Цикл с постусловием


Конспект урока

Ф.И.О. учителя: Фанифатьева Ирина НиколаевнаКласс: 10Тема: «Алгоритмизация и программирование»Тема урока: «Цикл с постусловием»

Урок №4

Тип урока: объяснение нового материала (использование интерактивных технологий)

Вид урока: комбинированный

УМК: Угринович Н. Д., Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов

Уровень обучения: базовый

Цель урока: научить обрабатывать информацию, используя алгоритмическую конструкцию цикла с постусловием

Задачи урока:

Образовательные:

ознакомление учащихся с новым для них видом цикла — цикла с постусловием; усвоение правильности описания этого вида цикла в блок-схеме и программе на языке Паскаль;

ознакомление учащихся по использованию нового вида цикла и сравнение с известным видом цикла ― циклом с постусловием

ознакомление с изменением программы, отладкой и просмотром полученных результатов (связь с прошлыми уроками);

контроль усвоения полученных знаний учащимися при выполнении самостоятельного задания; закрепление в д/з.

Развивающие:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.

Воспитательные:

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации.

выработка навыков:

применения средств ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности

Средства обучения: Интерактивная доска IPBOARD; ПК; рабочий лист ученика (распечатка)

Программно-методический комплекс: Программное обеспечение IPBOARD, Pascal ABC; Word 2007, PowerPoint 2007., LearningApps.org

УМК:

1. Информатика и ИКТ. Учебник. 10-11 класс. Угринович Н.Д. — М., Бином. 2010.2. Немнюгин С., Перколаб Л., Изучаем Turbo Pascal. ― СПб.: Питер, 2001.

План урока

п/п

Этап урока

Приёмы

Время (мин)

1

Организационный

Подготовка учащихся к уроку

1

2

Проверка д/з

1 человек у доски, остальные за ПК

5

3

Подготовка к усвоению нового материала

Заполнение 1 столбца сравнительной таблицы

2

4

Усвоение нового материала

Демонстрация презентации и добавление записей в распечатку

10

5

Закрепление новых знаний

Работа в группах за 1 ПК

15

6

Первичная проверка понимания нового материала. Повторение пройденного материала.

Защита работ у доски по группам (1-2 человека)

13

7

Обобщение и систематизация новых знаний.

Заполнение 2 столбца сравнительной таблицы

2

8

Подведение итогов урока. Информирование о д/з

Комментарий учителя и распечатка

2

Ход урока:

Организационный момент: учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку (конспект, авторучка, др. принадлежности). Учитель проверяет готовность учеников к уроку.

С целью проверки д/з один ученик выходит к интерактивной доске (на ней учителем заранее сделана заготовка-шаблон в программном обеспечении IPBOARD для проверки д/з) и, передвигая операторы инструментом «Выбор», составляет правильный вариант блок-схемы на доске, а в программе заполняет пропуски красным карандашом (рис.1). Остальные учащиеся пересаживаются за ПК и выполняют д/з в LearningApps.org (с целью проверки себя), используя подсказки данного сервиса в случае неправильного выполнения задания (рис.2, рис.3, рис. 4). Учитель проверяет правильность выполнения д/з на доске и на компьютере.

По мере выполнения д/з учащиеся пересаживаются за парты.

Каждому ученику на урок выдаётся распечатка — рабочий лист. На данном этапе урока заполняется первая колонка сравнительной таблицы (рис. 5), с целью повторения основных моментов алгоритмической структуры цикла с предусловием. Учитель следит за правильностью заполнения.

В качестве мотивации перехода к новой теме учитель задаёт вопрос: «А как вы думаете, можно ли в цикле поменять условие и тело цикла местами?». Выслушивает возможные предположения и предлагает посмотреть презентацию.

В презентации на основе задачи, решённой в д/з и разобранной учащимися, учитель демонстрирует как условие и тело цикла меняются местами. При этом обращает внимание, что условие цикла меняется на противоположное; условие входа в цикл возможно до тех пор, пока условие ложно, а условие выхода из цикла — это истинность условия цикла. Мы действительно получили новый вид цикла — цикл с постусловием. Объявляется тема урока: «Цикл с постусловием». Так как это новый вид цикла, то в самой программе появятся новые зарезервированные слова: repeat … until. Особенностью этой конструкции является то, что операторские скобки в теле цикла не ставятся, даже если в нём присутствует более одного оператора (в отличие от цикла с предусловием).

С помощью анимации объектов в презентации наглядно показывается как условие и тело цикла меняются местами и как появляются новые зарезервированные слова в данном виде цикла (рис.6, рис. 7, рис.8). Учащиеся заполняют пропуски в блок-схеме и программе по новой теме в рабочей тетради.

Ученики рассаживаются по группам за один ПК. У каждой группы своя задача (задачи для групп пропечатаны на рабочем листе). Все задачи были решены на предыдущих уроках с использованием цикла с предусловием. Перед учащимися ставится задание (рабочий лист учащегося, рис. 5): решить те же задачи (т. е. изменить её решение), используя цикл с постусловием. Идёт обсуждение решения в группах. На компьютере должна быть составлена рабочая программа, которая сохраняется в общую папку «Готовые работы».

Учитель помогает при возникновении трудностей.

Учащиеся по мере выполнения задания пересаживаются за парты.

От каждой из групп выходят по 1-2 учащихся к интерактивной доске. Показывают программу в режиме «Контроля», а в режиме «Комментариев» рисуют рядом с программой соответствующую блок-схему (рис.9).

Учащиеся не этой группы зарисовывают блок-схему в тетрадь.

Учитель следит за правильностью объяснения. Задаёт вопросы по новой теме, чтобы ещё раз обратить внимание учащихся на особенности цикла.

На рабочем листе заполняем второй столбец сравнительной таблицы по новому виду цикла — цикла с постусловием, т.о. обобщая и систематизируя новые знания. Один учащийся у доски, остальные на рабочем листе.

Учитель подводит итоги урока: достигнута ли цель урока, что понравилось в работе учащихся, выставляет оценки за урок.

Комментирует распечатку с д/з.

Материалы к уроку

Таблица по информатике с пост условием

Рис. 1

рис. 5 Рабочий лист

Заполните 1-ю колонку таблицы.

Вопросы

Цикл с предусловием

Цикл с постусловием

Это цикл, у которого … (заранее известно количество повторений/неизвестно количество повторений).

Это цикл, у которого вначале стоит … (условие цикла/тело цикла), а затем идёт (условие цикла/тело цикла).

Тело цикла выполняется до тех пор, пока условие цикла …(истинно/ложно).

Условие выхода из цикла… (истинность условия/ложность условия).

Если в теле цикла находится более одного оператора, то ставятся операторские скобки… (да/нет)

Для завершения цикла (избежать зацикливания) в теле цикла должен находиться оператор, который изменяет значение

Тело цикла повторится хотя бы один раз независимо от истинности или ложности условия… (да/нет)

Как нужно поставить условие в сказке «Колобок», чтобы получился данный вид цикла? (колобок съеден/колобок не съеден)

Заполни пропуски:

нач.

x:= -2

y:= -2,4x2 + 5x — 3

x, y

x:= x + 0,5

кон.

program znach_f;

var x,y:real;

begin

x:= -2;

y:=-2.4*sqr(x) + 5*x – 3;

writeln(x:4:1,’ ‘,y:4:1);

x:= x + 0.5;

end.

Выполните задание для своей группы (блок-схема в тетрадь, программа на компьютере)

Составьте блок-схему и программу подсчёта количества цифр натурального числа а, введённого с клавиатуры. Программу сохраните в Сеть/TEACHER/готовые работы под именем 1gruppa.pas. Выберите того, кто будет защищать работу у доски.

Составьте блок-схему и программу подсчёта суммы цифр натурального числа а, введённого с клавиатуры. Программу сохраните в Сеть/TEACHER/готовые работы под именем 2gruppa.pas. Выберите того, кто будет защищать работу у доски.

Составьте блок-схему и программу подсчёта произведения цифр натурального числа а, введённого с клавиатуры. Программу сохраните в Сеть/TEACHER/готовые работы под именем 1gruppa.pas. Выберите того, кто будет защищать работу у доски.

Вернитесь к таблице из №1 и заполните 2-ю колонку.

Домашнее задание:

Выучить разобранные 3 задачи в классе.

Составьте блок-схему и программу подсчёта количества только нечётных цифр натурального числа а, введённого с клавиатуры.

Цикл с постусловием это

рис.2

Таблица по информатике с пост условием

рис. 3

Цикл с постусловием это

рис. 4

Таблица по информатике с пост условием

рис. 6

Цикл с постусловием это

рис. 7

Таблица по информатике с пост условием

рис. 8

рис. 9

Цикл с постусловием это






See also:
Яндекс.Метрика