Цифровые диктанты по русскому языку 4 класс


ЦИФРОВЫЕ ДИКТАНТЫ

На уроках русского языка я использую такую форму работы как цифровые диктанты. Такие диктанты позволяют отрабатывать навыки различных языковых явлений на слух, помогают проводить первичный контроль, закреплять учебный материал на практике, а также можно использовать при переходе от одного этапа урока к другому.

Методика проведения цифрового диктанта

Какое-либо понятие или языковое явление условно обозначается цифрой.

Данное условное обозначение обязательно записывается на доске.

Учитель диктует слова ( словосочетания, предложения ), а обучающиеся фиксируют в тетрадях только цифры.

В результате получается определённый код, который легко и быстро проверить.

Такой вид учебной работы позволяет сэкономить время на уроке, способствует накопляемости оценок, развивает интерес у обучающихся.

Цифровые диктанты по разделу «Предложение»

( разработаны по учебнику «Русский язык», 4 класс, Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова )

Словосочетание и предложение

№ 1.

1 – словосочетание

2 – предложение

Сильный ветер, плавает рыбка, работал в саду, тёплое пальто. Дружные ребята. Идёт дождь. Наступила осень, ножка стола. Урожай капусты, еду в город.

КОД: 1, 2, 1, 1, 1, 2, 2, 1, 1, 1

№ 2.

1 – словосочетание

2 – предложение

Зеленеют листья, чудесный платок, сверкает на солнце, листья осины, шёл снег, автор рассказа, деревья пожелтели, написал сочинение, ягоды малины, сгустились тучи.

КОД: 2, 1, 1, 1, 2, 1, 2, 1, 1, 2

№ 3.

1 – предложение

2 – словосочетание

Улетели на юг, светит солнце, дует ветер, высокая сосна, жил в Москве, городская улица, журчит ручей, прыгают белки, малиновый сок, растут грибы.

КОД: 2, 1, 1, 2, 2, 2, 1, 1, 2, 1

Виды предложений

№ 1.

1 – повествовательное

2 – вопросительное

3 – побудительное

Тихо журчит лесной ручей.

Что такое аптека?

Солнце уже скрылось за лесом.

Зачем вы меня разбудили?

Собирай ягоды осторожно!

Погода в июле стояла жаркая.

Пойдём, папа, домой.

Почему ты не пришёл?

Идите скорее сюда!

Полевые цветы долго стоят в вазе.

КОД: 1, 2, 1, 2, 3, 1, 3, 2, 3, 1

№ 2.

1 – распространённое

2 – нераспространённое

Льёт дождь.

Листья опадают.

Долго стояла дождливая осень.

Улетают птицы.

По небу неслись тёмные тучи.

Крупные капли дождя стучали по крыше.

С приходом осени покраснели листья осины.

Наступила осень.

Завяла трава.

Перелётные птицы улетают на юг.

КОД: 2, 2, 1, 2, 1, 1, 1, 2, 2, 1

№ 3.

1 – восклицательное

2 – невосклицательное

Наступила осень.

Как красив осенний лес!

Берёзки надели золотые платья.

Листья клёна разрумянились.

Только сосны и ели остались зелёными.

А сколько грибов в лесу!

Как хороши стройные подберёзовики и нарядные подосиновики!

Они давно ждут грибников.

КОД: 2, 1, 2, 2, 2, 1, 1, 2

Главные и второстепенные члены предложения

1 – главные

2 – второстепенные

Наступила долгожданная весна.

Какими членами предложения являются слова: наступила весна?

Побежали быстрые звонкие ручейки.

Какими членами предложения являются слова: быстрые звонкие?

Появилась зелёная травка.

Какими членами предложения являются слова: появилась травка?

Скоро покажутся зелёные листочки.

Какими членами предложения являются слова: покажутся листочки?

Громко и весело щебечут птички.

Какими членами предложения являются слова: громко и весело?

Появились первые весенние цветы.

Какими членами предложения являются слова: появились цветы?

В воздухе разливается весенний аромат.

Какими членами предложения являются слова: в воздухе весенние?

Ласковое солнышко освещает верхушки деревьев.

Какими членами предложения являются слова: ласковое верхушки деревьев?

КОД: 1, 2, 1, 1, 2, 1, 2, 2

Однородные члены предложения

1 – предложения с однородными членами

2 — предложения без однородных членов

Только осенью можно оценить красоту ясеня, осины, рябины и клёна.

Рябина вся в красных бусах.

У листьев ясеня жёлтый цвет.

Королевой осеннего леса становится осина.

Летом на её ствол, листья, ветви мы не обращаем внимания.

Осенью осина превращается в красавицу.

Листья осины жёлтые, малиновые, пурпурные.

Хорошо смотреть на осенние деревья при закате.

Лес весь лучится, сверкает, светится.

КОД: 1, 2, 2, 2, 1, 2, 1, 2, 1

Простые и сложные предложения

1 – простое

2 – сложное

Шуршит под ногами влажный песок.

Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.

Пускай шумит волна морей!

Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

Десять дней Айболит не ест, не пьёт и не спит.

В синем небе плывут над полями облака с золотыми краями.

Лес пахнет дубом и сосной.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день.

КОД: 1, 2, 1, 2, 1, 1, 1, 2

Прямая речь

1 – предложение с прямой речью

2 – предложение без прямой речи

Мы попросили лесника, чтобы он нас проводил.

«Что, кумушка, ты так грустна?» – ей с ветки ласково Голубка ворковала.

«Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» — говорит ей Муравей.

Лесник сказал, чтобы мы шли за ним.

И сказала скалка: «Мне Федору жалко.»

Ребята ответили, что они готовы.

И заплакали блюдца: «Не лучше ль вернуться?»

И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!»

КОД: 2, 1, 1, 2, 1, 2, 1, 1

Обращение

1 — предложение с обращением

2 – предложение без обращения

Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

Я люблю тебя, Россия!

Ты расскажи мне о своей поездке.

Ленивое солнце ещё спит.

Вы осмотрите всё кругом внимательно.

Не трещите, морозы, в заповедном лесу.

Растёт берёзка около дороги.

Ёж, не верь словам лисицы!

КОД: 1, 1, 2, 2, 1, 2, 2, 1






See also:
Яндекс.Метрика