статьяПроктная деятельность в начальной школе


Кошечкина Надежда Геннадьевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ№6

Проектная деятельность в начальной школе

« Единственный путь, ведущий к знанию — это деятельность»

Б. Шоу

В основу Стандарта положен системно- деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Системно — деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых

результатов освоения основной образовательной программы начального

общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения

обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов

деятельности. Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение — это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности.

Среди новых педагогических технологий, возможность повысить познавательный интерес  к  учебным предметам и качество знаний учащихся даёт проектно-исследовательская деятельность. Включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектно-исследовательской деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектно-научную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектно-исследовательской деятельности.

При организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Младшим школьникам интересен сам процесс работы: наблюдения, опыты, расчеты, эксперименты, сравнение полученных результатов – все, что помогает сделать правильный вывод, совершить открытие. Именно  в процессе активной деятельности формируются ключевые компетентности, столь необходимые для продолжения обучения в основной и старшей школе.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

— мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

— планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

— информационно — операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

— рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Как подчеркивает Н.Ю. Пахомова, степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме: 1-й этап УЧИТЕЛЬ ученик 2-й и 3-й этапы учитель УЧЕНИК Последний этап УЧИТЕЛЬ ученик

Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, — зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Процесс работы над проектом в школе представляет собой единство урочной и внеурочной деятельности. Знания и навыки в области какой-либо деятельности, приобретённые на уроке, должны использоваться после уроков, и наоборот, деятельность после уроков должна способствовать эффективности обучения, воспитания и развития учащихся на уроке. Тезис понимания метода проектов: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить».

Под урочной деятельностью стоит понимать работа над проектами во время урока, внеурочное деятельность – кружок, работа в группах, индивидуальная работа.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Тематику может предложить учитель с учётом учебной ситуации по предмету, может быть предложена самими учащимися, особенно если предназначена для внеурочной деятельности, может касаться какой-то темы с целью углубления знаний отдельных учеников.

Наша начальная школа работает по системе «Школа 2100» , которая предлагает развивающее личностно ориентированное образование. Постановка работы по данной системе изживает проблемы в общении, так как ориентирована на участие каждого ученика в уроке. Много работы ведётся в группах, в парах, выслушивается мнение каждого. Мы учим детей общению, они не боятся высказываться, выражать своё мнение. На первое место в своей работе мы ставим уважение к Личности. Дети учатся не просто выражать своё мнение, но и слушать собеседника, принимать точку зрения другого человека.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновления содержания образования.

Эту проблему решаю через организацию проектной деятельности.

Начала работу с изучения и обобщения разных подходов к проектно-исследовательской деятельности. Затем небольшие проектные задачи стала включать в обычные рабочие уроки, затем стали пробовать выполнять творческие, исследовательские, учебные проекты.

Для участия в школьной научно-практической конференции были подготовлены две группы ребят. Первая группа защищали проект «Береги здоровье смолоду», вторая группа «Сколько весит здоровье школьника?» Это активные ребята с высокими интеллектуальными способностями. Темы проектов были выбраны совместно с ребятами. Здесь мне пришлось посоветовать какие темы дети максимально смогут изучить, учитывая возрастные особенности детей. Ребята остановили выбор на этих темах. Наметили следующий план работы.

Исследовательская работа «Береги здоровье смолоду»

1. Выявили проблему – дети младшего школьного возраста много времени проводят за просмотром телепередач, поэтому мало гуляют, мало двигаются, телевизор заменил чтение книг.

2. Сформулировали вопросы, на которые хотели бы найти ответы:

Что такое телевидение? Когда появилось?

Какова статистика просмотра телепередач детей по стране?

Сколько эфирного времени отводится для детских передач?

Чем грозит «телемания» нашим школьникам?

Какие передачи предпочитают смотреть ребята нашего класса?

3. Выдвинули следующую гипотезу: мы предполагаем неправильный просмотр телепередач отрицательно влияет на здоровье и умственные способности ученика.

4. Выбрали методы исследования: анкетирование, беседа, изучение литературы по данным вопросам.

5. После проведения анкеты ребята обработали результаты, зафиксировали, сделали выводы.

Материал по данной теме ребята собирали самостоятельно, ходили в школьную библиотеку, детскую городскую библиотеку, активно помогали в сборе материала родители. Пользовались, сетью Интернет у кого была возможность.

Беседовали со школьным фельдшером, она тоже рассказала о влиянии телевидения на здоровье детей.

Защиту данного проекта на конференции решили провести в виде электронной презентации. Навыков работы с компьютером у ребят нет, презентацию делала сама, дети на данном этапе были зрителями.

Ребята очень хорошо защитили свой проект, проект был признан лучшим в номинации «Моё первое исследование», ребята получили грамоты.

Исследовательская работа «Сколько весит здоровье школьника?»

Задачи, которые мы себе поставили:

1. Исследовать нормы веса портфеля и учебников.

2. Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.

3. Предложить способы решения проблемы.

Для этой работы мы наметили следующий план:

1. Узнать у школьного мед. работника как влияет вес портфеля на здоровье школьников.

2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей.

3. Проверить вес учебников, и сравнить их с гигиеническими нормами.

4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца .

5. Подвести итоги.

Следуя этому плану, ребята беседовали со школьным фельдшером, она познакомила ребят с нормами САН ПИНа.

У каждого ребенка нашего класса взвесили ранцы без школьных принадлежностей , сравнили с нормой , занесли результат в таблицу, сделали вывод.

Вес ребенка сравнили с весом ранца в котором все учебники, опять сравнили, занесли в таблицу, сделали вывод.

Из дополнительной литературы узнали, что вес ранца вместе с содержимым не должен превышать 15% от массы школьника. А в младших классах предпочтительно, чтобы этот показатель был еще ниже.

Так же исследовали вес всех учебников.

Обратили внимание при изучении литературы, какой ранец выбрать, составили такие рекомендации:

Магазины и рынки предлагают большой выбор. На что обратить внимание?

Материал должен быть лёгким, прочным, с водоотталкивающей пропиткой, удобной для чистки.

Задняя стенка должна хорошо прилегать к спине. Можно обратить внимание на ортопедические ранцы.

Плечевые ремни ранца должны регулироваться по длине, шириной 4 – 5 см.

Хорошо, если ранец имеет не одно отделение, а несколько.

Застёжки должны быть прочными, не очень тугими.

Неплохо, если на ранце есть светоотражающие элементы, в сумерках они хорошо будут видны.

Для ребят составили рекомендации:

1. Не носите лишнего в ранцах.

2. Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте выложить из него ненужные вещи.

Защиту данного проекта на конференции решили провести в виде электронной презентации.

Ребята достойно защитили свой проект, были, награждены грамотами проект был признан лучшим в номинации «Моё первое исследование».

Творческий проект «Детство, опалённое войной» подготовили с учеником 3 класса. При беседе с бабушкой узнала, что в семье сохранились фотографии военных лет, родственники участвовали в боевых действиях, решили написать сочинение по воспоминаниям прабабушки . Данный проект был отмечен двумя дипломами I степени Краевого уровня.

Ведущим методом обучения младших школьников технологии является метод творческих проектов. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Учебный творческий проект – это разработка и изготовление изделия от идеи до её реализации, обладающее субъективной новизной и выполненного под руководством учителя.

Желание участвовать в городском конкурсе «Первоцветы» появилось у многих ребят. Были выполнены коллективные проекты и личные.

Этапы работы:

1. Изучили дополнительную литературу, узнали, какие цветы называют первоцветами, как они выглядят.

2. Выбрали различные виды работы – торцевание, объёмная аппликация

3. Решили, какой материал будем использовать для работ.

4. Сделали дизайн – проект.

5. Выполнили работы.

Две девочки сделали работу «Подснежники», используя гофрированную бумагу, ватман, чай, салфетки, бордюр. Эти ребята заняли I место, за работу «Одуванчики» получили II место, здесь использовали в работе гофрированную бумагу, цветную бумагу, цветные карандаши, подобрали стишок.

Остальные ребята отмечены поощрительными подарками.

Работа в кружке «Мягкой игрушки» тоже большая возможность для творческих проектов. Ребята на занятиях подбирают модель, выкройку, учатся раскраивать, шить и оформлять модель, художественно конструировать игрушку (дизайн). Наши работы участвуют в выставках на общешкольных собраниях, ко Дню пожилого человека выставляли работы в ДК и С.

Итак, метод проекта способствуют актуализации знаний, умений и навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализуют принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста — от проекта к проекту. Занятия проектной и исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности школьников, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность, определяют социальную позицию ребёнка (деловые возможности). Все работы детей имеют практическую ценность – являются полезным материалом для уроков, предметных недель, становятся прекрасными экспозициями и украшениями класса, городских выставок, носят научную информацию.

Литература

1. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников // Малая Академия наук. 2007. №2

2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников / Кн. для учителя начальных классов. М.: Издательский центр «Вентана-Графф». 2004

3. Москвина Ю.С. Как подготовить проект? // Начальная школа. 2009. № 13

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

5. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Начальная школа. 2003. №1

Интернет ресурсы

1.http://www.moy-rebenok.ru

2.http://www.nachalka/com.ru






See also:
Яндекс.Метрика