статья Чтение – главное умение человека в жизни


Чтение – главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

Нельзя быть счастливым, не умея читать.

Большую популярность в педагогических кругах приобрела методическая система В. Н. Зайцева, Интересную методику выработки беглого чтения разработал В. И. Зайцев. Он считал, что совершенствование техники чтения – одна из  главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное , что в нем заложено.

Дети, читающие ниже нормы, уходя в среднее звено, не в силах освоить программу. Они тратят много времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителем.

Методическая система Всеволода Николаевича Зайцева выделяет восемь резервов обучения чтению.

Первый резерв — частота тренировочных упражнений. «Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений, — указывает педагог. — Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает; то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные во времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой».

Через определенные промежутки времени проводить небольшие по объему упражнения ( по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).

Жужжащее чтение — второй резерв — был одним из основных элементов при обучении чтению в Павлышской школе, школе В.А. Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется во многих школах почти всеми учителями. При жужжащем чтении все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью.

Для детей составила памятки с алгоритмом выполнения задания .

 

Памятка.

1.     Прочитай название текста.

2.     Попытайся понять, о чем пойдет речь в тексте.

3.     Найди имя автора. Внимательно его прочитай.

4.     Вспомни, какие произведения этого автора ты читал.

5.     Вдумчиво читай текст, прочитывая трудные слова несколько раз.

6.     Останется время – начинай повторное чтение.

Тренаж идет в течение пяти минут.

Ежеурочиые пятиминутки чтения, с которых рекомендуется начинать любой урок в школе. На этих минутах дети работают в режиме жужжащего чтения. После пяти минут чтения идет обычный урок.

Еще один резерв — чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью. Пока человек спит, он находится под их впечатлением. При заучивании наизусть мы обычно советуем ребенку: положи книжку под подушку. «Эта рекомендация означает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним впечатлением дня», — указывает автор.

Для тех детей, кто не любит читать, В. Н. Зайцев рекомендует режим щадящего чтения. Автоматически этот режим создается при просмотре диафильмов: прочитал субтитры, посмотрел картину — отдохнул. Режим щадящего чтения. (если ребенок не любит читать).

Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.

Памятка 5.

/для родителей/

1.     Лучше читать небольшими порциями, но часто.

2.     Читайте с ребенком по очереди.

3.     Остановите свое чтение на самом интересном месте. Предложите ребенку дальше читать.

Для развития оперативной памяти, очень важной в процессе чтения, существенную роль играют предложенные в свое время зрительные диктанты.( Из системы И.Т. Федоренко)

Упражнение № 1. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ

Развития зрительной памяти и внимания. Этому способствует так называемое упражнение «фотографирование». Фотографирование — это восприятие за ограниченное время (I секунду) различного рода картинок, предметов, речевого и счетного материалов. Секунду можно отмерить, произнеся про себя число «Двадцать один». Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду успеть рассмотреть, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться!» и «Внимание!» дается команда «Фотографируем!»

Динамика нарастания сложности в упражнении следующая:

Найди лишнюю букву.

а, о, в, у, и

Найдя лишний слог.

бо, но, ро, мы, со, ко

Найди лишнее слово.

а) река

речка

ручей

ручка

ручеек

б)слон

лев

мак

тигр

ягуар

Раздели слова на две группы.

а) корова

соловей

коза

ворона

овца

сорока

б) заяц горох

ежик

медведь

капуста

огурец

в) ленивый

смелый

честный

жадный

добрый

трусливый

Фотографирование отрывков из ранее прочитанных текстов. Например из какой это сказки:

«Я, мышка-норушка…»?

«Бежит молочко по вымечку…»?

Из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко заимствованы также такие эффективные упражнения, как многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Многократность чтения.

В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения система  Федоренко – Пальченко (чтение в темпе скороговорки).

. Многократное чтение. Ориентируюсь не на объем, а на одинаковый промежуток времени. Осуществляется такое чтение следующим образом. Дети знакомятся с названием рассказа, автором, прочитывают начало произведения /хорошо читающий ученик или учитель/, осознают его и осмысливают. После этого предлагаю всем обучающимся начать читать его одновременно вполголоса в течение минуты. По истечении времени каждый ребенок замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. Ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, во второй раз слов прочитано больше /у кого-то на 2, у кого-то – на 4-5 слов/. Ученики читают 2 раза, а третий раз этот же отрывок можно прочитать в темпе скороговорки . Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, мотивирует их на продолжение работы

чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

. Чтение в повышенном темпе или чтение скороговоркой. Условия этого упражнения:

1.     Четко прочитывать окончания слов.

2.     Продолжительность – не более 30 секунд.

Затем учеников останавливаю, прошу читать еще раз, третий, медленнее, зато красиво, выразительно. Дети читают знакомую часть до конца, учитель их не прерывает. Они переходят на незнакомую часть текста. Что происходит? Ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее, в том же повышенном темпе. Его возможностей хватает ненадолго /полстрочки, или в лучшем случае, строчка/. Но при ежедневной тренировке длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребенка значительно улучшится

Многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть – эффективные упражнения, для формирования оптимального чтения.

самозамер скорости чтения. Дети в течение минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса). Затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Как показывает практика, даже за неделю бывает видна прибавка в скорости чтения. Это стимулирует отношение учащихся к чтению и к тренировочным упражнениям по технике чтения.

4. Самозамер – прием, стимулирующий чтение. Его применяют в 3-ем или во 2- ом классе /2 полугодие/. На каждом уроке чтения оставляю 3 минуты для самозамера. У детей – индивидуальная карта замеров.

 

Индивидуальная карта самозамера.

 

Ф.И. ученика_________________________________

 

Дата

Кол-во прочитаннных слов

Прибавка за неделю

17.01.

18.01.

19.01.

20.01.

21.01

72

74

75

75

76

 

 

 

 

4 слова

 

По сигналу учителя дети в течение 1 минуты читают текст, замечают до какого слова дочитали, пересчитают прочитанные слова и записывают результаты в карту. Результат, как правило, всегда свидетельствует о прибавке скорости чтения, что положительно сказывается на отношении учеников к тренировке.

Приём стимулирования учащихся.

В конце урока оставлять 3-4 минуты  для того, чтобы произвести самозамер скорочтения.  Чтение в течение одной минуты вполголоса пересчитывание и запись в дневник ( ежедневно).

Рассмотрим подробнее упражнения по динамическому чтению в их адаптированном варианте, рассчитанном на младших школьников.

Упражнение № 4. «ЧТЕНИЕ — СПРИНТ»

«Чтение-спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей». При этом он добавляет: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста в учебнике.

Перед чтением рекомендуется подготовить класс психологически, дать г-манды: «Приготовиться!», «Внимание!», «Марш!». При обучении «Чтению-спринт» используется памятка:

П А М Я Т К А

Плотно сожми губы и зубы

Читай только глазами

Читай как можно быстрей

Ответь на вопросы к тексту

Упражнение № 5. ЧТЕНИЕ СО СЧЕТОВ СЛОВ

Это упражнение заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Школьники лишены возможности произносить текст про себя. Дети приучатся читать только глазами. К этому упражнению разработана памятка:

II А М Я Т К А

Плотно сожми губы и зубы

Читай только глазами

Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста

Ответить па вопросы к тексту

Первым вопросом к учащимся должен быть вопрос о числе слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом слов не превышает 2 %, хорошим, удовлетворительным — 5-10 %, при условии, что дети ответили на вопросы по содержанию текста.

Упражнение можно усложнить, считая тройки слов, строки, пары строк. А на уроках русского языка можно предлагать детям прочитать текст упражнения со счетом слов на определенное правило.

Упражнение № 6. «ЧТЕНИЕ — РАЗВЕДКА»

В целях обучения детей вертикальному чтению используется упражнение «Чтение-разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной Скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить в нем главное. Используется памятка:

П А М Я Т К А

Плотно сожми губы и зубы.

Поставь пальцы на начало и конец строки.

Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.

Это упражнение можно использовать на уроках русского языка. Например, разведчики находят в тексте словарные слова или слова на какое-либо правило. На уроках математики можно предложить отыскать среди примеров пример с определенным ответом.

«Финиш» — дети должны как можно быстрее молча прочитать текст до определенного слова или словосочетания. Сознательность чтения проверяется с помощью контрольных вопросов по содержанию прочитанного. Упражнение используется для развития скорости чтения и умения выделять основную информацию.

«Буксир» — учитель громко читает текст вслух, изменяя скорость от 80 до 160 слов в минуту. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь поспевать за учителем. Упражнение развивает скорость и гибкость чтения.

«Молния» — чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной для учащегося скорости.

 

 

 

Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах

.    литература : Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению






See also:
Яндекс.Метрика