статья на тему экологическое воспитание


Выступление на методическом совете по теме

«Формирование познавательного интереса к миру природы через экологическое воспитание»

Воспитатель Давыдова Н. И.

2012-2013 уч. Год

Проблема экологического воспитания волнует общество, уже, очень давно. Существует много разных подходов к пониманию экологического воспитания детей, но при всем многообразии они, достаточно, едины в отношении необходимости формирования, развития экологической культуры. Экологическое воспитание включает в себя знакомство с разнообразным миром природы. Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у школьников элементов экологического сознания, повышения познавательного интереса детей к миру природы, развития речи и мышления детей.

Экологическое воспитание следует начать с дошкольного детства, ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки ответственного, доброжелательного, бережного отношения к природе. В этом и состоит цель экологического воспитания детей.

В настоящее время идет поиск путей экологического воспитания детей младшего школьного возраста.

В этом возрасте целесообразно использовать такие формы и методы

экологического воспитания, как: совместно организованная

деятельность (занятия), прогулки, экскурсии, практическая

деятельность в природе, наблюдения, праздники, досуги,

природоохранные акции, дидактические игры, беседы, чтение книг,

исследовательская работа, изучение загадочных явлений природы,

деятельность по оказанию помощи природе и т.п.

Большую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Способность к познанию не является врожденной, а формируется в процессе обучения и воспитания. Для того, чтобы у ребенка развивалась эта способность, необходимо создать такие условия, при которых ребенок часто соприкасается с тем, что его интересует. Тогда ребенок начинает искать ответы, что подталкивает его к дальнейшим наблюдениям.

Дети, не проявляющие особого познавательного интереса к окружающему, требуют особого внимания. У них необходимо постепенно формировать интерес: обращать их внимание на окружающую действительность, помогать увидеть отдельные признаки предметов. Познавательный интерес развивается системой занятий.

Для поддержания постоянного интереса воспитанников к миру природы на занятиях всегда проводится предшествующая работа: оформляются игровые ситуации, подготавливаются различные атрибуты на каждого ребенка, придумываются различные игровые приемы. На занятии по экологическому воспитанию «Как земля кормит» детям предлагается провести вместе с педагогом несколько несложных опытов, чтобы узнать какие компоненты входят в состав почвы. Чтобы занятие прошло в интересной форме воспитатели включают в ход занятия какого-либо сказочного героя: «Чебурашку», «Незнайку», «Лесовика», «Карлсона» и т.п. это позволяет донести до детей нужную информацию, воспитать познавательный интерес и развить навыки исследовательской деятельности. Также на таких занятиях используются разные коллекции видов почв, камней, семян, коры деревьев, которые пополняются детьми в течение года.

Мы проводим работу по формированию у детей познавательного интереса к природе через наблюдения. Разработана картотека наблюдений за живой и неживой природой, включающая в себя загадки, стихи, приметы, игры и т.д., которая очень удобна тем, что при подготовке к таким наблюдениям материал всегда «под рукой».

Проводится наблюдение за различными объектами на улице. Для того, чтобы повысить интерес детей к таким наблюдениям было введено новшество.

Воспитатели вместе с двумя-тремя детьми организовывают прогулки. Дети держат задуманное в секрете. Один ребенок разучивает четверостишие или загадки, другой ребенок проводит игру, помогает в проведении опытов, исследовании.

К каждой прогулке, в которую входит наблюдение, стараемся придумать новое название. Это позволяет разбудить интерес к последующей прогулке. Дети становятся организованней, и все их внимание и интерес направленно на то, что будет дальше?!

Такие наблюдения позволяют, не только, хорошо провести время прогулки, но и оказывают эффект в решении поставленных задач по экологическому воспитанию. Эти наблюдения проводятся в течение двух лет, и результат замечен не только воспитателями, но и родителями. Дети стали более наблюдательными, отзывчивыми, бережливыми, внимательными, расширился кругозор ребенка, дети научились делать выводы, оценивать свои поступки, ориентироваться в разрешении проблемных ситуаций.

Можно сделать вывод, что умение наблюдать рождает привычку сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребенок учится рассуждать, рассказывать и описывать. Развитие внимания и речи идет как единый процесс. Знакомство с природой – это урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своими необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у ребенка удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей.

Таким образом, можно сказать, что при правильной педагогической организации развитие познавательного интереса к природе становится важным фактором в экологическом воспитании. Формируются отчетливые представления о закономерности изменений природных объектов, происходит формирование понятий всего растущего и развивающегося. Экологическое воспитание в дошкольном учреждении позволяет ребенку лучше понимать свойства живого организма, служит основой правильного отношения к растениям и животным, к способности самостоятельно анализировать свое поведение по отношению к природе.

Список литературы:

1. Добро пожаловать в экологию! Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. / Сост. О.А. Воронкевич. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 336 с. (Библиотека программы «Детство»)

2. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 120 с.

4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432 с.






See also:
Яндекс.Метрика