суффиксы -ек -ик


Дата – 12 декабря 2012 года

Предмет русский язык

Тип урока открытие новых знаний

Тема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»

Цели урока

предметные: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами –ик, -ек ( организовать наблюдение за словами с данными суффиксами, подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;

метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.

личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;

по уровню познавательной активности: частично-поисковый;

по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Оборудование: карточки для парной и/или групповой работы; презентация.

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация

к учебной деятельности.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

Открытие нового знания.

Первичное закреплениес комментированием во внешней речи.

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Подведение итогов. Рефлексия.

Наш урок мне хочется начать словами:

«Грамотность – это вежливость автора по отношению к читателю» (слайд 1)

-Как вы понимаете эти слова?

-Как вы думаете, к какому блоку будет относиться сегодняшний урок?

-Какая учебная задача стоит перед нами на уроках этого блока?

— Я желаю вам удачи.

Так как, наш урок посвящён правописанию, давайте вспомним, с какими орфограммами мы познакомились в этом учебном году?

Слайд 2.

— Правописание безударных гласных в корне слова.

— Правописание парных согласных в корне слова.

— Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

-Что заметили? (Все орфограммы стоят в корне слова)

а)

— Сейчас мы будем работать в парах.

-Возьмите карточку с цифрой 1.

-Распределите данные слова на три группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать?

Столбики, столб, столбы, мосты, мост, мостики, зонтики, зонты, зонт

б) проверка (слайд 3)

Правописание безударных гласных в корне слова

Правописание парных согласных в корне слова

?

столбы

столб

столбики

мосты

мост

мостики

зонты

зонт

зонтики

-Как вы думаете, есть ли орфограмма в словах третьего столбика? Докажите.

-Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с новой орфограммой)

то бы вы хотели узнать об этой орфограмме?

Как называется орфограмма?

Можно ли её проверить?

Как можно проверить эту орфограмму?

-Давайте попробуем ответить на все вопросы по порядку.

-Как называется эта орфограмма?

-Чтобы ответить на этот вопрос, выделим части слов. В каком месте находится орфограмма? (в суффиксе), Попробуйте назвать эту орфограмму.

Слайд 4.

-Я предлагаю вам заглянуть сейчас в сказку «В стране невыученных уроков», где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Какая проблема встала перед Витей? (он не знает, как записать слова)

-Можем ли мы ему помочь?

-Запишите эти слова. (Мы не знаем, как их записать)

-Поможем Вите решить его проблему. Для этого я предлагаю вам объединиться в группы и провести наблюдение за словами с данными суффиксами.

Слайд 4.

Измените форму слов.

один

много

нет

Ключ..к

Куст..к

Звоноч…к

Замоч…к

Понаблюдайте за словами и попробуйте сделать выводы, когда в слове пишется

суффикс –ик, а когда – суффикс -ек.

Слайд 5.

-Какой вывод мы сделаем?

-Можно ли проверить слова с суффиксами -ик, -ек?

-Что для этого надо сделать? Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на странице 123. Совпадают ли они?

-Значит, мы совершили верное открытие.

-Давайте вернёмся к нашим словам. Можем ли мы теперь их записать без ошибки.

Физкультминутка.

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл –

Видно ключик не нашёл.

А чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать.

(Разминка для рук)

-Для того, чтобы мы смогли писать слова с суффиксами –ик, -ек, я предлагаю вам составить алгоритм. (с.124)

-Итак, мы ответили на все вопросы. А сейчас я предлагаю вам потренироваться.

Слайд 6.

-Ну, а теперь давайте вернёмся к шкале. Какое умение вы оценивали на ней?

-Как вы считаете, изменился ли ваш результат к концу урока?

-Что нам поможет это проверить? (Самостоятельная работа).

Слайд 7.

Проверьте свою работу. В ворота смогут войти слова с суффиксом –ек.

-Оцените на шкале своё умение писать слова с суффиксами –ик, -ек.

-Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы её достичь?

-На какие вопросы мы должны были ответить?

-Сумели ли мы это сделать?

-Напишите, на оценочном листе что вам дал сегодняшний урок и чем бы вы хотели заняться на следующем уроке.

Сегодня на уроке я познакомился (познакомилась) с … .

Я научился (научилась) … .

На следующем уроке я хотел(а) бы … .

-Спасибо за урок.

Объясняют собственное понимание высказывания.

Определяют тип урока.

Вспоминают изученные орфограммы.

Распределяют слова по группам (по виду орфограмм).

Называют критерий классификации.

Сталкиваются с затруднением

(не могут назвать орфограмму в словах третьего столбика).

Ставят учебные задачи.

Называют орфограмму.

Записывают слова, испытывая затруднение в правописании суффикса.

Оценивают на шкале умение писать слова с суффиксами — ик -, -ек-.

Наблюдают за словами ( изменяют форму слова – выделяют суффиксы).

Обсуждают свои наблюдения.

Делают вывод, сравнивают собственный вывод с правилом в учебнике.

Составляют алгоритм.

Вставляют суффиксы, действуя по составленному алгоритму.

Выполняют самостоятельную работу.

Оценивают умение писать слова с данными суффиксами на шкале.

Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.

Мотивация к учебной деятельности

Умение классифицировать и определять критерий для классификации.

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Планирование деятельности.

Умение сотрудничать со сверстниками.

Умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.

Умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.

Умение составлять алгоритмы.

Пошаговый и итоговый взаимо-и самоконтроль.

Пошаговый и итоговый взаимо- и самоконтроль.

Умение плани-ровать, контро-лировать и оценивать учеб-ные действия.






See also:
Яндекс.Метрика