок, — его образ мы видим в центре разворота учебника.

Чтение текста на стр. 25.

— Нежно, задумчиво, ласково, немного грустно.

— Слова – «Плачет и поет она»

Просмотр презентации.

Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова на стр. 28 Вывод после прочтения: свирель – деревянный духовой инструмент.

Слушают музыку, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы:

— упругий, яркий,

-три жанровые основы.

Разучивание главной мелодии со словами (обращение к развороту учебника на стр.24 – чтение текста песни )

Осознанно строить речевое высказывание, формулировать своё мнение.

Знакомятся с народными музыкальными инструментами (рожок, свирель, дудочка)

Умение слушать и вступать в диалог.

Групповой.

Устные ответы

Наблюдение учителя.

5. Физкульт-минутка.

Музыкальная физкультминутка

Исполнение в ансамбле с учителем 2.3 куплетов« Пастушья песня». Учитель поет со словами.

Дети встают и исполняют слова – припевки, выполняя движения, имитирующие игру на дудочке.

Осуществлять профилактику утомления.

Коллективный. Наблюдение учителя.

6. Освоение новых знаний и способов действий.

Работа по учебнику.

Стр. 25

Таблица «Музыкальные инструменты»

Слушание:

русской народной песни «Как под яблонькой»

Презентация «Народные инструменты»

Слушание:

звучат «Былинные наигрыши»

— А сейчас прозвучит музыкальное произведение и вы вместе с музыкантами будете исполнять его на воображаемом музыкальном инструменте, а я посмотрю – узнаете ли вы его голос?

— Как звучали гусли, какую мелодию они исполнили.

-Почему?

-А что вы мысленно делали со струнами, когда воображали игру на гуслях.

Значит гусли – струнно–щипковый инструмент

(зрительный ряд – слайды).

Учитель читает поэтический текст 2. на стр.25.

-Звучит ли в этих словах музыка?

– Похоже ли это повествование на мелодию, которая сейчас прозвучит? Учитель предлагает учащимся изобразить игру на музыкальном инструменте.

— Какой музыкальный инструмент мы услышали и изобразили?

Дети вначале изображают игру на балалайке, затем некоторые узнают гусли, вместе приходят к общему выводу – гусли.

Ответы на вопросы:

Гусли звучали так же, как свирель — звонко, задорно, весело, они исполнили плясовую мелодию, но по другому.

– Звучание было похоже на голос балалайки, ведь гусли тоже – струнный инструмент.

— Перебирали, ударяли по ним, отщипывали струны.

Дети размышляют о том, что эти слова звучат как старинный напев — неторопливо, широко, распевно, протяжно, почти как песня.

Имитация перебора струн.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Умение слушать и вступать в диалог.

Фронтальный.

Устные ответы.

Самоконтроль

8. Рефлексивно-оценочный.

Обобщение и оценка.

Выставка и анализ работ.

— А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали.

— Что узнали нового?

— Что особенно вам понравилось? Почему?

Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».

— Спасибо за работу.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Оценивают с помощью «Светофора» свою работу на уроке.

Уметь выражать свои мысли.

Давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Наблюдение учителя Оценивание учащихся Самоконтроль и самооценка






See also:
Яндекс.Метрика