Царь – плотник Выход к морю


ТЕМА. Царь – плотник. Выход к морю.

ЦЕЛИ.

1. Дать представление о Петре I как личности.

2. Формировать представления о преобразованиях, происшедших в России, связанных с правлением Петра I.

3. Довести до сознания обучающихся значение этих преобразований.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Презентация,

слайды “Виды Санкт-Петербурга”,

карта территории России XVII-XVIII веков,

портрет Петра I,

тестовые задания: карточки,

компьютер,

мультимедийный проектор.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка усвоения темы предыдущего урока.

Повторение пройденного материала

-Начиная с 14 века, в Западной Европе начались крупные перемены.

Давайте вспомним, какие исторические события произошли в Западной Европе к концу ХVII века?

2. Тест.

Христофор Колумб

Совершил кругосветное путешествие

Иоганн Гуттенберг

Открыл закон всемирного тяготения

Николай Коперник

Вакцинация против оспы

Исаак Ньютон

Создал микроскоп

Эдуард Дженнер

Создал гелиоцентрическую систему мира

Антони ван Левенгук

Создал первый в Европе книгопечатный станок

Фернан Магеллан

Открыл Америку

3.Взаимопроверка

Обобщение. Итак, мы с вами вспомнили, какие изменения произошли в Западной Европе. А теперь посмотрим на восточную часть карты. Обширные просторы какого государства вы видите? (Россия).

— А что же происходило в ней? Попробуем разобраться, повлияли ли события Западной Европы на её судьбу? Вот на этот вопрос мы и постараемся ответить сегодня на уроке.

III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока.

Огромная страна, какой была Россия к началу ХVII века, переживала тяжёлые времена. Землевладельцы крепко-накрепко прикрепили крестьян к земле. Крестьяне стали крепостными. Постоянно вспыхивали восстания.

2.Работа по карте.

-Посмотрите на карту России. Где проходят её границы? Есть ли у России выход к Балтийскому и Чёрному морям?

— Границы России в то время проходили по берегам Каспийского моря на юге и Белого моря на севере. Доступа ни к Балтийскому, ни к Чёрному морям у России не было. Страна была бедной и отсталой.

-А нужны морские границы России? Для чего?

— Это торговые пути, культурные связи с другими государствами.

-Государем, осознавшим, что всё необходимо менять, что Россия отличается от стран Западной Европы, был младший сын царя Алексея Михайловича – Пётр.

-Наша задача – познакомиться с деятельностью Петра, раскрыть личность Петра I, постараться понять, каким он был человеком, чего добивался в жизни, показать роль его преобразований на судьбу России.

3. Решение проблемы урока

-Посмотрите внимательно на портрет Петра I.. Что можете сказать о человеке, изображённом на нём?

— По изображению на портрете сразу видно, что это мужественный, волевой человек. Взгляд его глаз как бы пронизывает нас, можно сказать, глаза проницательного, умного человека. Волевой подбородок. Мы прекрасно понимаем, что человек этот привык повелевать, привык, чтобы ему беспрекословно подчинялись и выполняли все его приказы.

4.Рассказ учащихся.

А) Современники так описывают Петра: “Не любил сидеть на месте, чаще всего был в движении. Ходил быстро, стремительно, шаги делал большие соответственно своему огромному росту (более 2 метров). При ходьбе широко размахивал руками. Его спутники едва поспевали за ним и вынуждены были бежать вприпрыжку”.

-Да, мы с вами видим волевого человека, который способен добиться поставленной цели. Но что же сделало его таким? Обратимся к детским и юношеским годам Петра.

Б) Пётр родился 30 мая 1672 года в Москве (портреты отца и матери). Это был младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. У Петра было два старших брата, которые претендовали на престол России, и несколько сестёр.

5. Самостоятельная работа.

А) Чтение текста на с. 83 (от слов «Детство Петра было непростым») до с. 84.

Б) Проверка

– Почему детство Петра было трудным?

6. Сообщения учащихся.

а) Петр с матерью были выселены из Кремля в подмосковное село Преображенское. Когда пошёл ему восьмой год, он начал учёбу. Приставили к царевичу учителем Никиту Зотова. Учил он Петра точно так же, как учили в то время других детей. Сначала царственный ученик разучивал азбуку, затем принялся за письмо. Петр получил скромное образование. Его учителя не принадлежали к числу образованных людей. Большинство знаний Петр приобрёл в зрелые годы, не уставая учиться. Но писал всегда неразборчиво и с ошибками, часто забывая отделить одно слово от другого.

б) В то время был обычай (правило) приставлять к царевичам из знатных семей сверстников для игр и потехи. Так к Петруше были приставлены товарищи из сыновей придворных. Образовался целый «потешный полк», который назвали «Петровым». Одев солдат в тёмно-зелёную форму, Пётр приказал иноземному офицеру обучать их военному делу. И сам начал службу простым барабанщиком.

в) Его потехи отличались от обычных детских игр лишь тем, что молодой царь мог потребовать для своего чумазого войска настоящее оружие из Оружейной палаты. Пусть оно было тупым и поломанным. Однако в драках уже случались настоящие увечья и ранения. Петра это только раззадоривало.

7. Самостоятельная работа.

а) Чтение в учебнике текста,

Б) Ответит на вопрос:

— Какая случайная находка оказала громадное влияние на жизнь Петра?

В) Проверка.

8. Рассказ учителя.

-Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами рассматривал. В сарае нашли ботик – маленькое парусное судно – деда Никиты Романова. Петр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. Рано понял Петр, что России нужен военно–морской флот. А этот ботик, на котором юный царь учился парусной науке, жив и по сей день хранится в музее.

В 1697-1698 гг. для изучения кораблестроения и других наук Пётр I под именем Петра Михайлова инкогнито поехал в Голландию учиться кораблестроению. Молодой царь трудился плотником на верфях Голландии и Англии, изучал премудрости корабельного дела. Хорошо знал математику, географию, навигацию, военное дело. Царь сам следил за постройкой судов, нередко и сам брался за топор, ведь корабельное дело он знал до тонкостей.

9. Сообщения учащихся.

Предания — Царь Петр плотник

Есть в Воронеже памятно Петру I, царю русскому. И это неспроста. Ведь первый русский флот царь Петр здесь, в Воронеже, строил. Говорят, он и сам работы черной не гнушался: сам и рубил, сам и пилил. Часто народ и не знал, что это сам царь с ними вместе работает. Как-то раз подходит к Петру старый мастер — очень хороший плотник — и смотрит, как тот работает. И видит: и то у Петра не так, и это не так. Ну, подумал мастер, что это какой-то молодой плотник, из новеньких, и давай его ругать. А потом все показал и рассказал ему, как и что надо делать. Петр все быстро понял и стал делать правильно.

А в конце дня, когда мастер подошел к нему опять, Петр засмеялся и назвался мастеру. Испугался мастер. Как же, на самого царя накричал! Но Петр снял со своей руки кольцо и одел его на палец мастеру.

— Носи, — говорит, — да вспоминай, как ты царю науку преподавал, как ты его плотничать учил.

Обобщение. К концу первой четверти 18 века Россия стала одной из сильнейших морских держав. Тринадцатого января 1720 года Петром 1 был издан первый морской устав.

10. Работа в парах.

А) Чтение в учебнике текста на с. 85.

Б) Ответы на вопросы:

-Почему Пётр I считался удивительным царём.

— Почему он не был похож на других царей?

в) Проверка.

г) Чтение описания рабочего дня Петра I.

Прочитаем, как описывает рабочий день Петра иностранец (с. 86).

– Что вы можете сказать о Петре? О его качествах?

-Каким же был Пётр I?

11. Работа с картой.

Сообщение сопровождается показом по карте упомянутых мест.

– Следующей задачей Петра стал выход к Балтийскому морю. Не раз думал молодой царь Петр Алексеевич о прибалтийских землях. Здесь и зима теплее, и к крупным городам поближе.

Но к берегам Балтийского моря в то время было не подступиться. Правила там Швеция, армия и флот которой считались тогда самыми сильными в Европе.

Вскоре после возвращения из первого путешествия за границу Пётр обратился к Швеции с просьбою продать земли при Финском заливе, принадлежавшие некогда русским, но Швеция отказала. Тогда Пётр заключил союз с Данией и Польшей и объявил Швеции войну. Война продолжалась 21 год и известна под именем Великой Северной. В Швеции царствовал в то время Карл XII. Весною 1709 года Карл осадил Полтаву. Осада была безуспешной. Готовясь к битве, Пётр дал войску приказ, в котором сообщалось, что пришёл час решить судьбу отечества. Пётр во время сражения сам находился под огнём. Одна пуля прострелила его шляпу, другая – седло, а третья повредила крест, висевший у него на груди. В этой битве шведы были разбиты и бежали.

А. С. Пушкин в своей поэме «Полтава» писал:

…Но близок, близок миг победы.

Ура! Мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! О славный вид!

Ещё напор – и враг бежит…

После победы над шведской армией Пётр 1 был провозглашен императором, а Россия стала называться империей. Империями тогда были наиболее крупные и могущественные государства.

12. Сообщение о строительстве Санкт-Петербурга.

Итак, шведы были повержены. При впадении реки Невы в Финский залив Балтийского моря находилось множество больших и малых островов. Левый берег реки был низменным и болотистым, поросшим лесом и кустарником. На правом берегу приютилось несколько деревень. И вот здесь в 1703 году по приказу Петра начали строить город. С разных концов страны были согнаны тысячи подневольных крестьян. Работа была очень тяжёлая. Приходилось выкорчёвывать леса, осушать болота. Людей не щадили, много народа погибло, недаром говорят, что Петербург стоит на костях человеческих. Интересно, что многие дома, набережные, мосты, дороги строили из камня, а камня было мало. По велению Петра каждый прибывавший в Петербург на телеге или на санях должен был привезти с собой три камня, а если человек плыл на судне, то по 10 – 30 камней.

13. Рассказ о Санкт – Петербурге.

16 мая 1703 года – считается днем рождения города. В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость. В центре крепости стоит собор во имя всех святых апостолов Петра и Павла. На берегу Невы было возведено здание Адмиралтейства – штаб морского флота(по чертежам самого Петра I. В условиях войны, необходимо было защищать верфь, поэтому в 1706 году Адмиралтейство представляло собой крепость и верфь для постройки судов.От Адмиралтейства лучами расходятся широкие прямые улицы.Верфь — Место постройки и ремонта судов.

Перекрестный огонь пушек Петропавловской крепости и Адмиралтейства мог потопить любое вражеское судно, которое вознамерилось бы войти в Неву. Но очень скоро устье Невы было защищено морской крепостью – Кронштадтом. Со стены Петропавловской крепости бьет пушка. Пушка стреляла и при Петре – на вечерней и утренней заре, отмечая подъём и спуск флага. А ещё извещала людей о наводнении. А позднее – с середины прошлого века – ввели полуденный выстрел и узнавали по нему время.

В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла – усыпальница державных правителей России. Петропавловский собор увенчан высоким шпилем, на верхушке которого помещен флюгер в виде ангела. В 1722 году в Петербурге – напротив Летнего сада, на Фонтанке – заработала верфь, где начали строить суда для частных лиц. В дни праздников разрисовывали паруса, лодки красили в различные цвета и устраивали парад. А когда над Невой расцветали фейерверки – зрелище бывало просто сказочное.

Прошло время. Город рос, становился красивей, богаче. Строить дома, мосты и дворцы почитали за честь лучшие архитекторы. Город украшает множество скульптур. Город славится мостами, соборами.

Пётр очень любил свой город, в нем строились красивые дома, был организован первый музей – Кунсткамера. И поэтому Пётр перенёс столицу из Москвы в Санкт-Петербург.

– Как вы думаете, в честь кого назван город Санкт-Петербург?

(«Санкт» означает святой, а святой Пётр – один из учеников Иисуса Христа, проповедник христианства. Святой Пётр считается покровителем Санкт-Петербурга.)

14. Чтение стихотворения, с. 90.

– Прочитайте отрывок из поэмы «Медный всадник» А. С. Пушкина.

Только через 200 лет, в 1918 году, старая Москва вновь стала столицей России.

15. Сообщение о наводнениях.

Со времён основания Петербурга Нева затопляла его более 260 раз. Наводнения, как правило, бывали осенью, реже – зимой. Сильное наводнение произошло в 1777 году, когда вода поднялась на 3 м 10 см, а в 1824 году – даже на 4 м 10 см, в 1875 году – на 3 м 69 см.

16. Тест

III. Итог урока.

Пётр Великий прожил всего 53 года. Но он и его сподвижники совершили невероятное – за короткий исторический отрезок времени неузнаваемо преобразили Россию: построили новые города, создали развитую промышленность, сильную армию и флот, разгромили непобедимых шведов, добились выхода к морю, вырвали Россию из средневековой тьмы и направили нашу страну по пути европейского развития.

В 1782 году в Петербурге установили памятник Петру 1, как основателю города, как личности, сделавшей многое для страны и для русского народа. Памятник – статуя из бронзы, установлена на гранитной скале. Это скачущий всадник, его ещё называют поэтично медный всадник.

У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательные строки о Петре I:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

-Пусть и в вашей памяти он останется, как величайший правитель России.

IV. Домашнее задание. С. 83–92, прочитать, выделить основные направления преобразований в России.

МБОУ «Зубово – Полянская гимназия»

План открытого урока

окружающего мира

в 4 а классе

МО учителей

начальных классов

Учитель: Николаева С.А.






See also:
Яндекс.Метрика