Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру Из книжной сокр


Конспект открытого урока

Предмет окружающий мир 4 класс

Тема урока «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Тип урока: комбинированный урок

Цель: формировать представление о возникновении славянской азбуки,

о появлении письменности на Руси;

Задачи: формирование учебно-познавательных компетенций: дать представление о летописях как исторических документах, проверка

умений самостоятельно конструировать свои знания

формирование информационных компетенций: учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы,

обобщать; развитие коммуникативных способностей учащихся: сотрудничество, обмен мнениями, работа в парах, группах

речь учащихся, воссоздающее воображение;

Оборудование: — компьютер, медиапроектор, экран, презентация учителя «Из книжной сокровищницы Древней Руси»;

— карточки, листы с тестами для учащихся, алфавит, поощрительные жетоны;

— учебник «Мир вокруг нас», 4 класс, А.А. Плешаков, «Рабочая тетрадь», 4 класс А.А. Плешаков.

Приемы реализации: создание заданий исследовательского характера; задания на сравнение и анализ ранее полученной информации; задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию, выполнение творческих заданий.

Формы организации: групповая (работа в парах), индивидуальная, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, эвристический, практический, контроля и самоконтроля.

Ожидаемый результат: все учащиеся должны получить представление о возникновении славянской азбуки, возникновении письменности

на Руси; уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми.

Этапы работы

Предполагаемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу.

«Вот опять звенит звонок —

Приглашает на урок.

Начинаем мы опять

По истории шагать»

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Подготовка учащихся к данному уроку

Цель: проверка готовности учащихся к уроку и настрой на работу.

Метод: чтение литературного произведения (стихотворения)

Критерии:

— время, затраченное на организацию работы;

— готовность учащихся;

— время включения ребенка в учебную деятельность;

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Проверка домашнего задания:

— сейчас мы проверим с вами, что вы узнали о городах 10-11 веков Киеве и Новгороде.

Индивидуальная работа по карточкам (Приложение 1)

4 человека работают с карточками

Карточка 1. Расскажите, что такое кремль.

Карточка 2. Что вам известно о занятиях новгородцев?

Карточка 3. Какие великолепные сооружения украшали Древний Киев?

Карточка 4. В чем важность открытия берестяных грамот?

Фронтальная работа.

Тест (Приложение 2)

Раздача тестов. Объяснение правил выполнения теста.

Выполнение, взаимопроверка и взаимооценка.

(Ключ: а б б б в а в б а в) 10 – «5» 8-9 – «4» 6-7 – «3»

Инсценировка (рассказ о своем городе)

А) Новгородец и иноземный купец.

Б) Новгородец и житель другого города.

Давайте послушаем ребят, оценим их ответ, добавим, что еще можно рассказать о Древнем Новгороде.

4 человека работают с карточками

Работа с тестом

взаимопроверка

Ключ:

а б б б в а в б а в

инсценировка

Оценивание уч-ся

выступающих

Дидактические задачи:

— выявить осуществление выполнения домашнего задания;

— обнаружить пробелы;

углубить знания по данной теме

Цель: проверить у учащихся сформированность представлений о городах 10-11 веков Киеве и Новгороде.

Методы:

Индивидуальная работа по карточкам

Метод организации совместной деятельности учащихся: Тестирование

Метод мотивирования учебной деятельности: инсценировка.

Критерии оценивания ответов учащихся: количество правильных ответов. (Ключ: а б б б в а в б а в). 10 – «5» 8-9 – «4» 6-7 – «3».

Чередование форм работы (индивидуальная, группами, общее обсуждение).

Критерии оценивания инсценировки:

Полнота изложения материала, погружение в «эпоху», сценическое мастерство, выразительность, доступность,

соответствие материала данной теме.

3.

Подготовка к восприятию нового материала. (Сообщение темы и постановка цели урока.)

Сообщение темы (слайд 1)

Тема урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

— На прошлом уроке мы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели писать и читать. Каковы цели этого урока, вы определите, восстановив предложения. (Слайд 2,3):А) письменность Кто Руси славянскую на создал?Б) на чем Руси На писали и чём?

Задачи урока: нахождение ответов на поставленные вопросы.

Самостоятельное целеполагание

Цель урока: формировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси

Осуществление личностно — ориентированного подхода к обучению через целеполагание.

Задача для учащихся:

нахождение ответов на поставленные вопросы.

4.

Б)

5

6

Изучение нового учебного материала.

А) Возникновение славянской письменности

Физминутка – упражнения для снятия утомления с мышц туловища

Продолжение работы над темой урока

Изучение нового учебного материала:

1. Кто создал на Руси славянскую письменность? (поиск ответа на вопрос)

— Ребята, а знаете ли вы, что книги появились очень давно. Первые книгистоили очень дорого и обращались с ними как с произведением искусств.

Впрочем, давайте начнем по порядку.

Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст (слайд 4,5).

Однажды Византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему:

«Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка»

— Чем отличаются буквы и звуки? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим)

Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали ее в честь Кирилла — Кириллицей.

Кто и с какой просьбой обратился к Византийскому императору? (прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа»)

-Кто создал первую славянскую азбуку? (Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита.)

-Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? (Старший брат Мефодий)

Сообщение учителя, составление слов

Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. (слайд 6)

Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них.Рассмотрите иллюстрацию (Слайд 7). Какие великолепные сооружения украшали древний Киев? Аз Какие великолепные сооружения украшали древний Киев?Буки

Составьте слово «баба», используя старославянские буквы

Проверка по образцу

Какие великолепные сооружения украшали древний Киев?Какие великолепные сооружения украшали древний Киев?Какие великолепные сооружения украшали древний Киев?Какие великолепные сооружения украшали древний Киев? (Слайд 8).

-Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой?

(По названию первых букв). Эта азбука называлась глаголица. (Слайд 9-11). Известно, что слово глаголпереводится как «слово», «речь».

С помощью глаголицы можно было записать устную речь.

В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей. Она была создана Кириллом в 863 году.

Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь.

— 863 год – какой век?

В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменностии культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открытпамятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установленаНеугасимая Лампада – знак вечной памяти. (Слайд 12).

Упражнения для снятия утомления с мышц туловища

2. На чём и чем писали в Древней Руси?

-Рассказ учителя.

В Древней Руси создавались летописи.

— Что такое летопись? Летопись-описание событий по годам.(Славянское слово «лето» -переводится год)

Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина» (Слайд 13).

В конце 11веке — начале 12 века в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись– « Повесть временных лет». (Слайд 14).

О содержании своего труда сам Нестор писал так:

«Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть»

(перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство». ) (Слайд 15).

Летопись писали от руки, гусиным пером, тщательно выписывались буквы, заставки.Специальный художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы,орнамент. Труд был очень кропотливый и долгий.

Работа с учебником. (стр. 56-57). (Слайд 16).

Сейчас вы сами прочитаете статью в учебнике стр.56-57 ,

Найдете ответ на следующие вопросы:

1.Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? (Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики)

2.Какие чернила использовали для письма? (Черные или коричневые)

3.Что такое киноварь? (краска оранже-красного цвета) Охра? (Краска желтого цвета)

4. Какими были книги в Древней Руси? (Слайды 17-19).(Описание книги учащимися)

Чтение статьи, ответы на вопросы.

Цель: Проверить понимание прочитанного, умение выделять главное.

Чтение текста

Ответы на внутритекстовые и послетекстовые вопросы

Методы обучения:

Использование ТСО

Беседа, наблюдение

Проблемное изложение материала

Использование иллюстративного материала

Демонстрация

Форма изложения учебного материала – урок – практическая работа

Проблемная ситуация

Поисковая деятельность

Нахождение ответа на первый вопрос: «Кто создал на Руси славянскую письменность

Б)

В)

Г)

Знакомство с двумя вариантами славянской азбуки

Физ. минутка

Продолжение работы над темой урока

Сообщение учителя, творческое задание. Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. лайд 6).

Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них.Рассмотрите иллюстрацию. (Слайд 7). Какие великолепные сооружения украшали древний Киев? Аз Какие великолепные сооружения украшали древний Киев? Буки



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика