статьяРАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ В ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ


Г.П.Подплетнева, учитель начальных классов

МКОУ Валентиновская основная общеобразовательная школа, салентиновка, Кантемировского района, Воронежской области

Развивающее обучение в традиционной системе.

Наша система носит социальный, дидактический и психологический

характер. В социальном отношении система должна быть вариативной и носить развивающий характер. В дидактическом – обучение должно иметь гуманистическую, личностно- ориентированную направленность. В психологическом отношении обучение должно обеспечить и у учителя, и у учеников способность быть субъектом своего развития.

Идея обучения, обеспечивающая свободное свободное развитие личности, не нова.

Уже в 60-е годы ХХ в.общественность широко обсуждает соотношение обучения и развития. Традиционная система обновляется.

Целью учебного процесса становится не только достижение ЗУНов, но и создание условий для развития психологических особенностей учеников, а целью педагогического процесса – развитие нравственной, самодеятельной, творческой личности.

Для достижения вышеперечисленных целей нужны были новые педагогические концепции, основанные на том, что ученик должен быть активным, творческим, развивающимся субъектом учебного процесса.

В настоящее время известны два вида концепций развивающего обучения. I вид – это концепции, ориентированные на психическое развитие.

II вид — это концепции, учитывающие личностное развитие ребёнка.

Я изучала вышеназванные концепции: что-то мне понравилось, над чем-то задумалась. К сожалению на страницах педагогической литературы противопоставляются традиционное и развивающее обучение. Принято считать, что традиционная система себя изжила, что развитие идёт через усвоение образов, а не путем новообразований; что главная роль в классе принадлежит учителю, а не ученику и т. д. Может быть, это так только в том случае, если учитель на перестроился, не способен принять новую роль – роль организатора познавательной деятельности ученика.

Наша школа малочисленная. Учителя начальных классов работают в классах – комплектах (1,3кл. и 2,4 кл.), в которых сидят всего по 5 учеников. Работаем по традиционной системе, но давно пересмотрели свое отношение к этой системе в пользу развивающей. Основной целью своей работы считаю создание условий для умственного развития детей, в ходе которого охраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика. Поэтому провожу однопредметные и интегрированные уроки. Такие уроки дают возможность повторить и изучить материал, не навязывая свое мнение, и так спланировать все этапы урока, чтобы они переходили плавно от одного класса к другому .

Ученики сами формулируют тему и задачи урока. Много времени занимает самостоятельная работа. Работа в парах дает возможность побыть в роли учителя. Взаимопроверка – проверить свои знания. Дети учатся оценивать себя и своего товарища, указывая на то, что и как надо исправить, на что обратить внимание на следующем уроке.

Поскольку деятельность ребенка реализуется через общение, то на развитие влияет не только обучение, но и общение ребенка с учителем и одноклассниками. Я постаралась создать в отношениях между детьми атмосферу добра, взаимовыручки, приучила помогать друг другу . Я не возвышаюсь над детьми, а, наоборот, стараюсь как бы стать на их уровень, чтобы они поняли, что все их проблемы для меня важны. А когда они чувствуют уважение к себе, то строгость учителя не будет казаться обидной.

Немецкий психолог Карл Бюлер писал: «Развитие ребенка зависит от того, как мы его учим, от его деятельности.»[ 4,с.13 ].

Любую работу с детьми я организую так, чтобы она вызвала положительные эмоции. Я верю в силы своих учеников, в их талант. Охотно соглашаюсь с занковцами, которые утверждают, что «их педагогика сильна верой в каждого ребенка». Центральное место в учебной деятельности моих учеников занимают такие приемы, как анализ и синтез, доказательство, сопоставление.

В учебном процессе на первое место ставлю мышление, поэтому ученикам разрешаю пользоваться различными памятками, таблицами и другими источниками, которые вложены в конверты для уроков математики и русского языка. Главное, чтобы ребенок знал, где найти материал.

Достаточная степень развития мышления – важное условие грамотной организации поисковой, исследовательской деятельности. В ходе анализа проблемных ситуаций каждый школьник понимает, что для ответа на вопрос его знаний недостаточно, поэтому обучение приобретает личностный смысл. Учитель вместе с детьми участвует в процессе, дает необходимую информацию, оставляя пространство для размышления детей.

В основе поисков лежат следующие принципы: возможность ошибки, за которую не будут ругать; равенство всех участников; речевое развитие ; не принудительное привлечение к деятельности. На таких поисковых занятиях возникают партнерские отношения учителя с детьми, диалог становится ведущим средством общения. Ребенок получает не готовое значение, а сам « открывает» его в процессе решения проблемы. И знания, конечно, усваиваются прочнее и в последствии становятся инструментом саморазвития.

Таким образом, я осуществляю проблемное обучение на основе деятельностного метода по следующей схеме:

1) постановка учебной задачи;

2) «открытие» детьми нового знания;

3) закрепление;

4) самостоятельная работа;

5) контроль и самоконтроль.

Смысл моей работы отражен в афоризме Ф. Рабле: «Ребенок — не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь»[ 4, с.14].

Приобретение новых знаний осуществляется на основе повторения раннее изученного. Оно обогащается на каждом этапе новым содержанием. Так осуществляется принцип непрерывности обучения.

Я учу детей желанию учиться, а не овладению знаний. Так осуществляется принцип осознания процесса обучения. Мышление должно достигнуть того уровня, который нужен для понимания нового материала. Поэтому перед уроком, на котором детям надо решить проблему, я даю задание на сообразительность, которое, как правило, надо выполнять дома, так как для ответа необходимо искать дополнительные источники. Иногда приходится слышать от детей, что задание выполняли всей семьей.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: на практике я реализую параллельно принципы из разных систем.

Конечно, это непросто. При составлении конспекта урока приходится учитывать множество ньюансов, продумывать тщательно каждый момент урока, но делаю я это с удовольствием. Моя главная задача – помочь каждому ученику осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем мире. Для этого ему нужны знания, из которых впоследствии появляется уверенность в себе, мотивация к дальнейшему обучению.

Список литературы

1. Асмолов А.Г.,Бурменская Г.В.и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя.- М.: Просвещение,2011г. – 152с.

2.Воронцов А.Б.,Заславский В.М. и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя из серии « Стандарты второго поколения». – М.: Просвещение, 2011г. — 177 с.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: М – во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011г. – 33с.

4.Журнал «Начальная школа» №4, 2008г. – 96с.

5.Журнал «Начальная школа» №12, 2010г. -112с.






See also:
Яндекс.Метрика