состав числа 14


МБОУ « Кваркенская средняя общеобразовательная школа»

Состав числа 14

2 в класс

Учитель I квалификационной категории

Якушева Надежда Владимировна

С Кваркено

2010-2011 учебный год

План-конспект урока

Тема: Состав числа 14.

Класс: 2 в Число: 12.10.2011г.

Цель: разобрать состав числа 14; совершенствовать вычислительные навыки.

Задачи:

Образовательные: рассмотреть состав числа 14и соответствующие случаи вычитания

Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы, как мышление, внимание, наблюдательность.

Развивать логику и «математическую» речь, умение пользоваться компьютерными технологиями.

Воспитательные: способствовать развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке, для лучшего усвоения материала.

Воспитывать аккуратность и прилежность в работе, трудолюбие, любовь к точным наукам.

Ход урока.

I. Организационный момент.

К нам на урок пришли гости . Гостей нужно встречать хорошо. Поприветствуйте их. Улыбнитесь друг другу. Начинаем урок в хорошем настроении.

Беритесь, ребята, скорей за работу, Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету! Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Чтобы задачи без труда решать, Преобразовывать, считать, Чертить, смекать и рассуждать.

Удобно сядьте. Повторяйте за мной:Сейчас я начну учиться.Я радуюсь этому.Внимание мое растет.Память моя крепка.Голова мыслит ясно.Я хочу учиться.Я готов к работе.

II. Устный счёт. Повторение ранее изученного материала. Подготовка к изучению новой темы.

Устный счёт- разминка для ума. Работаем с числами. (Слайд 1)

Назовите однозначные числа.

Назовите двузначные числа.

Какое число не называли совсем? Почему?

Прочитайте числа в порядке увеличения (слайд восстановить порядок).

Назовите число, в котором 1 десяток.

Увеличьте каждое число на 1.

2.Весёлые стихи. (Слайд 2)

Подарил утятам ёжик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят? (3)

У стены стоят кадушки.(Слайд4)

В каждой же по две лягушки.

Если было пять кадушек,

Сколько было в них лягушек? (10)

Игра «Рассели зверей в домики» (слайд 5)

30-7=23 20+8=28 40-8=32

52+8=60 10-5=5

36+4= 40 50-3=47

3.Игра «Сильное звено» (слайд 6).

Выигрывает тот, кто больше даст правильных ответов

(за правильный ответ ученик получает звёздочку)

1.Знак действия сложения.(+)

2. Как называются числа при сложении? (слагаемое , слагаемое

сумма)

3 В 1 дм сколько см? (10)

4 Что такое отрезок? (часть прямой, у которой есть начало и конец)

5 Число из которого вычитают называют… (уменьшаемое)

6 Сколько будет, если к 9 + 3? (12)

8 Фигура у которой 4 стороны? ( четырехугольник, ромб)

9 По каким признакам сравниваем предметы?

10 Знак действия вычитания? (-)

11 Названия компонентов при вычитании. (уменьшаемое вычитаемое

разность)

12 .Что такое луч? ( Часть прямой, у которой есть начало, и нет

конца.)

13 .Математика приводит….(ум в порядок). Математика- …(ум точит)

14.Назовите математические действия.

Поздравляем победителя (слайд 7)

III. Сообщение темы урока.

Какую большую тему мы изучаем? (сложение однозначных чисел с переходом через десяток)

— Состав каких чисел мы уже с вами рассматривали? (11, 12, 13)

— Определите тему(проблему) урока : …+ … = 14 (слайд 8)

— Какие задачи мы поставим на уроке? (выучить состав числа)

— Зачем надо знать состав чисел? (чтобы хорошо и быстро считать)

— А если ты забыл состав числа, какой приём нам поможет сосчитать?

( Дополнить 1-е слагаемое до 10, 2-е слагаемое разложим на части и прибавлять будем по частям)

IV. Работа над новой темой.

1.Состав числа 14. (слайд 9)

— Рассмотрим, как получить 14. Числа сбежали со своих мест.

Но есть подсказка. Кто догадался, какое будет первое число? (9)

(К какому числу надо прибавить 1, чтоб получилось 10?)

А сколько прибавили к 9? (5)

Чтобы восстановить табличку воспользуемся узелком. (-1;+1)

Что он означает?

9 + 5 = 14

8 + 6 = 14

7 + 7 = 14

— Сколько случаев надо запомнить? Почему три?

Каким правилом будем пользоваться для других случаев? (перестановки)

Запишите выражения в тетрадь.

Давайте ещё раз, используя модель десятка, проговорим, как получить число 14.

А теперь составим таблицу на вычитание.

Какое правило нам поможет?

( Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получим другое слагаемое.)

14-9=5 14-5=9

14-8=6 14-6=814-7=7

Физкультминутка. « Гномы»

Дили-дон, дили-дон,

наклоны из стороны в сторону, руки на поясе

Строят гномы новый дом,

стучат кулаком об кулак

Красят стены, красят пол,

руками «красят» сбоку, внизу

Прибирают всё кругом.

«метут»

К гномам в гости мы идём

шаги на месте

И подарки им несём.

руки вперёд

На пол — мягкую дорожку,

наклоны вперёд, руками «расстилают» дорожку

Расстелив её к порожку.

шаги назад

Две подушки на диван,

руки под щеку

Мёду липового жбан.

руки округляют и вытягивают перед собой

Работа по учебнику №115, стр.42

V. Закрепление изученного материала.

1. Повторим состав числа 11,12,13.

Игра «Соберём грибочки» (слайд11).

В осеннюю пору ёжик и белочка собирали грибы.Все грибочки одинаковые.

Какие из них собрала белочка, а какие ёжик, вы узнаете, если

правильно посчитаете пример под грибочком. Работаем парами, как сидите. Девочки помогают белочке, а мальчики помогают ёжику. Записываете примеры в тетрадь, а потом проверим. ( Дети работают самостоятельно, потом при проверке

выходят девочка и мальчик и «собирают» грибочки. Дети проверяют

у себя в тетради. Выставляют себе оценки). Чей это грибок? Сколько получилось? Состав каких чисел повторили?

Запишите, как получить 13. Проверка устно.

2. Решение задачи.

Загадка

Что за остров изо льда?

Плавает он по морям

И мешает кораблям? (Айсберг)

Знаете что такое АЙСБЕРГИ? (слайд 12-13)

Крупные глыбы пресного льда, отломившиеся от ледников, спускающихся

в море. Длина антарктических айсбергов иногда достигает 80 км. Некоторые

айсберги возвышаются над поверхностью воды более чем на 60 м.

В зависимости от формы айсбергов их подводная часть в 7–9 раз больше

надводной.

Задача: Надводная часть айсберга 10 метров . ( слайд 14)

Его подводная часть на 60 метров больше.

Чему равна высота подводной части айсберга?

Анализ задачи.

1) Это задача? (Да, есть условие и вопрос)

Прочитаем условие. ( Надводная часть айсберга 10 метров. Его подводная часть на 60 метров больше ).

2) Построим к задаче схему (у доски и в тетради).

3) Сколько частей (2, надводная, подводная).

4) Что означает число 10? (высоту надводной части).

5) Что сказано про подводную часть? ( она на 60 м больше).

6) Что значит на 60 больше? (столько же и ещё 60)

7) Знаем длину подводной части? (нет) Обозначим.

8) Какой вопрос задачи?

10м

Н

П 60 м

?

Можем узнать? Каким действием? ( сложением) Почему? ( сказано: на 60 больше). Запишем решение задачи.

Запишем ответ задачи. А что ещё мы можем узнать, зная высоту надводной и подводной частей? ( Какова высота всего айсберга?) Как?

Физминутка для глаз (слайд 15).

Состав какого числа изучаем?

Кто запомнил уже? (Проверим)

3.Задание на сравнение величин.

Какие величины вы знаете? (см и дм)

Сколько см в 1 дм? (10)

6дм 3см…3дм 6 см 37дм….73 см (слайд 16)

4дм 1см…14см 8 дм…80 см

(запись и комментирование сравнения)

2 локтя …4 пяди это старинные меры длины.

Чтобы сравнить послушайте внимательно справку. (Слайд 18-22)

Измерьте свой локоть. Сколько пядей?

Можно точно сказать, что больше? (да). А на сколько? (нет нельзя).

VI. Итог урока.

Над какой темой мы работали? (слайд 23)

Что выучили?

Какое задание вам понравилось? Что запомнилось?

Кто запомнил состав числа? Д.З. п.т. № 94

VII. Рефлексия:

«Дерево настроения» Дети выбирают яблоко, которое отражает их настроение в конце урока.

Красное яблоко – очень хорошее настроение.

Желтое яблоко – хорошее настроение.

Зеленое яблоко – грустное настроение.






See also:
Яндекс.Метрика