сценарий педсовета Формирование гражданской позиции школьников с ограниченными возможн


Тема педагогического совета: « Формирование гражданской позиции школьников с ограниченными возможностями здоровья в контексте духовно-нравственного воспитания»

Цель: выявить и определить педагогические позиции по проблеме гражданственности в контексте духовно-нравственного воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья, а также способы совершенствования работы педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию школьников; проанализировать уровень духовно-нравственного развития школы-интерната.

Задачи:

Изучить сложившуюся в школе систему работы по гражданско- патриотическому воспитанию в контексте духовно-нравственного воспитания.

Обсудить результаты анкетирования учащихся.

Раскрыть единство образовательной развивающей и воспитывающей стороны процесса формирования гражданственно-зрелой личности школьника.

Отметить лучший опыт педагогов по формированию гражданственности в контексте духовно-нравственного воспитания.

Методы:

Словесные (философский стол);

Наглядные (презентация, демонстрация фото- видео материалов);

Практические методы (действия учителей , воспитателей; моделирование разнообразных ситуаций);

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация по теме педсовета.

Подготовительный этап.

1)Создание инициативной группы для разработки замысла педагогического совета и координации деятельности по его подготовке.

2)Изучение педагогической литературы, СМИ по данной теме.

3)Формирование творческих групп педагогов ( учитывался педагогический стаж и опыт работы педагогов по теме гражданственности; руководители кружков, факультативов, спецкурсов, авторы программ).

4)Анкетирование учащихся.

Ход педсовета.

1.Доклад заместителя директора по УВР по теме «Формирование гражданской позиции школьников с ОВЗ в контексте духовно-нравственного воспитания»

Формирование гражданственности в настоящее время становится одной из приоритетных задач в воспитании и обучении школьников. В стране идет поиск потенциального возрождения России и обязательным составляющим этого процесса являются осмысление социального опыта других наций и ориентация на собственные ресурсы, а прежде всего на духовно-нравственное наследие народа. От гражданской позиции молодежи, от ее социально политической активности и духовно-нравственной ориентаций во многом зависит судьба обновления российского государства.

Но последние результаты научных социологических исследований показало, что современная молодежь и ее интересы часто укладываются в простую поведенческую модель, замыкающуюся приземленными целями. Значительная часть молодежи стремится, в первую очередь, только к росту личного благополучия. Телевидение, радио, СМИ пропагандируют яркий индивидуализм , призывают жить для удовлетворения потребностей, используя других людей в качестве средства для достижения своих целей. Часто такие понятия как патриотизм, государственность, долг, честь, достоинство, духовность выставляются как нечто не модное, отсталое. В связи с социально-экономическими процессами, происходящими в стране, снизилось воспитательное влияние российской культуры и искусства, упал престиж образования, подорван авторитет школьного учителя.

Все это не может не вызывать беспокойство в современной школе, а особенно в школах для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И поэтому мы провели анкетирование, в целях выявления интереса к проблеме гражданственности. Анкетирование старшеклассников (7-9классы)

Анкета «Патриот»

1.Считаете ли вы себя патриотом, гражданином своей родины?

— «да» — 72%

— «нет» — 2%

— «иногда» — 20%

— «не знаю» — 6%

2.Кто на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?

— «школа» — 50%

— «родители» — 29%

— «телевидение, интернет» — 20%

-«органы власти» — 1%

3.Что для вас является главным ценностным ориентиром?

— «общечеловеческие ценности» — 45%

— «гражданские» — 15%

— «религиозные» — 40%

4.Закончите предложения.

-Каждый из нас верит…..

ответы детей — в друзей, любовь, что сдаст экзамен, в счастливое будущее, в президента.

-Каждый из нас готов…..

ответы детей – окончить школу, помочь другу, к труду, найти работу в будущем, дальше учиться, защитить свое государство, защитить свою семью.

Проблема, вынесенная нами сегодня на общее обсуждение педагогического совета актуальна и своевременна , как в социальном плане и в плане реализации Программы развития школы : «Формирование гражданственности личности, адаптированной к реальной социальной среде».

Цель Программы развития школы : создание социальной коррекционно-развивающей образовательной среды, направленной на решение образовательных задач, повышение качества обучения; воспитание гражданственности, патриотизма и национального самосознания.

Важность гражданско-патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», которая утверждена постановлением Правительства Российской от 5 октября 2010 г. № 795.г ;целью которой , является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан через:

— совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан;

— внедрение в деятельность современных форм, методов и средств воспитательной работы.

Время поставило педагогический коллектив перед необходимостью скорректировать, а в чем-то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со школьниками с ОВЗ в связи с обострением духовно-нравственной атмосферы в обществе.

Безусловно, каждый педагог стремится выработать в школьнике следующие качества:

Свободная личность (высокий уровень самосознания, гражданственность, чувство собственного достоинства, честность, ответственность, самоуважение).

Гуманная личность (милосердие, доброта, способность к состраданию, готовность оказать помощь, терпение, доброжелательность).

Духовная личность (стремление к внутреннему самосовершенствованию, поиск смысла жизни).

Творческая личность (развитие способностей, потребность в знаниях, умениях).

Практическая личность (трудолюбие, хозяйственность, знание народных и религиозных обычаев, здоровый образ жизни).

Духовно-нравственное воспитание опирается на следующие принципы:

Личностный подход. Признание личности ребенка ,принятие таким, каким он есть.

Гуманизация межличностных отношений. Терпимое отношение к ребенку.

Опора на чувства ребенка.

Деятельностный подход в обучении и воспитании.

Средовый подход. Школа не ограждает от отрицательного влияния среды, она включается во взаимодействие с средой.

Культурологический подход. Приобщение к культуре, формирование эстетического вкуса.

Целостный подход. Обучение и воспитание являются равноправными и взаимодействующими.

Воспитание гражданственности осуществляется в процессе всей жизнедеятельности ребенка , но одним из главных средством воспитания является учебная деятельность. Для школьника учебная деятельность – главная составляющая его жизнедеятельности. Поэтому важным условием успешности гражданского воспитания школьников является правильная организация процесса обучения, создание условий для нравственного становления, нормального развития, ощущения успеха. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию ведётся согласно плану работы школы и программы развития школы. Педагогическим коллективом была проделана большая работа по этому направлению через традиционные школьные дела.

Воспитание гражданственности в ГБСКОУ АО « Харабалинская СКОШИ VIII вида» школе проходит через следующие ступени:

Первая ступень –начальное образование.

Закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности; развиваются коммуникативные способности ребенка; формируются диалоговые отношения.

Вторая ступень— основная школа.

Продолжение формирования личности, приобретение знаний, умений и навыков для самостоятельной жизни в обществе; познание элементарных моральных и правовых норм.

В нашей школе содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, и в первую очередь в дисциплинах гуманитарного и естественного циклов.

На уроках развитие речи, природоведении, биологии, географии акцентируется внимание на взаимодействии природных, социальных и экономических аспектов жизни общества. Формируются у учащихся чувство ответственности за сохранение окружающей среды.

На уроках : история, обществознание, профессионально-трудовое обучение, математика, школьники получают актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, экономике, политике, праве, социальных отношениях, духовной культуре. Знания позволяют школьнику с ОВЗ успешно ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним. Подростки приобретают опыт основных социальных ролей (члена семьи, гражданина…), на основе личностно-эмоционального осмысления опыта взаимодействия людей, уважительного отношения к иному мнению и толерантность.

Русский язык, чтение, ИЗО, музыка и пение- гуманитарные предметы выступают в качестве источника знаний о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и природе, человеке и нации, чести, долге, совести, способствуют формированию важнейших нравственных понятий и ценностей.

Анализ качества ЗУН

2009-2010 уч.г.- 75 %

2010-2011 уч.г.- 77,5 %

2011-2012 уч.г.- 77 %

Анализ качества ЗУН показывает положительную динамику; наблюдается рост качества ЗУН; в целом качество ЗУН за три года выросло на 3%; в школе нет неуспевающих. Высокие показатели по истории- 75% , биологии-72% , географии-70%.

Анализ показывает, что педагоги школы в своей работе используют развивающие технологии, технологии индивидуальных образовательных маршрутов. Учителя поднимают уровень учебной мотивации, через развитие личных качеств учащихся на уроке (мышление, речь, нравственность, коммуникативность ) и реализуют их средством учебного предмета; профессионально владеют учебным материалом, используют дидактический материал, наглядность; поощряют инициативу и самостоятельность; педагогами школы созданы условия для определения жизненной перспективы учащихся ; ведется активная работа по подготовке старшеклассников к социализации.

Анализ уровня воспитанности

2009-2010 уч.г.- 70 %

2010-2011 уч.г.- 74 %

2011-2012 уч.г.- 75%

Наблюдается положительная динамика уровня воспитанности школьников 75% (за три года увеличилось на 5%).Внеурочная деятельность выступает фактором воспитания гражданственности.Участие школьников во всероссийских конкурсах, фестивалях, интернет- конкурсах ; сотрудничество с Домом Ветеранов, краеведческим музеем- все это способствует развитию духовности, бережного отношения к традициям, к культуре и истории своего народа, общественную активность.

Основные направления в системе воспитания гражданственности у обучающихся с особыми образовательными потребностями.

-Духовно-нравственное направление.

Осознание учащимися в процессе формирования гражданственности высших ценностей, идеалов, социально-значимых процессов.

В школе-интернате функционируют : вокальные ансамбли «Капелька», «Волжанка»; танцевальный ансамбль «Планета детства». В этом направлении работают факультативные курсы « Мир цвета, звука и слова» (5 класс), «Декоративно-прикладное искусство» (8 класс), «Художественная роспись»(9 класс), « Основы дизайна» (7 класс).

-Историко-краеведческое направление. В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.

В этом направлении проводились факультативы :

С 2002-2010уч.г. «Край на древней Земле».

С 1998-2010уч.г. «Родные истоки».

С 2010-2012уч.г .«Малая Родина».

С 2010-2012уч.г .«Астраханский край – страницы истории и культуры».

В рамках предметных недель в этом направлении проводились следующие мероприятия:

2008-2009 уч.г .« Хороша ты река-Россиянка, в мире краше тебя не найти» — литературная гостиная 5-9 классы.

2009-2010 уч.г. « Растения леса» — викторина 1-4 классы; «Лесная прогулка»- викторина 5-6 классы.

2010-2011 уч.г. Неделя истории Астраханского края.

— «Тайны земли Астраханской» 8класс.

— «Я люблю тебя- любимый город» 9классА.

-«Загадка истории» 9классБ.

-Спортивно-патриотическое направление.

Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости,

выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности.

В школе-интернате функционируют спортивные секции по футболу, волейболу.

2008г. -Областное открытое первенство по туризму (Диплом, I место) .

-Районная спартакиада «Спорт против наркотиков»(Грамота).

2009г.-Региональные специальные Олимпийские игры по мини-футболу (Грамота, II место ).

В школе проходят ежегодные соревнования по футболу, баскетболу среди учащихся среднего и старшего звеньев; общешкольные походы за город.

-Гражданско-патриотическое направление осуществляется через систему мероприятий по формированию правовой культуры.

2009г.- Неделя правовых знаний

— « Шалость, злонамеренный поступок »-КТД 8 класс.

— « Остановись у преступной черты » — диспут 9 класс.

— « Зачем людям нужны законы » — круглый стол 7 класс.

-« Я — гражданин России » — дискуссия 6 класс.

-Социально-патриотическое направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно- исторической преемственности поколений, активная жизненная позиция; проявление чувства благородства и сострадания , проявление заботы о людях пожилого возраста.

С 1998 года осуществляется тесное сотрудничество с «Домом Ветеранов». Новый год, 23 февраля, 8 марта, День пожилого человека именно в эти праздники выезжает ежегодно школьная концертная бригада , под руководством учителя музыки и пения.

2008-2009уч.г Неделя « Азбука семейной жизни».

« Сестры, братья, и я – спортивная семья»- игра 1-4 классы.

« Семья-это то что с тобою всегда»- КТД 5-7 классы.

-Героико-патриотическое направление— составная часть патриотического воспитания , ориентированная на воспитание чувства гордости к героическим деяниям предкам и их традициям.

2009-2010уч.г-мероприятия, посвященные 65-летию Победы.

— Составление альбомов – презентаций о ветеранах.

-Отчетные концерты, выставки рисунков, поделок.

-Классные часы, беседы, тематические экскурсии в «Комсомольский парк», Братский садик», митинги.

аправление «Здоровье». Ориентировано на формирование у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни.

-Функционирует авторская программа «Здоровье».

-Ежегодные предметные недели по теме «Здоровье»

2009-2010уч.г. « Телеканал –Земля наш общий дом»-5 класс; «Экологическая тропа»-6класс; «Здоровье сгубишь — новое не купишь» — 3 класс; «Здоровье- богатство на все времена»-8класс; « Курить или жить»- 7 класс.

2011-2012уч.г. «Спорт — ты всемогущ»- 9класс; «Спортивная викторина»-4 класс.

аправление «Профессия». Профориентационная работа по программам «Личностное самоопределение учащихся »; «Профессиональное самоопределение старшеклассников ». В школе0интернате создаются такие условия для учащихся, в которых они могут узнать максимально полно о своих возможностях и способностях, получить навыки решения определенных жизненных ситуаций. Знакомство школьников с миром профессий и проведение внеклассных мероприятий: с 2000 года ежегодный «Конкурс профессионального мастерства»; ежегодный показ театра моды «Вдохновение»; ежегодные выставки поделок, изделий.

-Спецкурсы : «Моделирование и конструирование», «Бисероплетение», «Школа лоскутной техники», «Ландшафтный дизайн», «Театр, где играют дети».

аправление «Традиции в школе». Воспитание чувства принадлежности к школе, ее традициям, истории современности.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.

В нашей школе-интернате 8 педагогов из 38 работают в направлении гражданско-патриотического воспитания школьников с ОВЗ:

-«Формирование гражданско-патриотического самосознания учащихся на уроках истории и обществознания»-учитель истории Бондарева. Л. Г.;

-«Активизация познавательной деятельности , через краеведение на уроках географии»- учитель географии Салем. О. А.;

-«Формирование экологической культуры на уроках биологии»-учитель биологии Рахманина. Е. В.;

-«Формирование нравственно-эстетических норм поведения младших школьников с ОВЗ»- воспитатель Браду.Э. Т.;

-«Воспитание патриотизма и уважения к традициям народов России учащихся старших классов »- воспитатель Жиляков. В.И.;

-«Духовно-нравственное воспитание учащихся с особыми образовательными потребностями»- воспитатель Кострыкина. А. Н.;

-«Формирование гражданского самосознания у старшеклассников»- воспитатель Николаева И. Г.;

-«Нравственная позиция учащихся в старшем звене с использованием воспитательного потенциала, через краеведение»-воспитатель Тюлюгушева. Н. М.

2.Упражнение «Мудрец» (проводит школьный психолог)

Опыт показывает, что в трудных ситуациях лучший советник для себя самого – Вы сами, точнее Ваше Подсознательное. Как же спросить совета у собственного «Я»?

– Займите удобную позу. Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т. д. теплым ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются плечи и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и удовлетворенного собой, своей жизнью, профессией, учениками человека.

Теперь представьте поляну, на ней – большой развесистый дуб. Под дубом сидит старый мудрец, который может ответить на любой вопрос, какой Вы только сможете ему задать. Сформулируйте свой вопрос (в уме). Выслушайте (в уме) ответ мудреца. Можно ограничиться вопросом – ответом, а можно организовать диалог с мудрецом.

3. Формирование групп – философский стол (обсуждение по вопросам 10-15 минут)

Вопросы для обсуждения в проблемных группах:

-Верно ли утверждение ,что огромная роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах школы…

— Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности…

Попробуйте доказать, что тема педсовета не потеряла(потеряла) актуальность в наши дни. 

4. Выступления творческих групп (презентация, демонстрация фото-видеоматералов школьного театра моды, фрагменты открытых уроков, занятий факультативов).

5.Рефлексия. (заключительная часть)

Рефлексивный круг – участники обмениваются мнениями по поводу проведенной работы, высказывают пожелания по поводу дальнейшей работы.

Проект решения:

Одобрить систему работы педагогического коллектива по формированию гражданской позиции школьников с ОВЗ в контексте духовно-нравственного воспитания.

Продолжить работу по претворению в жизнь программы развития школы, через проведение внеклассных мероприятий по данной теме, применение авторских программ, инноваций в работе.

Руководителям МО сформировать банк методических идей и разработок мероприятий по формированию гражданской позиции школьников в контексте духовно-нравственного воспитания.

Проводить ежегодную диагностику уровня воспитанности обучающихся с целью изучения динамики формирования гражданственности школьников с ОВЗ.

Утвердить программу по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе в начальной школе «Я среди людей».






See also:
Яндекс.Метрика