статья на тему Информационно — Коммуникационный подход в обучении английскому языку


Из опыта работы учителя английского языка МБУ гимназии №35 г. Тольятти

Герасименко Алисы Мидатовны

по вопросу

«Информационно — Коммуникационный подход

в обучении английскому языку»

Тольятти 2013 г.

В современном мире все больше возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает молодежи средствами обучения.  Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком, возможность высказать свое мнение и понять собеседника. Задачи учителя – активировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создавать ситуации для их творческой активности, способствовать развитию мотивации и культурологической грамотности. Основной целью обучения является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование, с уважением относящихся к иной культуре. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, знание норм международного этикета, отсутствие языкового барьера, умение что называется «подать» себя и широкий кругозор.

В связи с этим особенно остро встает вопрос о поиске новых, более эффективных методик, методов и приемов обучения иноязычной культуре для поддержания устойчивого интереса детей к изучению иностранного языка, развитию информационной компетентности учащихся для создания и поддержания активной мотивации школьников к  изучению английского языка в условиях отсутствия среды языкового общения.

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” — это “взаимный”, «act» — действовать. Интерактивный — значит способный взаимодействовать или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

В последнее время в школах широко используются информационно — коммуникационные технологии, многие кабинеты оснащены компьютерами или ноутбуками, имеют интерактивные доски, проекторы, выход в интернет. В современном мире интернет заменяет телевиденье, общение по телефону, походы в кинотеатр, библиотеку, даже покупки совершаются в интернет магазинах. Это уникальный источник, который одновременно является ресурсом полезной информации и возможностей, а также способом к саморазвитию и коммуникации. Так как мы живем здесь и сейчас, то мы должны уметь использовать положительные возможности компьютерной эры. Одним из способов является применение информационно — коммуникационных технологий на уроках английского языка.  Информационно – коммуникационные технологии – средство развития учебной деятельности на уроках английского языка. В то же время ими рассматривается развитие различных форм мотивации школьников. У учеников формируется ценностное отношение к информационно- коммуникационным технологиям как к эффективному средству повышения своего уровня знаний. учащиеся специально не обучаются ИКТ, а осваивает их параллельно программе учебника английского языка, по которому он проходит повышение уровня своих знаний.  Отмечу, что на сегодняшний день универсального метода обучения учащихся английскому языку через ИКТ пока не существует. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки и характерен для конкретного типа урока. Многое зависит от педагога, его профессиональной компетенции в области предмета и ИКТ. Хорошие программы ИКТ по английскому языку способствуют росту мотивации по отношению к предмету, выработке хороших навыков говорения, письма, аудирования и т.д., а также навыков контроля и самоконтроля учащихся.

Приведу примеры некоторых приемов использования информационных технологий для отработки тех или иных знаний и навыков учащихся. Для формирования знания лексики, умения использовать ее в устной и письменной речи можно пользоваться следующими приемами с использованием компьютера, как решение кроссвордов on-line, как пример: http://learningapps.org/66589 ; http://www.bestcrosswords.com; http://www.crossword-puzzles.co.uk/ и многие другие…

Как правило, при выполнении различных тестов на ЕНТ при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах и олимпиадах устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что требует особый вид подготовки. Для достижения всех целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает исполнение компьютерных технологий и ресурсов Интернет в обучении английскому языку и презентаций. Компьютер, в наше время, очень важная и независимая вещь. ОН помогает в учебе, очень удобно когда под рукой есть такой помощник, ведь мы, не выходя из дома можем напечатать рефераты, доклады, одним словом, все что нам нужно. Кроме этого компьютер может помочь в изучении иностранного языка. Ведь существует масса дисков, электронных учебников, мультимедийных обучающих программ, которые приводят к хорошим результатам в изучении английского языка.  Внедрение ИКТ в процесс преподавания в частности уроков английского языка, позволяет расширить образовательное пространство, активирует познавательную деятельность, позволяет развить интеллектуальные творческие способности учащихся, формирует ответственное отношение к учебе. Знания и умения ученик начинает приобретать по собственной воле, без принуждения, приобретать знания становится интересно и престижно. Ученик может легко продемонстрировать результаты своего учебного труда, что ведет к формированию правильной самооценки.  Чтобы правильно и эффективно организовать учебный процесс средствами ИКТ, учитель должен многому научиться, подобрать приемлемые условия для активного внедрения ИКТ в Учебный процесс. И, конечно же, в методически грамотно разработанном программном обеспечении. Заслуживает внимания при проведении таких уроков электронные учебники, виртуальные экскурсии, которые поступают в школу как программное обеспечение ИКТ. Существует большой выбор программ и сайтов специализированных на подготовке к ГИА и ЕГЭ, международным экзаменам на владение иностранным языком. Примером таких сайтов можно выделить: http://www.englishege.ru; http://lengish.com; http://learnenglish.britishcouncil.org; http://teacher-english.ru

Информационные технологии создали уникальную возможность быстро и эффективно находить ответ на любую возникшую проблему или вопрос. Ключевым фактором также является простота поиска и использования информации, пример этого можно рассмотреть в использовании интернет ресурсов для перевода слов, выражений, и особенно идиом (что раньше представляло собой большую сложность), сопровождаемые правильным произношением, примерами употребления в различных предложениях и даже анимационными картинками.

В качестве примера подобных сайтов можно выделить: http://www.usingenglish.com; http://www.urbandictionary.com не говоря уже о существующих программах перевода в каждом браузере.

Для развития не только учебных навыков, но также и мотивации к изучению иностранного языка, можно использовать различные сайты для чтения книг и просмотра фильмов на английском языке. Уровень знания языка можно варьировать, что делает обучение удобным и легко применимым: http://www.childrensbooksonline.org; http://engcd.com/; http://engblog.ru и в качестве примера, для самых маленьких http://freeloadz.net/

Среди всех программных обеспечений наиболее приемлемыми, где имеется диалог между учеником и компьютером. В конце выполнения работы для ученика дается рекомендация и оценка деятельности, С малым количеством учащихся при наличии даже одного компьютера результаты фиксируются, для этого ученика надо зарегистрировать. Но и в таких программах встречаются ошибки, поэтому ученикам нужно о них сообщать. Одной из форм повышения эффективности по английскому языку средствами ИКТ является и проектная деятельность. Проект в большей степени среди других моделей взаимодействия учащихся с ИКТ соответствует реализации задачи развития заинтересованности учащихся в учебной деятельности в сфере английского языка, и тем самым повышению эффективности процесса обучения. Опыт проведения учебных проектов по английскому языку показал, что сама по себе проектная деятельность вовлекает детей в активную творческую деятельность. Эта деятельность формирует у них качества исследователя, психологических и физиологических особенностей функционирования окружающего мира, социума в целом. При выполнении проектов по английскому языку ученики познают не только окружающую среду, социум, их взаимосвязи, но и учатся быть активными потребителями и фильтраторами глобальных информационных ресурсов. Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентируется в информационном пространстве, приобщенной к информационно- коммуникативным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.  Использование информационных технологий возможно не только на специализированных интегрированных уроках, но и на обычных уроках английского языка, на различных ступенях обучения школьников. Внедрение компьютерных технологий в схему традиционного урока позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интересным. ПК не заменяет, а только дополняет учителя. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний. Недаром эта технология относится к технологиям XXI века. Очевидно, что уже в ближайшее время изучение иностранных языков с внедрением новых информационно- коммуникационных технологий из области исследований перейдет в область обучения и получит широкое распространение.






See also:
Яндекс.Метрика