статья духовно-нравственное воспитание детей через образы букв русской азбуки


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ РУССКОЙ АЗБУКИ

Татьяна Ивановна Гордиенко, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №2» Алтайский край

.

«Когда перед нами раскроются истинные смыслы слов, по меньшей мере, половина задач человечества будет решена».

Конфуций.

«Наше образование никогда не строилось по технологической логике, а всегда строилось по логике моральной проповеди» А.С. Макаренко

Урок без воспитательных моментов – не урок, это я усвоила ещё в педучилище. Вот самый простой воспитательный момент на уроке: «Дети, сядьте правильно!» А маленькие почемучки спрашивают: «А почему именно так правильно?»

Да, а почему именно так правильно для детей? Оказывается, на востоке есть именно такая «мудра ученика» (поза для достижения просветления). Посмотрите на свои руки в позе (мудре) ученика – это же буква П! «Покой» — её имя. Смысл – двойные столпные ворота в неизведанное, которые открываются только тогда, когда человек спокоен. Только в спокойном состоянии человек может вести Речь, и Слово его будет Твёрдым, Умным. Подобная короткая беседа по азбуке и по традициям разных народов ведёт детей к осознанию своих слов и поступков.

Как известно, главным ценностным ориентиром развития ученика в рамках Федеральных Государственных Образовательных Стандартов является духовно-нравственное воспитание. Оно определяет общее представление о современном выпускнике начальной школы и рост ребёнка в этом направлении, а именно (зачитаю наиболее важные аспекты):

формирование у ученика гражданско-патриотических чувств, восприятие мира как единого и целостного и осознание себя как важной части этого единого мира;

формирование главного этического чувства – совести, как регулятора морального поведения. (курсив мой)

Каково миропонимание, такова и жизнь. В современном обществе прошлого века миропонимание базировалось на основе форсированного развития ума, технократизации, информатизации. И если в мире до недавнего времени основа миропонимания была такой, то сейчас понятно всем, что такая цивилизация — это замок на песке. Главный результат такой цивилизации – понимание того, что дальше так жить НЕЛЬЗЯ!

И уже взято за основу новое миропонимание, которое соответствует древнему, где главные положения такие:

-Природа- матушка. А человек- сын её.

-«Лес людской» — древнее словосочетание, обозначавшее народ — должен знать и чтить свои корни, особенно свой национальный язык, традиции, а без них он погибнет, как и дерево без корней.

-Человек должен беречь всё вышеперечисленное, как золотое яичко курочки-Рябы.

-Основы миропонимания, фундамент всей жизни рода закладывается в семье.

Мы — люди одной планеты, и от того, как мы будем действовать вместе, зависит, будет ли продолжаться жизнь на ней.

-Уровень цивилизации определяется отношением людей друг к другу.

Кто же будет решать поставленные задачи? Семья. Школа. Общество. Государство.- Мы с вами!

Через что? Через образование и воспитание себя и своих детей. А что важнее — воспитание или образование? Обратимся к образному восприятию самих этих слов, то есть к этимологии. Образова-ние- процесс открытия и получения образов окружающего мира с целью эффективного действия в нём. Образование без образов – без-образование- без- образие. Воспитание – в ось питание, то есть опять же принятие образов родной веры, языка, природы, культуры. Получается, что образование невозможно без воспитания и наоборот.

Как же решать поставленные задачи? Ответ прост, если обратиться к древнему выражению «Исконе бе Слово,,,»

Надо внимательнее отнестись к самим словам и буквам, из которых они состоят – в них запечатлена, запечатана вся суть происходящего.

Занимаюсь данной темой около пяти лет. Древняя азбука – это моё хобби. Однажды я поняла, что именно в корнях языка и зарыта изюминка, секрет, дающий ответы на многие существующие вопросы и естественным образом создающий условия для воспитания.

Вот поэтому моё хобби вылилось в учебно-методический комплект, состоящий из книги «Русский образный букварь и словарь», курса-кружка «Русское слово», методических рекомендаций по работе с букварём в учебное и внеурочное время, некоторых разработок занятий кружка, уроков и бесед. Книга

« Русский образный букварь и словарь» может служить книгой для семейного чтения, а также помощником для учителей начальных классов, преподавателей различных предметов среднего и старшего звена школы, а также классных руководителей и родителей. Почему?

В букваре и словаре собран богатый фольклорный материал, а главное, показан принцип, по которому легко воспитывать и во многом обучать детей разного возраста.

Этот принцип — «азбучные истины»- заложен в самом русском алфавите, в именах букв и в их графике. Имена букв существовали во всех древних грамотах.

Имена букв отражали все процессы жизни в окружающем мире и утверждали высокие нравственные ценности, законы Жизни, и давались они в своё время не зря. Слова в русском языке- это аббревиатуры имён букв. Хотите убедиться? Пожалуйста. Слово «книга»- Како Нам Иже Глаголь Азы. Или задаём себе и детям вопрос: а в чём сила? «Сила — Слово Иже Людям Азы» Ответ прост: сила — в слове. Имена букв были отменены Луначарским на заре советской власти. Пора их вернуть в школу. Количество букв и их начертание тоже урезалось за последние несколько веков. Дальнейшее урезание количества букв НЕДОПУСТИМО!

Когда мы говорим «азбучные истины», мы подразумеваем что-то как аксиому, не требующую доказательств. А ведь существуют действительно в прямом смысле азбучные истины.

Так, азбука «Буквица» из 49 буквиц, расположенная по порядку в квадрате по 7х7 букв, читается фразами по именам как по вертикали, так и по горизонтали, так и в любом направлении, и все фразы имеют глубокий воспитательный смысл — вот вам и «азбучные истины», или заповеди ( то есть те знания, которые идут «за по Веди, значит, по Ведам»). Подробнее об этом можно найти в интернете.

Современные 33 буквы, если их расположить по 11 букв в ряд, будут показывать уровни развития и квантовые скачки перехода на другой уровень всего, что есть в окружающем мире. Современную азбуку из 33 букв тоже можно читать как азбучные истины, соединяя во фразу 2 буквы, три или более, начиная с любой буквы, а можно прочитать таким образом и всю азбуку. Например: Глаголь Добро. Добро Есть Жизнь. Люди, Мыслете! А если читать фразой, то мы увидим Божественный наказ людям земли: «Добро Есть Жизнь на Земле Иже Како Люди Мыслете».

Принцип построения букваря: буквы идут в алфавитном порядке, каждой букве посвящено несколько страниц. Буква даётся в современном и древнем начертании, с объяснением смысла. Есть столбики ключевых слов , загадки, сказки для малышей. Вторая часть каждой главы — это словарь ключевых слов, где объяснение слов даётся с помощью самих слов и имён букв. Заключительная глава- современная интерпретация букв ВсеЯСветной Грамоты в соответствии с 33 буквами современной азбуки и «ключики» для понимания смыслов слов.

В учебное время я использую работу с буквами и словами на любом уроке. Например, при изучении свойств воды, мы открываем с детьми главное её свойство, о котором не говорится ни в одном учебнике, а жаль: вода , – как своеобразный жёсткий диск, на котором записывается, хранится и через него передаётся любая информация – зрительная, звуковая, вкусовая, обонятельная. Если взять минерал кварц в качестве жесткого диска, ( компьютеры и т.д.) то он хранит и передает не всю информацию — вкусовую и обонятельную кварц не передает. Приводятся примеры исследований воды японского ученого Масару Эмото, затем рассматривается слово ВОДА по именам букв и выясняется, что ВОДА – это ВЕДА, хранитель знаний, отсюда слова «ведро» обычное и «ведро» небесное, где хранятся веды, а также устаревшее слово «вёдро» — ясная погода, когда небесные веды не проливаются дождём. Рассматриваем влияние слова на воду с помощью понятия «раздражение» — дрожание воды в организме, чаще всего от сказанных кем-то резких слов, и потому раздражённого человека «трясёт». Раздражение заразно, ведь вода передаёт информацию и на расстоянии. А может даже быть цунами в организме, и этого допускать нельзя.. И наоборот, доброе слово- исцеляет человека. Вот и заповедь: «Относись к людям так, как к самому себе». Вот и объяснение современным детям, почему нельзя ругаться матом и для чего нужно читать молитву перед едой.

На уроках русского языка при проведении ежедневной минутки чистописания открываются большие возможности для изучения азбучных истин, если подойти к этим 3-5 минутам не с формальной точки зрения. Например, повторяя правильное написание букв Г,г, Д,д, вспоминаем с детьми имена этих букв, смысл имен и графики букв, пишем фразу «Глаголь Добро» вспоминаем и записываем пословицы по теме.

В народе говорят: «Чтение – вот лучшее учение» Так, стало понятно, что русские сказки — это сказки-притчи. Например, сказка о Курочке-Рябе из сборника Афанасьева имеет продолжение. Оно легко интерпретируется так: разбиение золотого яйца (а яйцо-символ жизни) означает разрушение целостности жизни, которое произошло по вине деда и бабки (наших предков), допустивших к себе серую мышку (наши серые мысли), безверие. В результате произошло бедствие — утеря веры и знаний о правильной семейной жизни , и, как следствие, вырождение рода . В сказке девушки вёдра с водой (веды о правильной семейной жизни) растеряли, поп (отец) книгу (знания) порвал, (не знают отцы семейств, как воспитывать детей), крыша на избе зашаталась (защиты отцовской теперь нет), внучка удавилась … Курочка (символ матери-природы, которая даёт целостность — несёт золотые яйца) успокаивает стариков тем, что снесёт простое яйцо. Что значит «простое»? П – РОСТ-о — это ворота (возможность ) для роста. Таким образом, снесение простого яйца — это задание людям вновь обрести целостность, тройственность, троицу (отсюда слово «расстроился»): трезвый разум, чистое сердце, крепкое тело и превратить простую жизнь в самую лучшую – золотую, солнечную. Как это сделать? Необходимо восстановить знания предков, их самобытную культуру, веру и не допускать серую мышку к себе (наши серые мысли). По этой сказке мною написан спектакль для детского театра в соавторстве с Тамарой Кремер «Золотое Яйцо Жизни».

Во внеурочное время мы с детьми также заглядываем вглубь слов и, расшифровывая их, познаем глубину окружающего мира, учимся правильному поведению в обществе, в природе. Для одной беседы или мероприятия достаточно одного –двух ключевых слов, на основе которых и будет проводиться действие. Это такие ключевые слова как «Мама», «Папа», «Родина» , «Добро», «Слово», «Красота», «Тишина», «Сила», и многие другие.

РЕЗЮМЕ.

Археологи ищут реликвии в земле. Но… Самое ценное всегда находится перед носом. Главный клад, который лежит на поверхности и доступен каждому из нас- это речь, национальный язык.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России соответствено образовательным стандартам второго поколения говорится, что «Основным содержанием духовно-нравственного воспитания является система базовых национальных ценностей, хранимых в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые из поколения в поколение». Но так хочется добавить к этим словам такие: И первое место в этой системе базовых национальных ценностей должен по праву занять русский язык как государственный язык, как главнейшее национальное достояние, которое и передаётся из поколения в поколение на протяжение нескольких тысячелетий. Я подчеркиваю – КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ.

Далее говорится, что традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Опять хочется добавить: А первооснова всему вышеперечисленному — сам национальный язык с Именами Букв и их сакральной геометрией. Именно в азбуке заложены первые и основные источники нравственности для детей. Наша с вами важнейшая задача — помочь детям открыть эти неиссякаемые чистые источники духовности и нравственности, усвоить их и присвоить себе.

Литература

Буковник ВсеЯСветной Грамоты. А.Ф. Шубин-Абрамов.

Буквица. Глаголица

. Большой фразеологический словарь для детей. Розе Т.В. ОЛМА Медиа Групп,2010г

Иллюстрированный толковый словарь русского языка. В. И. Даль. (Современная версия). В. Татаринов. Эксмо Форум.2007

Истоки. А.Некрасов. М.: Амрита — Русь, 2007.

Мифы и герои Древней Руси. Л. Яхнин .Стрекоза-Пресс, 2005.

Советский энциклопедический словарь.Энциклопедия,Москва,1989г. (под редакцией А.М. Прохорова)

Таинственная сила слова. В.В. Синельников. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.

Русский алфавит. А. Плешанов, М.: Эко 2004.

10. .Рыжий ослик или Превращения. М. Норбеков. М.:АСТ- Астрель, 2005.

11.Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Составитель Ю.Г., Круглов. М,: Просвещение, 1990.

12.Русские народные сказки из сб. Афанасьева.

13. .Семь Великих Тайн Космоса. Н.К. Рерих. М.:Эксмо,2007.

14 С. Свиридов. Словарь Славянских Символов.-Бийск.-издательский дом «Бия». 2009

-15. .В.А. Сухомлинский. Хрестоматия по этике. Сост. О.В. Сухомлинская. М.: Педагогика,1990.

16.Этимологический словарь русского языка. Виктория плюс,Санкт-Петербург, 2008г

17Энергия воды. Масару Эмото. М.: ООО София,2007.

18.Энциклопедия для малышей. «Чудо-всюду» .Мир вещей и машин. Т.Нуждина. Ярославль. «Академия развития», 1998






See also:
Яндекс.Метрика