статья Формирование умения рационального природопользования


Северина С.В.

ОГБОУ НПО ПУ№6

Формирование умения рационального природопользования

Современный экологический кризис – это кризис смысла современного существования техногенной цивилизации, цели ее общественного развития. В этих условиях важно новое осознание роли человека как землянина, ответственного за сохранение всего живого на земле. Известный отечественный ученый, педагог Г.А.Ягодин считает, что в наше время «важно… воспитать гражданина Вселенной, способного безопасно и счастливо жить в будущем мире, не подрывая основ развития и жизни следующих поколений, осуществляющего на практике замену борьбы за различные ресурсы партнерством… ответственного за другие формы жизни на Земле».

Таким образом, одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является экологическое образование. Формирование умения рационального использования природных ресурсов представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование и возобновление природных богатств родного края.

В курсе общей биологии раскрываются законы и принципы взаимодействия не только компонентов живой природы, но и их связь с неживой природой, с деятельностью человека. На основе этого материала и необходимо формировать умения рационального природопользования. Его развитие требует преемственности знаний с другими биологическими разделами и материалами курсов географии, экологии, физики, химии, природоведения, истории. На основе междисциплинарных связей социальный аспект умения. Он характеризует влияние человека на окружающую среду в процессе его жизнедеятельности.

Формирование умений рационального использования природных ресурсов в процессе обучения общей биологии осуществляется на уроках: лекциях, дискуссиях, рассказах и др. Дополнительными формами могут быть семинары, практические работы (практикумы), конференции. Важную роль в организации учебной деятельности играют и такие вспомогательные формы, как классный час, викторина, социологический опрос.

Основные требования к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям по формированию умения рационального использования природных ресурсов:

1. Полноценность педагогического замысла: правильное определение значения каждого занятия в системе формирования умения.

2. Постановка перед учащимися цели их деятельности и мотивация учения: что они должны усвоить, каким операциям и действиям научиться, в какой мере; использование различных видов мотивации, соответствующих содержанию занятия, характеру предстоящей познавательной деятельности и возрасту учащихся.

3. Реализация замысла на основе высокой активности всех познавательных процессов, ведущей роли самостоятельной деятельности учащихся при решении проблемных задач и ее рационального сочетания с усвоением готовых социально-экологических знаний; развитие творческого мышления, освоение операций и действий умения.

4. Ориентация на воспитание, обучение и развитие всех учащихся.

При формировании умения рационального природопользования целесообразно применять элементы проблемного обучения. Его цель – не только усвоение результатов научного познания, системы знаний и умений, но и формирование познавательных способностей ученика, развитие его творческого потенциала. Структура таких занятий состоит из дидактического и логико-психологического компонентов.

Дидактический и логико-психологический компоненты организации деятельности учащихся представляют собой ступенчатую динамическую структуру. В ней мотивация процесса формирования умения предшествует переходу усвоенных новых способов действия в когнитивную сферу личности школьника. Усвоение способов действия ведет к формированию умения, включению его в операционную сферу личности.

Мотивы рационального использования природных ресурсов формируются у школьников в процессе изучения нового материала, в ходе создания проблемных ситуаций. При постановке проблем проявляется потребность в поиске путей их решения, происходит активизация ранее усвоенных экологических знаний и умений. После этого возникает необходимость в усвоении новых социально-экологических знаний, так как известные не могут помочь в разрешении противоречий. Если проблема решена верно, то учащийся овладел новым способом действия и процесс его формирования завершится во время самостоятельной домашней работы. Если проблема не решена, то необходим возврат к социально-экологическим знаниям, усвоение новых, дополнительных, знаний, и, как следствие, построение на их основе новой гипотезы, ее проверка и так далее.

Формирование умения рационального использования природных ресурсов способствует развитию восприятия учащимися человека, во-первых, как части природы, а во-вторых, как носителя основных общественных ценностей. Оно позволяет расширить и углубить их знания о развитии человека и общества, строить свою деятельность в социально-экологической среде на основе опыта прошлых поколений, анализа и оценки собственной деятельности и деятельности других людей с позиций рационального природоиспользования.






See also:
Яндекс.Метрика