статья_62733


Нетрадиционные формы работы на уроках как средство повышения мотивации к предмету.

« Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себя некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным» Л. С. Выгодский.

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В. А.Сухомлинский.

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. И часто ученики спрашивают: «А зачем учить математику?» Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок.  Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения. Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.

Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными?

Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, учителя.

Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно — воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.

Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения — это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования.

К учебным мотивам относятся такие, как

собственное развитие в процессе учения;

действие вместе с другими и для других;

познание нового, неизвестного.

понимание необходимости учения для дальнейшей жизни,

процесс учения как возможность общения,

похвала от значимых лиц

учеба как вынужденное поведение;

процесс учебы как привычное функционирование;

учеба ради лидерства и престижа;

стремление оказаться в центре внимания,

стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.

Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. Очень часто под основными целями математического образования подразумевают подготовку к будущей профессии, к поступлению в вуз. Но не менее важно развивать в человеке интеллектуальные способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, навыки алгоритмического мышления. Каждому, с одной стороны, необходимо умение анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, схематизировать, отчетливо выражать свои мысли, с другой стороны, развить свое воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности.

Задача учителя — организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение, творчески применять знания в новых ситуациях.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.

Интерес — мотив, который действует в силу своей осознанной значимости.

Эти мотивы могут оказывать заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса.

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.

Это увлеченное преподавание, новизна учебного материала, историзм, связь знаний с судьбами людей, их открывшимися, показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников; использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередования форм и методов обучения, проблемное обучение, эвристическое; обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах), тестирование знаний, умений, показ достижений обучаемых, создание ситуаций успеха, соревнование (с товарищами по классу, самим собой), создание положительного микроклимата в классе, доверие к обучаемому, педагогический такт и мастерство педагога, отношение педагога к своему предмету, к обучаемым и т.д.

Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами. Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т.п.

Если внести в урок этот эффект, считайте, что вам уже удастся пробудить у учащихся желание решать те задачи, которые вы перед ними поставили.

Приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:

Создание проблемной ситуации.

Привлечение учащихся к оценочной деятельности.

Необычная форма обучения: урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие, урок-аукцион, ролевая игра, дискуссия, защита проектов.

Разнообразные коллективные способы обучения.

Привлекательная цель.

Лови ошибку.

Нарисуй, как понял.

Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.

Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

Нетрадиционные формы проведения уроков развивают интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Нетрадиционные уроки реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля, такие уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия, развивающую творческие способности. Cлишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, их необходимо сочетать с другими формами обучения, главное помнить: не форма определяет содержание, а содержание определяет форму урока.

Установки и методы обучения, которые способствуют формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоций и интереса:

— Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.

— Учет возрастных особенностей школьников.

— Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.

— Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.

— Нестандартные формы проведения уроков.

— Создание ситуации успеха.

— Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

— Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности.

— Эмоциональная речь учителя.

— Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.

— Применение поощрения и порицания.

— Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).

А теперь о применении отдельных форм работы, которые использую на своих уроках.

Много внимания уделяю проблемному обучению, ведь это — мощнейший способ повысить интерес к предмету: проблемные ситуации способствуют изучению объекта — в одних случаях изучению через самостоятельное открытие, когда учащиеся в значительной степени работают самостоятельно, или через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель. Вместо объяснения — учитель побуждает учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего учащиеся активно используют интуитивное и аналитическое мышление. При этом для живого диалога можете задавать наводящие вопросы, поощрять догадки ребят, основанные на неполных данных, помогать подтвердить или опровергнуть их при всестороннем анализе фактов. На таком уроке этапами работы станут введение в тему, экспериментирование, обдумывание, осмысление, практическое использование фактов, проверка, вывод. А на уроках геометрии провожу такие уроки как «Урок одной задачи», на котором рассматриваю на примере одной задачи всевозможные способы её решения. Это и готовит учащихся старших классов к ЕГЭ (части С).

Групповая работа.

Совместная работа — наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Чтобы в совместной деятельности не было “зайцев”, т.е. детей, которые бездельничают, но получают преимущества за счёт работы группы, можно распределить ответственность между ними. Соревнования в повышении мотивации весьма эффективны. Соревнование нужно использовать чрезвычайно осторожно и только между школьниками с равными возможностями. В большинстве случаев более полезны групповые соревнования, в которых группы комплектуются так, чтобы выровнять их возможностями других школьников.

Начиная групповую работу, нужно убедиться, что у школьников достаточно возможностей, чтобы чувствовать себя причастными к групповым занятиям, активно в них участвовать. После изучения сложного материала попросите ребят проверить себя в усвоении нового, пусть они объяснят тему друг другу. Когда работа особенно захватывающа и интересна, работа в группах очень полезна.

Нетрадиционные уроки – как форма повышения познавательного интереса.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислю наиболее распространенные типы нестандартных уроков, которые практикую:

1.Уроки — деловые игры

2.Уроки — соревнования

3.Уроки типа КВН

4.Компьютерные уроки

5.Уроки с групповыми формами работы

6.Уроки взаимообучение учащихся

7.Уроки — аукционы

8.Уроки-зачеты

9.Уроки — формулы

10.Уроки — конкурсы

11.Уроки — обобщения

12.Уроки — игры

13.Уроки семинары

14.Уроки – «круговая тренировка»

15.Уроки – игры «Поле чудес».

К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Предусматривается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных школьников, характера и способностей учеников, получивших конкретное задание, последовательность операций.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Уроки — соревнования. Уроки типа КВН.

Цель урока — закрепление умений решать задачи разных типов. Заранее формируются команды и жюри. Учащиеся подбирают задачи и материал для кратких сообщений по теме. Начинается урок с сообщения; затем — разминка; далее — конкурс капитанов. Потом — конкурс команд: самостоятельное, «на время» решение задач. Завершается урок подведением итогов и объявлением команды победительницы.

Уроки типа КВН применяется преимущественно при повторении тем и разделов.

Положительную роль в развитии математического мышления и творческой деятельности школьников играют лабораторные работы. В процессе их выполнения учащиеся, работая с наглядными пособиями, инструментами, графиками и таблицами, производя вычисления, «открывают» и формулируют новые математические определения. Проводила лабораторные работы по темам «Смежные и вертикальные углы», « Сумма углов треугольника», «Неравенство треугольника», «Сумма углов выпуклого многоугольника».

Использование задач практического характера в процессе изучения математики является одним из эффективных способов повышения интереса к предмету и активизации учебной деятельности школьников. В первую очередь задачи практического характера можно и нужно использовать при изучении геометрии, так как именно геометрический материал наиболее «близок» к практике.

Одной из форм познавательной деятельности является игра, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Виды игр на уроках математики, которые практикую на своих уроках:

Деловая игра — на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации. Это такие уроки, как «Строитель» по теме «Площадь»; «Магазин» по теме «Проценты»; «Путешествие» по теме «Метод координат».

Ролевая игра.

Для того чтобы возбудить интерес к счету, применяю в различных вариантах следующие ролевые игры: «Рыбалка», круговые примеры, «Кто быстрее», «Найди ошибку», «Закодированный ответ», «Математическое домино», «Собери карточку», «Эстафета».

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах урока. Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Игровой момент способствует активности мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрацию внимания, создает условия для появления радости.

В процессе изучения темы «Функция», «Координатная плоскость», при построении графиков функций на уроках ученики с удовольствием выполняют задания, в результате которых на координатной плоскости получаются забавные рисунки зверей, цветов, предметов и т. д.

На уроках еще использую дидактические игры и игровые приемы работы с текстовой информацией.

Они вырабатывают умение сосредотачивать самостоятельность мышления, стремление к знаниям, развивает сообразительность, снимает утомление.

Средний школьный возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только возрастной любознательностью, но и желанием продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны, поэтому они любят брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, проявляя незаурядные способности и высокоразвитый интеллект. Им свойственна эмоционально-отрицательная реакция на простые задачи, которые они отказываются решать из-за соображений престижности.

Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путем умелого применения занимательных задач, игр с математическим содержанием. Занимательная задача — это та, которая вызывает у учащихся непроизвольный интерес, являющийся следствием необычайности сюжета задачи, необычности формы ее подачи. Решение таких задач вызывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает их любознательность. Занимательность характеризуется новизной, необычностью, неожиданностью, несоответствием прежним представлениям.

При тематическом контроле знаний также использую нетрадиционные формы урока.

Это игра «Математический лабиринт», проводимая по темам «Степень с натуральным показателем», «Формулы сокращенного умножения», «Решение линейных и логарифмических уравнений».

Проведение уроков с набором дидактических игр, занимательного материала, загадок, ребусов, занимательных и логических задач позволяют сделать вывод: такие уроки занимательны, доступны и эффективны.

Все предложенные приемы и формы работы рождались постепенно в течение многих лет работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей, часть — из книг, методических пособий.






See also:
Яндекс.Метрика