справка о прохождении адаптационного периода


Справка о прохождении адаптационного периода в первых классах

МБОУ СОШ №9 2012-2013 учебный год

В школе с 15.09 проводится контроль за прохождением адаптационного периода первоклассников.

Цель: выяснить, как проходит адаптационный период в первых классах;

выявить проблемы этого периода;

наметить ориентиры в оказании методической помощи учителям, работающим в этих классах;

оказать психологическую помощь школьникам с целью ускорения и облегчения адаптации

В первых классах, на начало учебного года, 50 человек, на момент проверки 49, 1 ученица выбыла.

класс

Кол-во

второгодники

Кол-во прошедших подготовку к школе

Указать причину не посещения подготовки к школе

Кол-во прошед. обследование к школе

Указать причину по которой дети не прошли обследование

Укомплектованность учебниками

УМК в первом классе

24

24

24

24

«Школа 2100»

25

1

23

1 второгодник, 1 по болезни

24

25

«Школа России»

ИТОГО

49

1

47

1 второгодник, 1 по болезни

48

1 второгодник, 1 по болезни

65

После прохождения школы «Малышок» проводилось обследование предшкольного образования.

Обследовалось 43 человека. Предложенные задания проверяли умение передавать форму фигуры, умение ориентироваться на плоскости, умение переходить от числа к соответствующему множеству предметов, умение классифицировать предметы, проверить состояние фонематического слуха, выявить уровень овладения звуковым анализом слова, выявить степень согласованности движения руки со зрительным контролем, выявления способности ребенка точно копировать образец.

Из 28 баллов набрали:

21 балл – 75% — 2 человека;

20 баллов – 71% — 1 человек;

19 баллов – 68% — 6 человек;

18 баллов – 64% — 2 человека;

17 баллов – 61% — 7 человек;

16 баллов – 57% — 2 человека;

15 баллов – 54% — 3 человека;

14 баллов – 50% — 3 человека.

Высокий уровень развития – 2 человека – 5%; средний уровень развития – 24 человека – 56%; низкий уровень развития – 17 человек – 40%. (Из расчёта 100%-75% — высокий уровень; 50% — 74% — средний уровень развития; 50% — 0% — низкий уровень развития)

По результатам прохождения школы «Малышок», выявлению уровня подготовленности к школе и с учётом желания родителей, дети были распределены на два класса (1 общеобразовательный — Образовательная область «Школа России», 1 класс гимназический — Образовательная область «Школа 2100»)

Подготовку к школе проводили учителя:

Сергеева С.Н. (образование средне-специальное, I категория),

Русакова Т.А. (образование высшее, I квалификационная категория).

Преподавание в первых классах ведут:

Сергеева С.Н. (образование средне-специальное, I категория),

Русакова Т.А. (образование высшее, I квалификационная категория).

Вели сопровождение:

директор школы – Миловский С.В.,

психолог школы – Кириллова И.Г.,

завуч школы – Катунина Е.Е.,

завуч по начальной школе – Русакова Т.А.

Для обучения детей выбраны программы «Школа России», «Школа 2100», которые реализуют стандарты второго поколения.

Все обучающиеся обеспечены учебниками 2011-2012 года издания и школьными принадлежностями. Соц. работником школы выявлены семьи, которым необходима материальная помощь.

В школе составлена ООП НОО, на её основе учителями составлена рабочая программа, тематическое планирование, план воспитательной работы.

Во время посещения уроков и бесед с учителями особое внимание уделялось и уделяется наблюдению за детьми:

как они привыкают к новым условиям, к своим новым обязанностям;

как складываются отношения «учитель-ученик»;

какие взаимоотношения между ребятами.

В рамках контроля была проведена следующая работа: посещение уроков заместителем директора по УВР Русаковой Т.А., контроль нервно-психического напряжения и утомляемости педагогом- психологом Кирилловой И.Г., анкетирование обучающихся 1-х классов классными руководителями.

Анализируя данные, полученные в результате проведенной работы, следует отметить следующие результаты.

Дети хорошо знакомы друг с другом. В классах создана доброжелательная атмосфера.

Классные руководители посредством создания игровых проблемных ситуаций позволяют детям получить первый опыт учебного сотрудничества в группах. Группа в данном случае выступает как механизм поддержки ребенка в новой для него ситуации. Каждая группа строит свой план школьного дня и обосновывает его. Затем ребята обсуждают, что же, на их взгляд, самое важное для настоящего школьника и что отличает школьника от дошкольника. В результате работы на этом этапе дети осмысливают опыт учебного сотрудничества, то есть разбираются, что им мешает, а что — помогает стать настоящими школьниками.

Важным этапом адаптационного периода первоклассников является контроль освоения введенных ранее правил и приемов работы. Классным руководителем Рагулиной М.В. создается ситуация, когда не она, а сами ребята осуществляют этот контроль. Задачей педагога на этом этапе является наблюдение и фиксирование основных трудностей учеников (слишком медлительные или слишком импульсивные, слишком тревожные и т.д.). Учитель обращает внимание, насколько по-школьному работают дети и какие правила школьной жизни помогают им справиться с заданиями.

При посещении уроков, наблюдая за детьми на переменах, было отмечено, что обучающиеся 1 классов хорошо знакомы с правилами школьной жизни: не выкрикивают на уроках, поднимают руку для ответа, соблюдают правила поведении в столовой и т.д. Но есть дети, которые слабо понимают то, что они пришли в школу учиться, а не играть, что на уроках необходимо работать и слушать учителя.

Среди большинства учащихся 1-х классов отмечается средний уровень внимания, у некоторых учащихся внимание неустойчиво. Обучающиеся в основном умеют анализировать изучаемые явления, задачи, выявлять в них существенные признаки, некоторые ученики допускают несущественные ошибки при анализе явлений. Обучающихся всех классов достаточно на начальном этапе обучения умеют сравнивать, обобщать понятия, явления и предметы, умеют осуществлять творческий перенос знаний и по аналогии. Учителя 1-х классов проводят систематическую работу по развитию речи, добиваются, чтобы речь детей была логична, последовательна, аргументирована, так как у детей в речи пока допускаются несущественные логические ошибки.

Значимым моментом адаптационного периода являются родительские собрания. Учитель проясняет ожидания родителей от обучения их ребенка в школе, знакомит с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, рассказывает о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода.

Результаты анкетирования обучающихся 1-х классов классными руководителями показали, что увеличивается уровень развития познавательных интересов, создаётся эрудиционный фон, чтобы дети могли найти ответ на любой, интересующий их вопрос. Классные руководители сотрудничают с педагогом – психологом Кирилловой И.Г., и школьным соц. педагогом для устранения возникающих затруднений у обучающихся.

В начале сентября проводилась входная диагностика первоклассников с целью:

Задание 1

Цель: выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Задание 2

Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Задание 3

Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; при умение правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Задание 4

Цель: выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Задание 5

Цель: выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Задание 6

Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

Задание 7

Цель: выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

В 1а классе (Русакова Т.А.) – 24 человека.

Из 21 возможного количества баллов набрали:

В 1 б классе (Сергеева С.Н.) – 25 человек.

Из 21 возможного количества баллов набрали:

20 баллов (95%) – 2 человека – 8%;

19 баллов (90%) – 5 человек – 21%;

18 баллов (86%) – 3 человека – 13%;

17 баллов (81%) – 2 человека – 8%;

16 баллов (76%) – 2 человека – 8 %;

15 баллов (71%) – 1 человек – 4%;

14 баллов (67%) – 2 человека – 8%;

13 баллов (62%) – 2 человека – 8%;

11 баллов (52%) – 1 человек – 4%;

10 баллов (48%) – 2 человека – 8%;

5 баллов (24%) – 1 человек – 4%;

2 балла (10%) – 1 человек – 4%.

Высокий уровень развития – 15 человек – 63%;

средний уровень развития – 4 человека – 17%;

низкий уровень развития – 5 человек – 21%.

20 баллов (95%) – 6 человек – 25%;

19 баллов (90%) – 2 человека – 8%;

18 баллов (86%) – 6 человек – 25%;

17 баллов (81%) – 2 человека – 8%;

16 баллов (76%) – 2 человека – 8 %;

15 баллов (71%) – 1 человек – 4%;

14 баллов (67%) – 3 человека – 13%;

13 баллов (62%) – 2 человека – 8%;

12 баллов (57%) – 2 человек – 8%;

Высокий уровень развития – 14 человек – 58%;

средний уровень развития – 8 человека – 33%;

низкий уровень развития – 2 человек – 9%.

В конце первой четверти проводилась диагностическая работа:

В 1а классе (Русакова Т.А.) – 24 человека.

В 1 б классе (Сергеева С.Н.) – 25 человек.

Критерий достижения результата: правильно определены гласные и согласные звуки, правильно выбрана модель — В – 38%, С – 36%, Н – 25%;

правильно воспроизведены буквосочетания, правильно выбран вариант их написания — В – 63%, С – 17%, Н – 21%;

правильно установлены соответствия между группами предметов и числами — В – 88%, С – 5%, Н – 8% ;

дорисован еще один круг так, что большой круг становится четвертым, если считать справа налево — В – 92%, Н – 8%;

правильное определение школьных ситуаций, ориентация на выполнение правил поведения в школе В – 63%, С – 25%, Н – 13%;

выбрана схема с соответствующим количеством слов и знаком препинания — В – 63%, С – 4%, Н – 33%;

правильно продолжена последовательность на основе установленной закономерности (последовательного изменения размера, формы фигур) — В – 29%, С – 42%, Н – 29%;понимание заданных ориентиров («справа», «слева», «вверх», «вниз») и четкое следование им — В – 75%, С – 25%.

Общий вывод по работе:

В – 17 чел. – 71%;

С – 3ч – 13%;

Н — 4чел. – 17%

Критерий достижения результата: правильно определены гласные и согласные звуки, правильно выбрана модель — В – 78%, Н – 22%;

правильно воспроизведены буквосочетания, правильно выбран вариант их написания — В – 39%, Н – 61%;правильно установлены соответствия между группами предметов и числами — В – 100%;

дорисован еще один круг так, что большой

круг становится четвертым, если считать

справа налево В – 74%, Н – 26%;

правильное определение школьных

ситуаций, ориентация на выполнение

правил поведения в школе – В – 100%

выбрана схема с соответствующим количеством слов и знаком препинания — В – 83%, С – 4%, Н – 13%;

правильно продолжена последовательность

на основе установленной закономерности

(последовательного изменения размера,

формы фигур) — В – 42%, С.- 53%, Н.-4%

понимание заданных ориентиров(«справа»,

«слева», «вверх», «вниз») и четкое

следование им —

В – 74%, С – 22%, Н.– 4%

Общий вывод по работе:

В – 16 чел. – 70%;

С – 5ч – 22%;

Н-2 чел. – 8%

ВЫВОД : сравнивая диагностическую работу входную и четвертную можно сделать вывод, что на 2 человека увеличился высокий уровень развития на 8%. Низкий уровень развития уменьшился на 1 человека – 4%

ВЫВОД : сравнивая диагностическую работу входную и четвертную можно сделать вывод, что на 2 человека увеличился высокий уровень развития на 8%. Низкий уровень развития стабильный 8%

Рекомендации:

Продолжить работу по мониторингу развития первоклассников.

На основании наблюдений, индивидуальных бесед вести наблюдения за развитием положительной мотивации школьников.

Так как дети ещё к школьной жизни только начинают адаптироваться, учителю следует позаботиться об отборе и использовании на уроке специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в мир школьной жизни.

Использовать игровые методики и психотехнические упражнения.

Продолжить вести диагностические работы с детьми низкого уровня развития.

Зам. директора по УВР в начальной школе Русакова Т.А.






See also:
Яндекс.Метрика