Церковь семья и школа в формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего покол


Бакланова Т. В., учитель начальных классов

Якунина М.Н., учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»

Церковь, семья и школа в формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения в современном обществе.

Изменения, которые мы переживаем

в начавшемся третьем тысячелетии

христианской эры,

заставляют нас смотреть на настоящее

через призму будущего.

Из доклада митрополита

Калужского и Боровского Климента,

Управляющего делами Московской Патриархии

В условиях усиливающихся во всем мире процессов экономической интеграции, взаимного проникновения культур и унификации сознания людей особенную тревогу вызывает демографическая ситуация в нашей стране, население которой ежегодно сокращается на миллион человек. Устойчивое снижение численности коренных жителей России ставит перед нашим народом задачу сохранения себя как самостоятельного этноса. Как уникален исторический путь каждого народа, так уникальны и те основы общественного развития, которые на протяжении веков формируют национальное самосознание и культурное своеобразие того или иного этноса. Если мы не хотим прекратить свое историческое существование, то должны строить нашу общественную и частную жизнь на основе собственных вековых духовных традиций — Православии. Эту задачу сегодня ставит перед нами начавшийся XXI век, и выполнить ее возможно только общими усилиями общества, государства и Церкви.

Непосредственно на процесс созидания будущего нашей страны оказывают влияние конкретные люди, которые преподают в школе, составляют семью, образуют церковную среду. В этом процессе школа призвана не только передавать знания, но и воспитывать будущих граждан своей страны, прививать им любовь к Родине, патриотизм, ответственность, укорененность в культуре своего народа. Семья, со своей стороны, обязана закладывать в личность ребенка основы веры и христианской жизни. Церковная среда должна привлекать человека ко Христу, увлекать его высотой христианского подвига и возжигать ревность о богоугождении.

Обобщая всё сказанное, приведём такой образ. Устойчивая конструкция должна стоять минимально на 3-х опорах. В деле духовно-нравственного воспитания детей в российской школе такими опорами являются семья, государство и общественные структуры, в том числе Русская Православная Церковь, другие российские традиционные религиозные организации. Если выбить хотя бы одну, вся конструкция нормально стоять не сможет. Давайте будем строить воспитание детей в школе, не забывая о роли государства, об участии семьи, и не исключая из этого процесса и Русскую Православную Церковь, другие традиционные российские религии.

Без обращения к вопросам истории, духовного наследия, православной традиции невозможно понять кризисное состояние современной школы. Всякая педагогическая система всегда сильна истинным основанием, многовековой традицией, преемственностью, духовным содержанием, тем, что называется педагогической школой. На протяжении многовековой истории русская педагогика всегда была верна духу православной Церкви и ее учению. В попечении о «малых сих…» объединялись семья, школа и Церковь.

Важно всмотреться в это триединство с педагогической позиции и определить назначение и призвание каждой из этих сфер в деле воспитания подрастающего поколения.

Воспитание происходило прежде всего и более всего в семье, где ребенок проводил большую часть жизни. Именно в семье закладывались первоосновы воспитания, обучения и даже образования, на которые человек опирался в своей последующей жизни. В семье он запечатлевал дух, уклад, обычаи и образ отношений всех домочадцев, получал первоначальные трудовые навыки, представления о мире, Боге, Церкви, человеке. Но семья своими силами не могла решить задачу образования, поэтому на помощь ей приходила школа, значительно расширяя и углубляя полученные в семье знания. Школа, в историческом процессе возникшая значительно позже семьи, была призвана поддержать семейное воспитание и восполнить его необходимым комплексом знаний, формирующих христианское мировоззрение учащихся.

Еще более важную — освящающую — роль имела Церковь, где подрастающее поколение приобщалось к подлинной церковной жизни — вероучению, богослужению, таинствам, столь необходимым в духовно-нравственном становлении личности под руководством пастырей. Семья призвана воспитать из младенца, явившегося на свет, человека, умеющего любить, радоваться, чувствовать и познавать мир.Школа помогает ввести человека в общественную жизнь, снабжает его необходимыми знаниями, приобщает к культуре своей страны, воспитывает ответственного гражданина и патриота. Церковь же приобщает человека к целостной мировоззренческой и культурной традиции с определённой системой нравственных норм, высших духовных ценностей. В этой связи духовно-нравственное воспитание призвано решать задачу становления истинно человеческого в человеке, раскрытия в нём духовного начала, определяющего его поведение и весь образ жизни.

Ключевая роль в формировании и развитии духовно-нравственной культуры граждан российского общества, их сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны отводится образованию.

Духовно-нравственные ценности в содержании образования занимают ведущее место в рамках нового федерального образовательного Стандарта общего образования. Образование в современном мире становится все более функциональным по своей сути. При этом конечный результат должен быть обращен к главной цели – гуманизации всего общества, (в нашем случае — к воспитанию поликультурного, толерантного, духовно и нравственного богатого человека) что в современных условиях, возможно через возрождение этнокультуры в системе образования вообще и гуманитарного образования в частности. В связи с этим образование ставит своей задачей формирование человека, который обладает «глобальным видением» мировых процессов, но в то же время является носителем определенной этнокультуры.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Этот триединый союз указывает нам на жизненную необходимость объединения усилий семьи, школы и Церкви, а значит, родителей, педагогов и пастырей в воспитании детей и юношества.

Список литературы.

Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента, Управляющего делами Московской Патриархии

Ильин И. А. Основные задачи правоведения в России /И.А. Ильин //Родина и мы. – М.:1995

Ильичева И. М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2003

Использованные Интернет ресурсы

http://www.portal-slovo.ru

http://oroik.prokimen.ru/newsarchive/503—l—r-.html






See also:
Яндекс.Метрика