сценарий праздника Деревенские посиделки


Деревенские посиделки.

Гость. Здравствуйте, хозяева, мы к вам пришли, Кто с шитьем, кто с вязанием, кто с песнями.

Хозяйка. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте.

Хозяин. Веселья вам да радости!

Хозяйка. Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Хозяин. У нас для каждого найдется теплое местечко и приветливое словечко.

Хозяйка. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому-загадку, кому-правду, кому песенку.

Хозяин. Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Гость. Места-то хватило, а вот вам , хозяйка с хозяином, не тесновато ли?

Хозяин . В тесноте, да не в обиде!

Учитель. Посиделки в русской деревне были обычным делом, собиралась молодежь поочередно в избе каждой девушки и каждого парня. При этом девушки приносили с собой прялки, либо шитье , или пряльца с вышивкой. У посиделок были правила. Во время поста было собираться грешно, если и собирались, то пели на таких посиделках грустные, заунывные песни, развлечения были запрещены. На « Святки» (время от Рождества до Крещения) собирались без работы. Играли в игры, водили хороводы. А в «Зимний мясоед», то есть от Крещения до Масленицы, опять с работой.

На Руси все наши предки,

Чтобы время скоротать,

Собирали посиделки,

Поиграть и поболтать

Народ посмотреть,

И себя показать,

Хороводы водить,

Песни- нескладушки петь,

Веселые потешки- небылицы

Сказывать,

Загадки хитроумные загадывать.

Кто отгадает, тот и угощенье получает.

А , поскольку мы зимой собрались, то изагадки наши про зиму будут.

(загадываются загадки, за правильный ответ-угощенье).

***********

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица-

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом-

Все покрылось серебром . ( зима, зимние месяцы)

*********

Кто это, угадай-ка:

Седая хозяйка

Тряхнет перинки,

Над миром пушинки. ( зима)

**********

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду — упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Ч то, скажи, за месяц это? ( Январь)

****************

Рыбам зиму жить тепло.

Крыша- толстое стекло. (лед)

****************

В новой стенке,

В круглом окне.

Днем стекло разбито,

А за ночь вставлено. ( прорубь)

*******************

Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути. ( снег)

**************

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные.

А возьмешь — вода в руке. (снежинки)

******************

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет-

Она заплачет и умрет. (сосулька)

****************

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (снеговик)

**************

Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез.

Там волшебный вырос лес! (морозный узор)

Учитель. А собиралась молодежь на посиделки не просто так, а девушки парней присматривали,парни-девушек.

Гость. С шуткой, с песней и весельем

И работа спорится

Люди сходятся-

В хоровод становятся.

(музыка «Во поле береза стояла»евочки выходят. Водят хоровод. Мальчики сидят , работают и наблюдают за танцем девушек)

Учитель. В старину многие парни приходили на посиделки со свечами. У девушек горели лампады с лучинами. Парень зажигал свечу и ставил около той девушки, которая ему нравилась. У многих прях горело по нескольку свечей. Сейчас нашим парням нужно сделать выбор. Подойти и поклониться той девушке, которая ему понравилась во время танца.

(Парни делают выбор)

А за решительность и смелость назовем наших парней богатырями, и тоже устроим им конкурс , а девочки посмотрят какие сильные у них парни.

(Мальчики, упершись ладонями друг в друга пытаются вытолкнуть противника из круга.)

Хозяйка. Гости дорогие!

Где же наши небылицы?

Гостья. Небылицы в лицах

Сидят в теремах- светлицах,

Щелкают орешки

Да творят насмешки.

Небылица 1.

— Фома, что из леса не идешь?

— Да медведя поймал.

-Так веди сюда.

— Так он не идет.

-Так иди сам.

— Так он меня не пускает.

Небылица 2.

— Федул, у тебя в избе тепло?

— Тепло. На печи в шубе согреться можно.

Хозяйка. Язык болтает, рукам мешает.

Делу время- потехе час.

А, ну-ка, Данилка,

Начинай дразнилки.

Гость. Федя- медя , съел медведя.

Гостья. Плакса, вакса, гуталин. На носу горячий блин.

Гость. Андрей- воробей, не гоняй голубей

Голуби боятся на крышу не садятся.

Гость. Бабка Меланья,

Голова баранья,

Глазки человечьи,

А лицо овечье,

Ноги козлячьи,

Руки медвежачьи.

На по сиделках разговоры вели вполголоса, временами пели, ходили под песни парами, все участники отвешивали поклон противоположной стороне.

(звучит музыка, начинается игра «Ручеек»)

Гость. Скажем все мы без усмешки,

Вывод есть у нас один.

Что забавы и потешки

Заменяют витамин.

(девочки поют нескладушки)

***

Вы послушайте, девчата,

Нескладуху буду петь,

На дубу свинья пасетсяВ бане парится медведь.

***

Сидит заяц на березе,

При калошах, при часах,

Я спросила: « Сколько время?»

Неженатый, холостой.

***

Я с высокого забора

Прямо в воду упаду,

А кому какое дело,

Куда брызги полетят.

Учитель. А сейчас мы вспомним пословицы и скороговорки. Кто больше вспомнит, кто лучше расскажет.

(всем отвечающим- угощенье)

Звучит песня «Валенки» (дети исполняют танец.)

Хозяйка. Всем спасибо за вниманье,

За задор, веселье,смех.

Хозяин. Дорогие гости!

Милости просим к столу,

Всем, чем богаты.

Тем и рады.

Сверху пар, снизу пар,

Кипит наш русский самовар,

Милости просим на чашку чая.






See also:

Сценарий праздника Деревенские посиделки


Деревенские посиделки

Цель: изучение культуры России, воспитание патриотизма, любви к Родине; развитие творческих способностей и одаренности детей, умения работать в коллективе, чувства ответственности за общее дело;развивать умения отбирать нужную информацию, анализировать и обобщать, планировать свою работу и следовать плану.

Этапы работы:

Изучение данной темы на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, технологии, музыки, ритмики.

Посещение музеев: «Жили-были» ( музей сказок), Палаты бояр Романовых.

Подборка дополнительной информации и материала:

— малые формы фольклора;

— пословицы и поговорки об осени и урожае;

— народные приметы погоды;

-древние и современные загадки.

IV. Исследования:

— особенности построения русских народных волшебных сказок;

— особенности древних загадок и сравнение их с современными;

-русские народные игры;

— русский костюм;

— быт древней Руси.

V. Творческая работа :

— лепка народных игрушек из глины:

— сочинение загадок;

— сочинение волшебных сказок;

— изготовление макета русской избы.

Продукты данного проекта:

Книга сказок

Макет деревни

Фольклорный праздник «Деревенские посиделки»

Данный проект выполнялся на протяжении 1 четверти всем классом.

Праздник «Деревенские посиделки» был представлен родителям учащихся.

На сцене стоит стол с самоваром ,пирогами, блинами, предметы деревенского быта. На стенах плакаты с пословицами и поговорками об осени и урожае, поделки и рисунки детей.

Учитель. Каждый из нас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого- с нашего дома, улицы , города.Нам прежде всего открывается дверь в большой светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать не только ее настоящее, но и прошлое.

На уроках литературного чтения, окружающего мира мы знакомимся с далеким прошлым нашего народа, узнаем, что собой представляло наше древнее государство, какие народы его населяли, какова их культура, традиции. Узнаем, как тяжела и опасна была жизнь наших предков .

Но и в часы горя и в часы радости наш народ не терял душевной теплоты, верил в свое светлое будущее. Все это находило отражение в его легенд не создал он! Радости и печали, надежды и ожидания, мечта о счастье- все отразилось в творчестве наших далеких предков. Давайте представим и воспроизведем некоторые картины далекого прошлого.

Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь избе для веселых посиделок.

Их встречают хозяин и хозяюшка. Звучат шутки, песни смех.

Появляются ведущие: мальчик и девочка в русских костюмах.

Хозяйка Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин Веселья вам да радости!

Хозяйка Давно мы вас ждём, поджидаем. Праздник без вас не начинаем!

Хозяин У нас для каждого найдётся и словечко, и местечко.

Хозяйка Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус, кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

На сцену выходят гости в русских костюмах. Кланяются хозяевам и рассаживаются.

Хозяин Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Гостям-то , известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин В тесноте да не в обиде.

Хозяева усаживаются.

Хозяйка Небылицы в лицах,

Сидят в теремах- светлицах,

Щелкают орешки,

Да творят насмешки.

Гости исполняют шутливые диалоги.

Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Можно зашить?

-Да иглы нет.

А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

Фома, что из леса идёшь?

— Да медведя поймал.

Так веди его сюда!

-Да он не идёт.

Так сам иди!

-Да он меня не пускает!

Сынок, сходи за водицей на речку!

-Брюхо болит!

Сынок, иди кашу есть!

-Что ж раз мать велит – надо идти!

Что ваши девчата делают?

-Шьют да поют.

А матушки?

-Порют да плачут.

6.Фома, у тебя в избе тепло?

— Тепло. На печи в шубе согреться можно!

7.А вы ,девчата, с чем пришли?

Что на торги принесли?

Может, ниток клубок?

Может вязаный носок?

8. дев.Некогда нам с тобой говорить!

Некогда зубоскалить!

Нам бы новость рассказать,

Да друг с дружкой поболтать!

9.дев. Шли четверо мужиков.

Говорили они про торги

Да про покупки,

Про крупы да про подкрупки…

10.дев. А я слыхала про купцов,

Удалых молодцов.

Про коней говорят,

Про сбрую да жеребят!

11. дев. А я видела купца?

Продавал он два кольца.

Одно — мне носить,

А тебе теперь водить!

1-ая девочка догоняет вторую, та берет с лотка вьюнок.

12. дев. Гляди, гляди, вьюн-вьюнок!

Зови подружек в хоровод!

13. дев. Подружки, выходите!

Хоровод заводите!

Хоровод « Во поле березка стояла»

14. маль. Эх, Ерёма, Ерёма!

Сидел бы ты дома!

Точил бы веретёна!

У тебя жена-то пряха

По ниточке пряла,

Корову купила.

Корова –то с кошку.

Надоила с ложку,

Корова-то пала,

Вся дразнилка пропала!

15. маль. Ах, ты так! Ты ещё дразнишься? Ну я тебе:

Стучит , бренчит по улице-

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке-

Туды ж по дорожке.

-Куды Фома едешь?

Куды погоняешь?

— Сено косить.

— На что тебе сено?

— Коровок кормить.

— На что тебе коровы?

— Молоко доить.

— На что тебе молоко?

— Ребяток поить.

16. маль. Девица, девица,

Сходи по водицу!

17. дев. Я волка боюсь.

18. маль. Волк на работе.

Девица, девица,

Сходи по водицу!

19. дев. Я медведя боюсь!

20. маль. Медведь на охоте.

Девица, девица,

Сходи по водицу!

21. дев. Я лисицы боюсь!

22. маль. Лисица на болоте!

Платьице мыла,

Валек опустила,

Сама трясётся…

23. дев. Почему трясётся?

24. маль. Над тобой смеётся!

25. дев. Иванушка-простота,

Купил лошадь без хвоста,

Поехал жениться,

Привязал корытце.

Корытце мотается,

Невеста улыбается,

Корытце упало-

Невеста попала.

26. маль. А ты- Танька –егоза,

Съела мышку без хвоста,

Одну овцу,

Свинью-пакостницу,

Пятьдесят поросят,

Одни ножки висят!

С концом дразнилки мальчик убегает, девочка его догоняет. Мальчик прячется за самого рослого мальчика. Тот его закрывает грудью. Начинается «Кадриль».

27. дев. Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся народ по сторонушке!

Четыре девочки исполняют частушки.

28. дев. Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идёт четыре.

29. дев. А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я печки босиком,

Думалаподружки.

30.дев. Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

31. дев. Балалаечка-гудок

Своё дело знает.

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

32.дев. Сидит ёжик на берёзе

Белая рубашечка…

На головке сапожок,

На ноге фуражка.

33. вместе Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

На середину выбегают мальчики, танцуют вприсядку, один поёт.

34. маль. На горе стоит телега

Слёзы капают с дуги.

Под горой стоит корова

Надевает сапоги.

Танец «Гуси»

Мальчики кончают пляску, две гостьи заняты делом: одна вяжет, другая вышивает

35.дев. Лодыри да бездельники – им праздник и в понедельник.

36. дев. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – останешься и без рубашки.

37. маль. Акуля, что шьёшь не оттуля?

38. дев. А я , батюшка, ещё пороть буду.

Хозяйка. Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать?

Хозяйка угощает всех конфетами, в это время готовится инсценировка сказки «Курочка Ряба»

39. маль. Жили-были дед да баба,



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика