сценарий праздника День Ангела


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

ст. Новомышастовская, Красноармейский район.

«Основы православной культуры» 2 класс

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

День Ангела.

Учитель начальных классов

Артюх Валентина Ивановна

Тема урока: «Праздники в нашем доме: день Ангела. Мой святой покровитель».

Тип урока: урок формирования нового знания через иллюстративно-диалоговое объяснение с использованием компьютерных технологий.

Технология проведения урока: технология педагогических мастерских.

Цель урока: разработка духовно-нравственных понятий: «ангел», «святой покровитель», «день Ангела».

Задачи урока: раскрыть значение имени для человека; дать каждому ребенку знание о святом покровителе, чье имя он носит; закрепить такие понятия, как «святой», «праведник», «великомученик», «Ангел-хранитель», «день Ангела», «именины»; развивать познавательную активность, коммуникативные навыки и творческие способности; на примерах жизни святых покровителей воспитывать христианские добродетели и стремление следовать им в жизни.

Оборудование: у учителя: компьютер (компьютерная презентация; запись фонограммы для использования песни «Ангел-хранитель»); запись на классной доске «Праздник в нашем доме: день Ангела, день рождения»; репродукции с икон с изображениями святых покровителей – святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София, святой благоверный князь Александр Невский, великомученик Георгий Победоносец, святая блаженная Ксения Петербургская, святой апостол Иоанн Богослов, святая мученица Валентина, святитель Николай Чудотворец; у учащихся: рабочая тетрадь по предмету; бумага и карандаши для рисования; у каждого ученика карточка с его именем.

Ход урока.

Организационный момент (индукция).

Звучит легкая музыка.

— Сегодня у нас в классе праздник. Не пытайтесь вспомнить какой. Не ищите его в

календаре. Ощущение этого праздника вы найдете в своей душе к концу урока, потому что сегодня мы будем говорить об одном из самых важных и главных для каждого человека празднике – дне его Ангела, его именинах.

Кто такие ангелы?

В чем заключается роль Ангела-хранителя?

Учитель предлагает детям исполнить песню «Ангел-хранитель».

Я усну, а ты не спишь,

В изголовии стоишь

И с улыбкой нежной

Сон хранишь безгрешный.

Покажи мне светлый путь

И всегда со мною будь,

Славы Божьей зритель,

Ангел мой хранитель!

Если согрешу, прости,

Милый Ангел, не грусти!

По твоим моленьям

Бог пошлет прощенье.

Будем мы с тобой друзья,

Без тебя никак нельзя,

Данный во спасенье

Мне со дня крещенья!

— Сегодня на уроке каждый из вас узнает, в честь какого святого дали имя вам и вашим одноклассникам, когда дни памяти этого святого, т.е. ваши именины. Красным карандашом запишите в тетради «Мой святой покровитель», а затем по ходу урока дополните эту запись тем, что узнаете о своем святом покровителе: кто он, чем снискал себе святость, когда день его памяти – ваши именины.

2. Самоконструкция.

— Кто посылает Ангела-хранителя каждому человеку?

Почему Бог делает это?

Как человек может отблагодарить Бога за такую заботу о себе?

Что следует делать детям, чтобы Бог видел их благодарность?

У каждого христианина кроме Ангела-хранителя есть еще один святой покровитель: это святой человек, имя которого христианин носит. При крещении человека нарекают именем в честь одного из святых Христианской Церкви.

Прикрепите карточки со своими именами к классной доске. Если имена одинаковые, прикрепите карточки вместе (работа в парах).

3. Социоконструкция (работа в парах).

— Сколько же различных имен у ребят нашего класса? (9 имен.)

Вот сколько святых ежеминутно находится рядом с нами. Они помогают нам, предостерегают от плохих мыслей и поступков. Впишите в таблицу в рабочей тетради имена своих одноклассников и их святых покровителей, если знаете их. Советуйтесь при этом друг с другом, помогайте своему соседу по парте.

4. Социализация (работа в группах).

— Представьте результаты своей работы в группе. Обсудите выполненные работы, дополните их, если это возможно.

5. Афиширование.

Учащиеся поочередно представляют классу работы, делятся своими впечатлениями о качестве работ, выполненных одноклассниками.

— Все ли строки таблицы вы смогли заполнить?

Какие строки остались почти незаполненными?

6. Разрыв.

— Теперь послушайте мой рассказ и постарайтесь заполнить оставшиеся пустыми строки таблицы.

Рассказ учителя (компьютерная презентация).

— Когда рождается ребенок, родители стараются дать ему имя святого, именины которого приходятся на день рождения ребенка. Наши предки строго придерживались этого правила и называли своих детей в строгом соответствии с «церковными святцами» — перечнем имен святых и днями их памяти. Нарекая своего ребенка именем святого, родители были уверены, что теперь их малыш всегда будет окружен заботой и вниманием этого святого, охраняем им всю жизнь. К своему святому каждый христианин мог обратиться за помощью и поддержкой со словами, которые мы называем молитвой: «Моли Бога обо мне, святой (имя)…». Каждый ребенок стремился к тому, чтобы как можно больше узнать о жизни своего святого и подражать ему в делах и мыслях.

Слайд 1. Изображение иконы «святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

— Вера, Надежда, Любовь были дочерьми Софии. Вере было 12 лет, Надежде – 10, Любови – 9. Мать воспитывала их настоящими христианками.

Как вы понимаете, что значит быть настоящими христианином? (Настоящий христианин любит Бога, исполняет Его заповеди, помогает людям.)

Именно такими и были сестры. Людям была непонятна такая жизнь сестер, и император приказал им отречься от христианской веры. Девочки не отреклись. Они понимали, что им предстоит подвиг мученичества, и молились Богу, чтобы он даровал им силы перенести страдания. Сестры были подвергнуты мукам и казнены на глазах матери. Мать похоронила своих дочерей, три дня молилась на их могиле, а потом умерла.

Одна из учениц (Вера, Надежда, Любовь или Софья) читает стихотворение и прикрепляет репродукцию иконы с изображением великомучениц рядом с именами на карточках.

Иду с иконкой из храма.

Сюжет ее очень прост:

Три девочки, с ними мама –

Четверо в полный рост.

Когда-то девочки встали

Перед царем-палачом,

И за Христа их пытали,

А после казнили мечом.

От слез исчезают строчки,

Но я их читаю вновь:

Мама – София, а дочки –

Вера, Надежда, Любовь.

Над каждою нимб лучится,

У каждой в руках по кресту.

Ах, если б и мне научиться

Верною быть Христу!

— День памяти великомучениц Веры, Надежды, Любови и Софии – 30 сентября. В этот день всех девочек и женщин с таким именем поздравляем с именинами, дарят им подарки. Надежды, Любовь, Софии, запишите в свои тетради день памяти ваших святых покровительниц.

Слайд 2. Изображение иконы великомученик Георгий Победоносец.

Верхом на коне, под копытом – дракон,

Копье вонзается в пасть!

На помощь спешит согрешающим он

И тем, кто в грех может впасть!

Кто из вас знает о подвигах этого святого?

Георгий Победоносец – святой покровитель всех Георгиев, Григориев и Юриев. Жил он очень давно, более семисот лет назад, в одном из южных стран. Был Георгий воином храбрым и мужественным, за что еще молодым был поставлен в военачальники. Однажды Георгий услышал приговор императора о казни христиан. Он вступился за них и так рьяно защищал христианскую веру, что даже жена императора приняла христианство. Георгий был подвергнут пыткам и казнен. Для всех христиан он стал символом добра, побеждающего зло, и воинской доблести. Победоносцем его называют потому, что после смерти он являлся христианам на полях сражений за веру и помогал им победить врага. День памяти Георгия Победоносца два: зимний – 9 декабря и весенний – 6 мая. Юрии, это дни ваших именин.

Мальчики прикрепляют репродукцию иконы с изображением Георгия Победоносца рядом с карточками со своими именами.

Слайд 3. Изображение иконы святой апостол Иоанн Богослов.

Был простым он рыбаком,

Откровения потом он сподобился чудесно,

Ел не сладко, жил он тесно,

И одет был очень просто

Божий друг, святой апостол.

Кто такой апостол?

Вспомните имена апостолов – учеников Иисуса Христа.

Апостол Иоанн Богослов был любимым учеником Господа. Он узнал Иисуса, когда тот пришел креститься к реке Иордан. Апостол Иоанн присутствовал при всех важнейших событиях земной жизни Христа. А когда Иисус Христос вознесся на небо после своей мучительной смерти, Иоанн Богослов стал проповедовать в Иерусалиме учение Христа. Он дожил до глубокой старости и все время повторял, обращаясь к людям: «Дети, любите друг друга. Это самая главная заповедь Христова. Кто ее исполнит, тот исполнит закон Христов».

День памяти Иоанна Богослова – 21 мая. В этот день мы будем поздравлять нашего Ваню с именинами.

Рядом с карточкой «Иван» прикрепляется репродукция иконы с изображением Иоанна Богослова.

Слайд 4. Изображение иконы святая блаженная Ксения Петербургская.

Подготовленные девочки Ксении читают стихотворение о святой Ксении Петербургской.

Однажды в воскресенье

Пришли мы с мамой в храм.

И вдруг я имя «Ксения»,

Представьте, слышу там!

Вот странно: ведь не дома я,

Где вся моя родня.

Кто звал меня – знакомые?

А звали не меня.

Святой молились Ксении.

Она, сказала мне:

Надежда на спасение

И людям, и стране.

Жила она, блаженная,

Тиха, добра, чиста,

Насмешки, унижения

Терпя ради Христа!

Теперь навек в раю она!

Но, говорят, и там

Святая, вечно юная,

Всё помогает нам.

А я ведь – тоже Ксения!

А люди, как родня,

Теплей, чем с днем рождения,

Поздравили меня!

И для того чтоб памятней

День Ангела тот был,

Наш батюшка на память мне

Иконку подарил.

С того же воскресенья

Икона – на стене…

Моли, святая Ксения,

Ты Бога обо мне!

Девочки прикрепляют репродукцию иконы рядом с карточкой с именем «Ксения».

— Ксения Петербургская рано лишилась мужа и, одевшись в его мужские одежды, стала нести подвиг терпения во имя спасения его души. Все считали это блажью, смеялись над нею, но она кротко сносила все насмешки и издевательства людей, не обижалась на них, а, напротив, молила для обидчиков прощения у Господа. Для нас она – символ веры, смирения и терпения.

День памяти святой блаженной Ксении Петербургской – 6 февраля. Это именины наших Ксении и Оксаны.

Слайд 5. Изображение иконы святой благоверный князь Александр Невский.

— Князь Александр был сыном русского князя Ярослава Всеволодовича. Жил он в городе Новгороде. Не раз выходил князь с дружиной на бой, чтобы защитить землю Русскую и веру православную от врага. Одной из самых громких побед князя была победа в битве на реке Неве, за что и прозван был он Невским. Перед смертью князь Александр принял монашеский постриг. Когда он умер, митрополит Кирилл сказал: «Закатилось солнце земли Русской!» Князя Александра Невского Русская Православная Церковь чтит как святой защитника Русской земли. День его памяти – 3 декабря. В этот день Сашу будут поздравлять с именинами.

Мальчик Александр прикрепляет репродукцию иконы рядом с карточкой с именем «Александр».

Слайд 6. Изображение иконы святая мученица Валентина.

— Святая мученица Валентина была родом из Кесарии Палестинской. Палестина – это страна, где прожил свою земную жизнь Иисус Христос. Валентина была христианкой, чтила законы Божии и выполняла все заповеди. Император обвинил Валентину в непочитании богов, на что Валентина ответила: «Бог наш един». Император подверг ее пыткам и избиению, а затем казни через усечение головы. Перед смертью Валентина возблагодарила Господа, укрепившего ее в подвиге. Именины святой великомученицы Валентины отмечают дважды в год – 10 и 23 февраля.

Девочка Валентина читает стихи о святой.

У Валюш всех именины

В день святой Валентины

У них у всех известная

Заступница небесная!

Царь не мог ее заставить

Веру в Господа оставить

Ни коварными речами,

Ни ужасными бичами…

А теперь она святая!

И добавлю неспроста я:

Вспоминаю я о ней

В час, когда всего трудней.

Девочка прикрепляет репродукцию иконы рядом с карточкой с именем «Валентина».

Слайд 7. Изображение иконы святитель Николай Чудотворец.

— Святитель и угодник Божий Николай жил очень давно, почти семнадцать веков назад. Его называют еще великим чудотворцем. Сегодня его прославляет весь христианский мир за его верность вере, праведную жизнь и чудеса, творимые во славу Божию.

Николай жил в богатой семье, но когда его родители умерли, он раздал все богатство бедным. Когда Николай стал священником, то стал вести строгую подвижническую жизнь. Однажды Николай услышал голос, который сказал ему: «Николай! Ты должен вступить на путь служения народу, если хочешь получить венец от меня». Николай понял, что этот голос был голосом самого Господа Бога. Он всегда строго выполнял наказ Господа.

Николай Чудотворец – один из самых почитаемых святых в православной вере. Седой старичок с добрыми глазами всегда стоит перед нашим взором, особенно в рождественские и новогодние праздники. Святой Николай исполняет все наши праздничные желания. Если у кого-то случилась беда или он нуждается в помощи, человек всегда обращается к святому Николаю.

День памяти Николая Чудотворца отмечают дважды в году: Никола вешний – 22 мая, Николай зимний – 19 декабря, и мы будем праздновать именины наших мальчиков с именем Николай.

Мальчики прикрепляют репродукцию иконы рядом с карточкой с именем «Николай».

Обобщение новых знаний, полученных из рассказа учителя.

— О каких святых вы узнали сегодня на уроке?

Почему они стали святыми?

Чем отличалась их земная жизнь от жизни других людей?

Почему для человека важно иметь своего святого помощника и защитника?

Можно ли всецело полагаться на помощь своего святого, ничего при этом не делая самому?

Обо всем ли можно просить своего Ангела-хранителя?

На какие просьбы Ангел-хранитель не откликнется? Почему?

7. Рефлексия.

— Нарисуйте в своих рабочих тетрадях подвиг или любой другой эпизод из земной жизни своего святого. Поставьте свои тетради с рисунками на классную доску рядом с карточками с вашими именами и репродукциями икон ваших святых покровителей.

Работа выполняется под музыку.

— Посмотрите внимательно на результаты вашей работы на уроке.

Какие чувства вы испытываете, узнав о причастности своего имени к жизни и подвигу святого с таким же именем?

Как вы теперь относитесь к своему имени?

Как вы думаете, что значит для любого христианина его имя?

8. Итог урока. Домашнее задание.

— Теперь вы знаете, у кого из одноклассников, в какой день именины. У вас есть прекрасная возможность доставить друг другу приятное, поздравив с именинами. Не забывайте, что ваше внимание очень порадует вашего друга, особенно в такой день. Поздравляйте друг друга с днем именин, дарите друг другу радость, любите друг друга, как учит нас Отец наш Небесный!

Домашнее задание: приготовьте подарок своему святому помощнику ко дню его памяти (это может быть письмо, рисунок, поделка или просто рассказ о добром деле, сделанном вами).

Использованная литература

Окунев А.А. Урок? Мастерская? Или… СПб., 2001.

Степихова В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей. СПб., 2003.

Сурова Л.В. Мироведение: Комплекс методических разработок. Христианская жизнь. Клин, 2004.

Технология «Педагогических мастерских» // htpp: // www.prof.msu.ru.publ.omsk/67.htm.

Шевченко Л.Л. Православная культура: Метод. пос. для учителя. 1-й год обучения . М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. М.,2006.

Шевченко Л.Л. Православная культура: Эксперим. учеб. пос. для нач. классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения: Кн.2.М., 2004.

Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Кн. для учителя. М., 2006.






See also:
Яндекс.Метрика