статья Формирование самопроверки


Формирование самоконтроля у учащихся в начальной школе

(из опыта работы)

К статье прилагается презентация – фрагмент урока.

Самоконтроль — один из важнейших факторов, обеспечивающих успешность ученика. Именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.

Так в 1 классе дети учатся:

— сравнивать результат своей деятельности с образцом;

— воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;

— выполнять действия по развернутой инструкции;

— осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;

— использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.

Изменения в содержании современного образования привели к переносу акцента в задачах педагогической деятельности.

В традиционной системе обучения основной целью являлось формирование предметных знаний, умений и навыков. В инновационном образовании во главу угла поставлено формирование общеучебных умений, развитие умений самостоятельно осуществлять учебные действия. Задачей учителя является: создание таких условий на уроке, которые позволят овладеть не просто набором знаний и предметных умений, а способами самоконтроля; в дальнейшем и самооценки.

Стараюсь работать над этим, начиная с первого класса. В этой статье хочу поделиться опытом.

В начале обучения ученику бывает сложно выполнить задание самостоятельно. А проверить себя и оценить ещё сложнее. Предлагаю учащимся действовать по образцу. Моим первоклассникам довольно трудно давался звукобуквенный анализ слова. Приведу для примера первые уроки обучения грамоте. На тех уроках, где требовалось проанализировать звуковой состав слова, я использовала заранее составленную презентацию. (Некоторые фрагменты таких уроков прилагаю к статье). После того как дети самостоятельно выполнят звукобуквенный анализ слова, действовала по алгоритму:

Прошу поставить пальчик к первому звуку и сверить его с моим образцом на экране. Причём на экране появляется только первый звук слова. Если у ребёнка звук обозначен иначе, то он должен правильно исправить ошибку.

Такая кропотливая работа, на первых уроках, проводилась с каждым звуком слова.

Проверка буквенной записи слова.

Деление слова на слоги.

Постановка ударения.

Далее прошу детей посчитать ошибки, если они есть, и встать тех, кто не исправил ни разу, у кого одна ошибка, две и т. д. За хорошо выполненное задание, ребёнок получает на парту маленькую игрушку (у учителя их целый набор). В дальнейшем провожу такую работу в парах, группах, где появляется возможность взаимообучения, взаимоконтроля и взаимопроверки. Считаю, что такая работа дала положительный результат.

Ещё один приём, формирующий навык самопроверки и самоконтроля-это работа с заданиями. Такую работу провожу на любом предмете: русский язык, математика, окружающий мир. Не секрет, что очень трудно детям выполнять задания из учебника самостоятельно. И порой не потому, что не усвоен учебный материал, а потому, что объём заданий очень большой. Я учу детей видеть и выделять задания. Мы их называем командами и подчёркиваем в тексте задания разными цветными карандашами. Возьму для примера упражнение № 18 из учебника «Русский язык» (первые уроки) 1 класс, задание такое: Прочитай слоги. Составь из этих слогов трёхсложные слова – названия животных и запиши их. Поставь ударение, подчеркни буквы, обозначающие безударные гласные звуки. С одним из этих слов составь предложение. Запиши своё предложение.

В первом классе учащиеся способны осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта. А в данном упражнении семь заданий, поэтому, не все, а более продвинутые ученики могут, без напоминания учителя, проверить все — ли задания выполнены.Подчёркнутые команды помогают проверить, все ли задания выполнены.К концу первого класса учащиеся подчёркивают все команды самостоятельно.

Следующий приём, формирующий навык самоконтроля – это действие по инструкции. Мы, совместно с первоклассниками, разработали алгоритм списывания текста, применив условные обозначения в виде символов и первых букв слова:

1.Читаю ( Ч )

2. Делю на слоги ( ͜͜ ͜ )

3.Подчёркиваю орфограммы ( _)

4. Пишу и диктую себе ( П )

5. Проверяю ( ͜͜ ͜ , _ )

В тексте, который списали, снова делим все слова на слоги и подчёркиваем знакомые орфограммы. Таким образом ученики приучаются постоянно контролировать самостоятельную работу.

Постепенное усложнение заданий, возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном материале способствует четкой отработке каждого действия самоконтроля.

Выполнение различного рода заданий на уроках я организую так, что ученик, сделав ошибку, мог сам обнаружить ее, сам (или с помощью дополнительной информации) исправить ее и подойти к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив, таким образом, задание только правильно. Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля.

Чтобы работа по воспитанию навыка самоконтроля была более эффективной, прежде всего я стараюсь убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показываю, как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный ответ, например при решении задачи, не удовлетворяет ее условию. Конечно, нужна систематическая работа в этом направлении. Я систематизировала работу следующим образом:

1. Создаю потребность в самоконтроле. Подбираю ситуации, в которых учащиеся встречаются с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность полученного ответа. При этом поощряю разными способами тех учащихся, которые прибегают к самоконтролю и находят ошибки.

2. Сообщаю учащимся способ проверки выполняемого задания. Разъясняю, что проверять надо не только окончательный, но и промежуточные результаты.

3. Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ иногда сначала предлагаю рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и, путем проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение.

4. Иногда преднамеренно допускаю ошибки на доске, на экране (в презентации). Такой приём активизирует внимание, разнообразит работу с учащимися.

5. Предлагаю учащимся проверить и оценить работу товарища.

Часто использую игровые упражнения, которые больше подходят для развития внимания, но и они необходимы при формировании навыка самоконтроля, т.к. при отсутствии внимания навык самоконтроля развить невозможно.

Например:

Использование готового неверного решения какой-либо математической задачи. Ошибки предлагается обнаружить ученикам.

Использование неполного или избыточного решения задачи.

3)Упражнения на вычёркивание заданных букв, подчёркивание слов и другие задания.

Используемая литература:

1. Ю. К. Бабанский Рациональная организация учебной деятельности;

М.: Знание, 1981 – 96 с.

2. Г. В. Бельтюкова Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьников по математике. Начальная школа № 8, 1990, с. 10–14.

3. П. Я. Гальперин Экспериментальное формирование внимания;

М.: Директ-Медиа, 2008. — 223 с.

4. А. С. Лында Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся;– М.: Высшая школа, 1979. – с. 3 – 68.

5. В. И. Рыжик Формирование потребности в самоконтроле при обучении; Математика в школе, 1980. – №3. – с.26.

6. Л.Л.Николау Обучение учащихся начальных классов самоконтролю на уроках математики; Начальная школа №9, 2004.

7. И.В.Тухман Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников Начальная школа №2, 2004.






See also:
Яндекс.Метрика