царство животных


Разработка урока по предмету «Окружающий мир» (автор учебника Н.Ф. Виноградова, 2-й класс, по программе «Школа XXI века»)

Тема урока «Царства живой природы».

Цели: познакомить с царствами живой природы и их типичными представителями;

Задачи:

обучающая: расширить знания детей о живой природе Земли

развивающие:

развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать;

развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками; вести диалог;

воспитательные:

способствовать формированию бережного отношения к природе;

прививать любовь к родному краю.

Тип урока: комбинированный.

Технология: проблемно-диалогическая.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения:

проблемные «классические» и «сокращённые»;

репродуктивные (повторение изученного);

словесные (информационное сообщение учителя, стихи, беседа);

наглядные (работа с таблицами и схемами);

частично-поисковый (исключение лишнего, определение темы, постановка УЗ);

исследовательский (выбор рационального способа).

Методы стимулирования и мотивации:

стимулирование интереса детей через игровой сюжет;

стимулирование долга и ответственности.

Методы контроля и самоконтроля:

устный контроль;

сверка с образцом;

компьютерный.

Средства обучения:

мультимедиапроектор;

презентация Power Point к уроку.

карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

Организационно- мотивационный.

Цель: создание психологического положительного настроя, мотивация познавательной деятельности.

2. Вступительное слово учителя

Приложение 1. Слайд 1 “Природа

Учитель:

В некотором царстве, в некотором государстве… Разве не так начинаются многие сказки? Но герои нашей книги – вовсе не сказочные существа, и от этого не менее удивительные. Царства… Именно так ученые назвали очень большие группы живых существ, в которые они объединили обитателей нашей планеты. Царство бактерий, царство грибов, царство растений и, наконец, царство животных, к которому принадлежим и мы с вами.

Все мы: и рыбы, и люди, и звери, и птицы, и даже травы, деревья, мхи – дети одной матери-природы. В своем стремлении узнать новое, постичь неизведанное человек устремляется в космос, к границам Солнечной системы. Но единственным домом для него по-прежнему остается Земля с ее удивительным и неповторимым миром живого. Сохранится ли этот мир или погибнет – зависит от всех нас, от наших знаний, ума и доброты.

А теперь – в путь! Целых три удивительных царства ждут своих юных исследователей.

3. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний

Релаксационная игра Игра “Угадай-ка”

Дана цепочка слов, обозначающих предметы живой и неживой природы. Если предмет живой природы – хлопаете в ладоши, если неживой – тишина. (Учитель произносит слова: Камень, солнце, лиса, уголь, берёза, мальчик, молния, бабочка, тигр.).

Учитель: Я хотела бы узнать почему лиса, берёза, мальчик, бабочка, тигр, относятся к живой природе?

Дети: Они дышат, питаются, растут, передвигаются, размножаются.

Учитель: Ребята, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (О живой природе.) Правильно. А познакомимся мы с царствами живой природы. Просмотр слайда

(Открыть тему урока: “Царства живой природы”.)

4. Постановка проблемы.

Подводящий диалог.

Учитель: Посмотрите на экран и попробуйте определить тему сегодняшнего урока 1) Мотивационный вопрос (слайд № 3).

Постановка учебной задачи

— Какова тема нашего урока?

-Какие задачи поставим?

-Сегодня мы совершим путешествие в каждое из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим название каждому царству. Учитель: В конце урока вы должны ответить на вопрос: какое царство природы важнее всех?

Царство животных

Учитель:— Рассмотрите фотографии. Как бы вы назвали группы данных представителей живой природы? Как  назвать одним словом все перечисленные группы?

— Это царство животных. Его многочисленные представители обитают и в жарких странах, и на холодном Севере.

Работа в парах.

Учитель: Возьмите в руки конверты, которые находятся на столах. В них картинки с представителями царства животных. Внимательно рассмотрите их и выберите тех, кто обитает в лесах Саратовской области.

Просмотр слайда 6 (проверка)

Учитель: Поднимите руки, кто выбрал именно этих представителей царства животных. В лесах Саратовской области много животных. Наша задача их охранять. А подробно об этом мы будем говорить на следующих уроках.А мы с вами отправляемся на прогулку в лес!

Физкультминутка

Мы пришли в зимний лесСколько здесь вокруг чудес!Справа берёзка в шубке стоит,Слева ёлка на нас глядитСнежинки в небе кружатся На землю красиво ложатся.Вот и зайка проскакал,От лисы он убежал.А вон там волчище рыщет,Он себе добычу ищет!Вот мы спрячемся сейчас,Не найдёт тогда он нас!Лишь медведь в берлоге спит,Так всю зиму и проспит!Пролетают снегири.Как они красивы!В лесу красота и покой,А нам пора уже домой.

Царство “Растений”

Учитель: Ребята, а куда же мы с вами ходили? (в лес)

Просмотр слайда 7,8

Царство “Растения” (Лес – дерево, кустарник, трава)

Учитель: Оказывается, мы ходили в царство растений. Замечали ли вы в лесу “этажи”? Узнать, что это за лесные этажи поможет нам “соображалка”.

Задание: Соедини рисунки с названием. Выполнив задание, его мы узнаем : Какие в лесу бывают этажи?

Просмотр слайда 9 (Дерево, Кустарник, Трава)

Учитель: Верхний “этаж” образован самыми высокими – деревьями (слайд). Второй “этаж” — это кустарники (слайд). А самый нижний “этаж” — травы (слайд). А вот чем отличаются представители каждого “этажа” нам расскажет учебник на странице 93.

Дети делают вывод: Все растения делятся на три группы – травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое.

Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. Трава – низкая, имеет много мягких стеблей.

Физкультминутка для глаз

Учитель: Давайте по гуляем по лесу. Будьте внимательны. Если я покажу дерево – вы смотрите влево, кустарники – вверх, трава – вправо, а если покажу грибы – закрывайте крепко глаза. Молодцы, все справились с заданием. А теперь пора отправляться за грибами.

Слайд 10,

Царство грибов

Учитель: Отгадайте загадку

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы.

 

Что же времечко проходит

Мы ж в царство грибов приходим.

Дети:— Грибы не относятся к растениям. У них нет корней, стеблей, листьев. Растут они очень быстро, прямо на глазах. Одни из них полезные и вкусные, а другие очень опасны для здоровья, ядовитые.

Групповая работа

Учитель:Итак, мы идём в грибную страну, которая находится в лесу. А вы знаете дети, что сбор грибов — это непростая работа. Вот я, например, не знаю, какие грибы можно собирать. Помогите мне. Возьмите в руки конверты, которые находятся на столах каждой группы и выньте изображения грибов, рассмотрите их. Подумайте, на какие группы можно их разделить.

Дети делят грибы на группы, раскладывая на партах. Затем такая же работа проводится фронтально. В процессе работы на доске выстраивается таблица.

Внизу помещаются картинки с изображением грибов. Слайд

ГРИБЫ

СЪЕДОБНЫЕ

НЕСЪЕДОБНЫЕ

 

 

Учитель: Большинство современных учёных считают, что первыми обитателями Земли были бактерии. В атмосфере ещё не было кислорода, необходимого для дыхания, а бактерии и не использовали для дыхания кислород. Итак, группа – “Бактерии”. Слайд 13

Дети:

Мы изучали всю неделю.

В царстве нашем житьё не худо,

Есть там вот какое чудо:

Это микроорганизмы.

Только клеточка одна,

Но живёт, живёт она.

Рассказ о бактериях

1 ученик: Бактерии – это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства как животных, так и растений.

2 ученик: Существует около 2000 видов бактерий, и живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных. Бактерии живут повсюду.

3 ученик: Учёные, рассматривая их под микроскопом, установили, что они бывают в трёх формах: круглые, в виде палочек, спиралькой.

Сценка по сказке К.Чуковского “Мойдодыр”.

Учитель: Ребята, вы узнали из какой сказки этот герой! Почему от него все отвернулись, а одежда убежала? (Он грязный, неумытый.)

Учитель: Там где грязь, там и болезни.

(Микроскоп) Если посмотреть под микроскопом грязь, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии. Именно они являются возбудителями многих болезней – грипп, туберкулёз, пневмония и множество других инфекций. Поэтому чистота залог – здоровья. Послушайте очень важные слова грозного Мойдодыра.

Учитель: Кроме вредных бактерий, которые вечно досаждают нам, есть полезные бактерии, которые помогают людям перерабатывать пищу, попавшую в кишечник (это – кефир, творог, биойогурт ). Слайд 15,1

5. Обобщение изученного материала.

Слайд 17

В ходе беседы ученики вспоминают, с какими царствами живой природы они познакомились. На какие типы и виды делится каждое из царств и кто его населяет.

Игра “Расселим по царствам”.

 Групповая работа

У каждого группы  набор картинок представителей четырёх царств, отгадывают загадки и заполняют домики “бактерии”, “грибы”, “растения”, “животные”.

Загадки:

1) Это микроорганизмы, они живут повсюду, их можно рассмотреть только в микроскоп? (Бактерии).

2) Зимой беленький, а летом серенький? (Заяц).

3) Стоит лепёшка на одной ножке: кто мимо не пройдёт, всяк наклонится? (Гриб).

4) Какой колокольчик не звенит? (Цветок – колокольчик).

5)   Он в своей лесной палатеНосит пестренький халатик,Он деревья лечит,Постучит — и легче.      (Дятел)

6)   Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы.

Осенью всех удивляет,

Цвет своей шубки меняет.        (Заяц)

7)  Что же это за девица?Не швея, не мастерица,Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.         (Ель)

8)  Горел в траве росистойФонарик золотой,Потом померк, потух

И превратился в пух.    (Одуванчик)

9)  Русская красавицаСтоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.        (Береза)

 

10)   Что за чудо! Вот так чудо!Сверху — блюдо, снизу — блюдо!Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да нош. (Черепаха)

Подведение итогов урока

 О каких четырех царствах говорили на уроке?

Что вы знаете о царстве грибов?

Какие бывают растения?

Какие бывают животные?

Что было самым интересным?

Что нового для себя вы узнали?

 

 — Дальнейшее знакомство с миром природы мы продолжим на следующем уроке.

Рефлексия деятельности. Слайд 18

Самооценка.

— Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке

(человечек с улыбкой усвоил новое знание

человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

— Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина:

«Всё прекрасное на земле — от солнца, и всё хорошее от человека».

— Как вы понимаете их?

— Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.

Вы работали с большим желанием, помогали мне и я с большим желанием ставлю вам оценки. Дифференцированное домашнее задание.






See also:
Яндекс.Метрика