статья_24929


ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЦИКЛОВ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Дикарева Ирина Анатольевна – ГБОУ Гимназия № 248, e-mail: [email protected]

Морозан Елена Геннадьевна – ГБОУ Гимназия № 248, e-mail: [email protected]

Современные тенденции развития общества ставят перед школой новые цели, главной из которых является воспитание всесторонне развитой, конкурентоспособной личности. Способность личности переносить знания, умения и навыки, полученные в одной области, на другую с последующим применением их на практике должно стать нормой. Комплексный подход с применением новейших образовательных технологий поможет добиться положительного результата. Особая роль в этом процессе отводится интеграции предметов различных циклов.

В Гимназии № 248 накоплен большой опыт по реализации межпредметных связей. При всем многообразии школьных предметов фундаментальной основой этих связей является иностранный язык. Причин этому несколько:

1. обучение по углубленной программе, соответственно, наличие большего количества учебных часов;

2. высококвалифицированный и творческий педагогический состав;

3. создание единой информационной среды гимназии;

4. «беспредметность» и «интегрированность» иностранного языка как учебного предмета. Этот предмет изучается как средство общения, а контекстуальная «начинка» может быть любой. Более того, мы не ставим целью обучение только лингвистическим умениям и навыкам.

Все это позволяет получить высокие показатели общеобразовательного развития обучающихся.

Однако, отсутствие скоординированности программ по иностранному языку и другим школьным предметам затрудняет реализацию межпредметных связей. Работа учителей в этом направлении часто носит эпизодический характер. Это в первую очередь касается работы в урочное время, где учитель ограничен рамками программы. Обучение во внеурочное время, напротив, дает больший простор для педагогического эксперимента по реализации межпредметных связей. Таким образом, перед учителями встает задача создания единой системы образовательного процесса, построенной на интегративной основе. Мы уже предприняли некоторые шаги в этом направлении, исходя из трех уровней интеграции, а именно:

внутрипредметная – интеграция понятий, знаний и умений внутри отдельных предметов;

межпредметная – синтез фактов, понятий и т.д. нескольких учебных предметов;

транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Рассмотрим выше перечисленные понятия применительно к реалиям образовательного процесса.

Внутрипредметная интеграция не нуждается в особенных комментариях. Это – то, что заложено в Программе, Кодификаторах и Спецификации и отражено в планировании. В нашей Гимназии этот вид интеграции широко используется на обобщающих уроках, уроках-исследованиях, семинарах, дискуссиях и дебатах. Внутрипредметная интеграция может найти отражение и в реферативной работе, в языковых проектах.

Межпредметная интеграция на сегодняшний день является «штучным товаром». Это всегда – событие. К нему долго готовятся и сам бинарный или интегрированный урок представляет собой скорее заключительную часть проекта. Однако, ценность такого продукта заключается в том, что данный урок может повторить любой учитель. Следовательно, мы уже имеем дело не просто с уроком, а с технологией. В «копилке» нашей Гимназии уже несколько таких разработок:

— английский язык и обществознание;

— английский язык, химия, биология «You Are What You Eat»;

— немецкий язык и физика «Влияние магнитного поля на фотосинтез»

— и многие другие.

Транспредметная интеграция – высший уровень интеграции, когда именно интеграция позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый предмет и творчески самореализоваться.

Задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы создать модель реального общения, которая способствует возникновению у учащихся естественного желания и необходимости взаимодействия с другими, уверенности в себе и своих силах для осуществления коммуникации. . И здесь огромную роль играет внеклассная работа, как важный компонент системы обучения иностранному языку в условиях современной школы.

Эффективность внеклассной работы зависит не только от содержания, но и от форм ее проведения. Поэтому в 2005 году на базе лингвистического центра «Акцент» в нашей гимназии был создан проект «Волшебные зимние каникулы».

Это специально разработанная программа, уникальность которой состоит в том, что она обеспечивает погружение в атмосферу английского языка в неформальной и внеаудиторной обстановке на «Волшебном острове. «Волшебный остров» — это база отдыха «Маяк» в чудесном уголке Карельского перешейка.

Мы предлагаем соединить проживание в уютных номерах со всеми удобствами с активным разнообразным отдыхом на свежем воздухе – санки, лыжи, коньки и просто прогулки и интересными увлекательными занятиями английским и немецким языками согласно расписанию.

Наша учебная программа обеспечивает погружение в атмосферу английского языка с помощью:

— создания межпредметных проектов и презентаций /история, география/;

— проведение круглых столов и викторин;

— просмотра и озвучивания английских фильмов и мультфильмов;

— постановки спектаклей;

— организации вечеров английских и немецких песен «English through music».

Что может быть лучше, чем оказаться в сказочном зимнем лесу! Вот где простор для транс предметной интеграции во внеклассной работе по языку.

С раннего детства дети увлекаются сказками, где живут короли и королевы. А может и оказаться в современном мире — в Букингемском дворце. В этом нам очень помогают фильмы, которые недавно вышли на экран, но уже завоевали признание зрителей и получили много наград.

2012 год явился юбилейным годом для королевы Великобритании Елизаветы II. Бриллиантовый юбилей – в 1952 году молодая Елизавета короновалась в Вестминстерском соборе . Кто же эта женщина, которая находится на троне уже 60 лет и так ли сказочная ее жизнь? На этот вопрос нам помог ответить фильм «Королева», который снят в жанре документальной драмы выпуска 2006 года. Главную роль сыграла Хелен Мирен, которая получила высшую награду (Оскар) за воплощение на экране живой женщины со всеми проблемами и трагедиями ( гибель Принцессы Дианы). Старшеклассники с интересом обсуждают события тех дней, и одновременно мы можем вспомнить и Елизавету I.

Уже насмотревшись на Джека Воробья в пиратах Карибского моря, учащиеся с интересом знакомятся с Френсисом Дрейком, тоже знаменитым пиратом, который получил титул сэра и совершил кругосветное плавание (первый среди англичан). Но самая впечатляющая картина – это морской бой и победа английского флота над испанской Армадой, когда Англия становится владычицей морей.

Мы видим одну из величайших королев мировой истории, которая защищает свою империю и закрепляет место любимой иконы западного мира. Женщина. Воин. Королева.

Понять это нам помогали великолепные фильмы «Елизавета», «Елизавета I», «Золотой век». Фильм «Золотой век» был представлен в семи номинациях на Оскар, что говорит о прекрасном блистательном актерском ансамбле, реалистичном рассказе об интригах, предательстве и романтике, происходящих на фоне важнейших для Европы событий.

Учащиеся сами делают вывод, почему именно эта королева стала «иконой», почему англичане гордились своей королевой, называя ее «Gloriana», « The Sun of England». И можно ли назвать жизнь королей и королев сказочной?

Для старшеклассников всегда было интересно продолжить увлекательное путешествие по странам и континентам. На уроках в 10 – 11 классах на это отводится мало часов. В нашем проекте мы можем совершить захватывающее кругосветное путешествие, используя видеофильмы «80 чудес света». Многие из чудес уже признаны достоянием истории, но есть и менее известные места. Но сначала мы вспоминаем 7 чудес света в эпоху античности, а затем переносимся в наше время. Особенно интересно было узнать для учащихся, что среди 80 чудес света в России автор выбрал три места: московское метро, домик Петра Великого, Соловецкий монастырь. А что бы вы назвали чудесами в нашей стране? Какое чудо вы хотели бы увидеть? Ответы на эти вопросы – широкое поле для самостоятельной работы учащихся.

Так как наши занятия проходят зимой накануне Рождества и Нового года, необъятный материал собран учителями нашей гимназии о праздновании этих радостных событий в странах изучаемых языков. Здесь и рассказы, шутки, кроссворды, игры, стихи, видеофильмы, спектакли и, конечно, песни. Создание сборника «Christmas carols» дало рождение традиции начинать и заканчивать учебный день выступлением хора. Farewell Party является незабываемым кульминационным моментом нашего пребывания в лагере, где учащиеся делятся своими знаниями, полученными за этот период.

Каждый ученик увозит с собой фолдер, наполненный материалами, изученными на занятиях и которыми они могут воспользоваться не только на уроках английского языка.

В Приложении к данной статье мы даем несколько фрагментов, иллюстрирующих работу учителей нашей гимназии по интеграции предметов различных циклов.






See also:
Яндекс.Метрика