сложение и вычитание числа 4


Урок математики «Сложение и вычитание числа 4», 1-й класс

Арсланова Венера Хайдаровнаучитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Цели:

Создать условия для:

открытия способа сложения и вычитания числа 4;

формирования умения решать задачи на увеличение / уменьшение/числа на несколько единиц;

развития умения сравнивать, сопоставлять, выделять главное; обогащать словарный запас учащихся через грамотное построение и проговаривание полных ответов;

совершенствования умения работать в паре; общаться и сотрудничать; высказывать своё мнение и слушать окружающих;

развития радости познания, любознательности и вовлечённости в деятельность;

сохранения и укрепления здоровья.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель:

Звенит звонок! Ты входишь в класс!Кто любит знанья получать?Кто любит тайны открывать?СТРЕМИСЬ ПОЗНАТЬ,ДЕРЗАЙ УЗНАТЬ,И БУДЕШЬ МНОГО, МНОГО ЗНАТЬ!Учись века,Ведь жизнь совсем уж нелегка!

— Сегодня на уроке, ребята, мне бы хотелось увидеть , как вы сами умеете добывать знания!

А, чтобы урок был удачным — мы будем внимательны, активны и точны! Пожелаем друг другу успеха!

II. УСТНЫЙ СЧЁТ.

1. Решение задач. /У детей блок-сигналы для устного счёта с числами от 1 до 10/.

Учитель: — За окном — зима! Зима подарила нам много снега, крепкий мороз, ледяные горки, замечательные катки. Кто любит кататься на санках и коньках, строить крепости и лепить снеговиков? Замечательно! Зимний спорт закаляет и укрепляет организм человека! А мы сегодня будем решать «зимние» задачи:

1-ая «зимняя» задача:

Дима прокатился с горки 7 раз, а Саша на 2 раза больше. Сколько раз Саша прокатился с горки? /9 раз/

— Каким действием решаем задачу?

— Объясни выбор действия.

2-ая «зимняя задача»:

Снежную крепость во дворе строили 10 мальчиков, а девочек на 3 меньше.

— Сколько девочек строили снежную крепость? /7 девочек /

— Каким действием решаем задачу?

— Объясни выбор действия.

3-я «зимняя задача»

У Зои на руке было 8 снежинок. Растаяло 2 снежинки.

— Сколько снежинок осталось на руке? /6 снежинок /

4-ая » зимняя» задача:

В снегу купались 2 воробышка. Одного схватил кот. Сколько воробьёв осталось? / о/

/»Задача — ловушка» — развивает активность, внимание, интерес учащихся/.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ «СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА»

/Определение знания и незнания на данном этапе/

На доске:

6+2

5+3

8+1

7+3

9-2

6-3

5-2

5+4

а). Учитель: — Найдите значения выражений в 1-ом столбике. Игра «Молчанка».

/Учитель показывает на выражение, ученики — блок-сигналами- ответ./

-Замечательно!

-В 1-ом столбике найдите «лишнее» выражение.

Ученики: — 8+1 -лишнее, так как остальные выражения на сложение и вычитание числа 2.

Учитель:- Что значит — прибавить 1? / Назвать следующее число /

— Что значит — вычесть 1?/Назвать предыдущее число /

— Чем похожи остальные выражения? /Во всех нужно + или — 2 /.

— Вспомните, как можно прибавить число 2?/Сначала 1,а затем ещё 1/.

— Как можно вычесть число 2?/Сначала 1 ,затем ещё 1/.

— Замечательно!

б). Учитель:- Найдите значения выражений во 2-ом столбике , комментируя способ решения.

/Дети, рассуждая, не могут прокомментировать способ решения в выражении 5+4 /

Учитель: — Чему же будем учиться на уроке?

Ученики: — Будем учиться прибавлять и вычитать число 4.

Учитель: — Назовите тему урока.

Ученики: — Прибавить и вычесть число 4.

/Идёт целеполагание. Ученики сами называют тему и цель урока/.

III. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Учитель: — Подумайте в паре, каким способом можно прибавить число 4?

— Что вам может помочь сделать это открытие?/ Работа с кружками /

— Положите на стол 5 красных кружков. Возьмите ещё 4 синих кружка.

— Поработайте в паре.

/Дети работают в паре. Пара, которая готова сигналит о готовности/

— Какое открытие сделали?

— Как по частям можно прибавить число 4?

/ Ученики на наборное полотно у доски ставят 5 кружков и практически демонстрируют

своё открытие, которое наработали в паре /.

Ученики: — К 5 ,прибавим сначала 2 , получится 7 , а затем к 7 прибавим ещё 2 — получится 9.

— Можно иначе. Сначала к 5 прибавим 3, получится 8 , а затем к 8 прибавим 1.

— Можно, наоборот — к 5 сначала прибавим 1 ,получится 6 ,а к 6 прибавим 3 ,то получится 9.

/Учитель на доске фиксирует приёмы прибавления числа 4/

5+4=5+2+2=9

5+4=5+3+1=9

5+4=5+1+3=9

Учитель: — Великолепно! А теперь подумайте, как можно из 5 вычесть 4?

Поработайте в паре, используя числовой ряд.

/На доске ряд чисел от 1 до 10 . У детей аналогичный находится на партах. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 /

Учитель: — Кто готов рассказать о своём открытии?

/Ученики объясняют самостоятельно с опорой на числовой ряд приёмы вычитания числа 4, делая запись на доске и в тетрадях. Учитель пояснения сопровождает стрелками/.

Запись на доске:

5-4=5-2-2=1

5-4=5-3-1=1

5-4=5-1-3=1

-Молодцы! Вы замечательно поработали!

ФИЗМИНУТКА.

/Слова сопровождаются движениями /

Вдоль по улице метелица идёт,Все дороги и тропинки занесёт:.Мы возьмём лопатки и скребкиБудем чистить и расчистим все пути!

IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

1. Работа с учебником.

Задание №2 стр.-8. /Комментированное управление. Ученики объясняют способы сложения и вычитания числа 4 в устной форме/.

2. Самостоятельная работа.

Задание № 5 стр.-8. /Примеры решают по вариантам. Затем учащиеся меняются тетрадями, проводя взаимопроверку/.

3. Игра «Кто быстрее скатится с горы?» /Соревнование команд в решении примеров по теме у доски. Победители получают призы./

V. ИТОГ УРОКА.

Учитель: — Какой была тема урока?

Ученик: — Сложение и вычитание числа 4.

Учитель: — Как можно прибавить и вычесть число 4?

/Ученики повторяют приёмы сложения и вычитания числа 4/.

Учитель: — Какое задание было для вас интересным?

-А какое задание было трудным?

/Дети отвечают на вопросы/

Учитель: — У каждого из вас имеются сигнальные карточки трёх цветов.

Оцените понимание темы на данном этапе.

/Ребята выполняют самооценку:

Красный цвет — высокий уровень понимания.

Зелёный цвет — средний уровень понимания.

Жёлтый — низкий уровень./

Учитель: — Урок окончен! Спасибо!






See also:
Яндекс.Метрика