шпоры по соц психологии.docx 4 курс


1.Понятие социализации личности в социальной психологии.

Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: o сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; o изменение себя, «стать как все»; o конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

2.Основные положения концепции развития личности А.В. Петровского.

Личностью не рождаются, личностью человек становится в процессе деятельности и общения или, если сказать иначе, в процессе социализации.

Ребенок, обладая природными предпосылками, вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевает достижениями человечества.

Психические способности личности не только предпосылка, но и результат ее поступков. При этом все, что человек думает, опосредовано его отношением к другим людям и потому насыщено общественным человеческим содержанием.

А. В. Петровский считает, что определяющим фактором развития личности является деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, складывающийся у человека с наиболее референтной группой (или лицом). Движущей силой развития личности служит противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграцию с ней. Это может быть переход ребенка из детского сада в школу, подростка в новую компанию, абитуриента – в студенческий коллектив, работника из одной фирмы в другую, или же личностное развитие в глобальном масштабе – от младенчества до гражданской зрелости.

Выделены три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция.

Первая фаза Становления личности – Адаптация: предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и другие) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены групп. У него возникает объективная необходимость «быть таким как все», чтобы максимально адаптироваться. Это достигается (одними более, другими менее успешно) за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий.

Вторая фаза — индивидуализация: порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, – и не удовлетворенной на первом этапе потребности в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации. Подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельной трансляции своей индивидуальности (к примеру, начитанности, спортивных успехов, «бывалости» в отношениях между полами, смелости, граничащей с бравадой, особой манеры в танцах и т. д.), интенсифицирует поиск в этой группе лиц, которые могут обеспечить его оптимальную персонализацию.

Третья фаза — интеграция: детерминируется противоречием между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значительными для него отличиями – с одной стороны, и с другой, потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности.

3.Механизмы социализации личности.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду

Механизмы социализации: 1.усвоение через подражание; 2. идентификация (уподобление себя другому); 3. рефлексия (я осмысливаю – годится ли мне это или нет); 4. чувство вины и стыда.

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

1) импринтинг – запечатление человеком на рецеп-торном и подсознательном уровнях особенностей влияющих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте, но и на более поздних возрастных этапах может быть запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.;

2) экзистенциальныйнажим – овладение языком и неосознаваемое принятие норм социального поведения, обязательных в процессе общения со значимыми лицами;

3) подражание – следование какому-нибудь образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта;

4) идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом;

5) рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам социума, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

4.Семья как основной фактор социализации личности.

семья – это социально-культурный институт. Семья создана для очень важной потребности человека в самоутверждении, т.е. в уважении со стороны окружающих.

семья – это особая малая социальная группа, основная социальная ячейка общества.

Основные функции семьи

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит ов­ладение им социальными ролями, необходимыми для безболез­ненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности чело­века, формируются нормы поведения, раскрываются внутрен­ний мир и индивидуальные качества личности. Семья способ­ствует не только формированию личности, но и самоутвержде­нию человека, стимулирует его социальную, творческую актив­ность, раскрывает индивидуальность.

Выполнение семьей функции воспитания детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважение к труду.

Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, постольку она считается основной формой социализации. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущей личности пытались в определенной степени снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, но которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-социальной жизни.

5.Общение со сверстниками как фактор социализации личности.

Социализация личности – это процесс усвоения социальных норм, формирования своего собственного «Я» для проявления уникальности индивида как личности. То есть, процесс социализации представляет собой установление личности. Общество постоянно диктует нам свои правила и нормы поведения, поэтому длительность данного процесса занимает всю жизнь, основной его частью является период детства и юношества.

Потребность в общении со сверстниками не могут заменить родители или другие взрослые люди. Контакты детей в начальной школе возникает преимущественно по следующим причинам: предыдущий опыт общения; пространственная близость ( место жительства, соседство в классе); совместная деятельность и игры. Младшие школьники ступают в общение тогда, когда для этого есть конкретные предметно-практические основания. Общение подростков по большей части является коллективно-групповым

В процессе социализации личности группа сверстников выполняет следующие функции:

-приобщение к культуре и нормам данного общества;

-научение полоролевому поведению;

-научение поведению, соответствующему этнической, религиозной, регио-нальной, социальной принадлежности членов группы;

-помощь членам группы в достижении автономии от общества;

-создание условий для развития самосознания, самоопределения, а также для самореализации и самоутверждения.

6.Роль этноса и природной среды в процессе социализации личности.

Этнос — это исторически возникшая устойчивая социальная группа людей, характеризующаяся общностью расовых признаков, языка, территории зарождения, особенностями быта, культуры, общим национальным и религиозным сознанием.

В определении этноса существуют два основных подхода. Согласно первому, этносом является форма социальной группировки (общность, возникшая в процессе исторического развития), обладающей общностью территории, культуры, религии, языка, а также другими общими признаками. Сторонников данного подхода объединяет то, что они считают этнос социальным явлением ввиду того, что вне социальных институтов его не существует. Таким образом, этнос подчиняется законам развития социума и не обладает какими-либо своими особыми закономерностями. Следовательно, этносы являются социальными институтами. Согласно второму подходу, этнос – это коллектив людей, сложившийся естественным путем, выделяющийся из всех других коллективов, характеризуемый определенным поведенческим стереотипом, закономерностью изменений в процессе исторического развития и признаками комплиментарности. Здесь этнос выступает в качестве природного, биологического явления, являясь не только совокупностью признаков, но и системой, объединяющей социальное и биологическое, причем последнее играет основополагающую роль. В любом случае в процессе определения этноса важно иметь в виду, что характерные особенности этноса есть явления социального порядка.

7.Социализация личности в свете идей Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский

Ребёнок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые другие применяли по отношению к нему. Ребёнок усваивает социальные формы поведения и переносит их на себя.

Отношения между ВПФ были некогда реальными отношениями между людьми. Я отношусь к себе так, как люди относятся ко мне.

Культурное развитие ребёнка проходит 3 основные ступени:

Жест в себе: указательный жест как неудавшееся хватательное движение

Жест для других. Ребёнок просёк, что на что покажешь, то и принесут. Первоначальный смысл в неудавшееся движение вносят другие.

Жест для себя. Жест становится движением, направленным на другого человека, средством связи.

Ребёнок приходит к осознанию своего жеста последним. Через других мы становимся сами собой. Это относится не только к личности, но и к истории каждой функции. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Всякая ВПФ проходит через внешнюю стадию развития, т.к. функция является первоначально социальной. Всякая ВПФ была внешней потому, что она была социальной раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией, она была прежде социальным отношением двух людей. Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва в социальном, потом в психологическом. Это относится и к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли. История культурного развития ребёнка – социогенез высших форм поведения. Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности.

8.Общая характеристика зарубежных подходов к изучению личности.

1. Биогенетический подход ставит в основу развития Личности биологические созревания организма. Особенно ярко биологизм выступает в трактовке Личности Фрейдом. Согласно его учению все поведение Личности обусловлено биологическими влечениями, инстинктами и в первую очередь сексуальными влечениями (об этом говорил и Адлер: развитие Личности ребенка осуществляется через его идентификацию с родителями. Это делает его социализированным и нравственным). У развивающегося ребенка постоянный конфликт между бессознательными влечениями и социально усваиваемыми нормами. Поэтому развивающаяся Личность потенциально патологична: невротична и закомплексована.

2. Социогенетический подход – человек, рождаясь биологической особью, становится Личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. Решающее значение отводится общению, психологическому взаимопониманию, в то время, как экономико-политические отношения людей и их влияние на Личности не учитываются (Дюркгейм).

Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория научения. Жизнь Личности, ее отношения – есть результат подкрепляемого научения, усвоения сумм и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер).

Весьма популярна в зарубежной психологии теория ролей. Она исходит из того, что каждый человек в жизни играет какую-то роль, одному ему предназначенную. В зависимости от исполняемой роли определяется характер поведения Личности, ее отношение с другими (Э. Берн).

3. Психогенетический подход не отрицает ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.

Концепции, отражающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта (Ж. Пиаже, Дж. Келпи).

Концепции, в центре внимания которых стоит развитие Личности в теории персонологические (К. Бюллер): развитие психики – инстинкт – навык – интеллект.

Концепции, объясняющие поведение Личности через влечения и др.внерациональные компоненты психики

9.Понятие о самосознании личности.

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его “Я”. Образ “Я”, или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):

· сознание отличия себя от остального мира;

· сознание “Я” как активного начала субъекта деятельности;

· сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

· социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Самосознание есть особая форма сознания, которое, также как и сознание, имеет отражательную природу. Только сознание направлено на весь объективный мир, а объектом самосознания является сама личность, ее внутренний мир. В самосознании личность выступает в качестве и субъекта, и объекта познания.

Самосознание — это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе, но оно также характеризуется своим продуктом — Я- концепцией.

Стадии развития самосознания:

-Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

-К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

-К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

-Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

10.Развитие самосознания личности в процессе онтогенеза.

Самосознание — сложный психический процесс, который проявляется, прежде всего, в восприятии человеком многочисленных «образов» самого себя в различных ситуациях деятельности и общения. Эти «образы» всегда результат социального взаимодействия индивида и его окружения.

Формирование самосознания в онтогенезе проходит ряд последовательно усложняющихся стадий, связанных с возрастными этапами психического развития человека. Условно в развитии самосознания можно выделить следующие основные онтогенетические стадии (основанием для предполагаемого разделения могут служить так называемые «кризисные точки» в развитии личности): от рождения до 1 года; от 1 года до 3-х лет; от 3 до 7 лет; от 7 до 12 лет; от 12 до 14 лет; от 14 до 18 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей психического развития эти возрастные этапы могут сдвигаться.

Существенное условие для развития самосознания — появление у ребенка способности самостоятельного передвижения в пространстве. Этот факт дает начало новым формам взаимоотношения со взрослым, что открывает новые пути и источники познания собственных возможностей, расширяет границы познания себя и качестве самостоятельного субъекта.

Особое значение в развитии самосознания имеет возникновение и развитие речи, которая включает ребенка на качественно новом уровне в сферу взаимоотношений его со взрослым и другими детьми.Самосознание подростка отличается существенными, ярко выраженными изменениями. Развитие регулирующей, активно-волевой сферы самосознания для подростка имеет особое значение, поскольку эта сфера непосредственно участвует в процессе его самовоспитания. Это последнее проявляется как последовательное активное подчинение всех его действий и поступков определенной цели, как стремление изменить, совершенствовать себя в соответствии со своими идеалами. самосознание—это единство трех сфер психической деятельности, которые нераздельны как в процессе функционирования, так и в онтогенетическом развитии.

11.Понятие о Я-концепции. Единство личности и множественность Я-образов.

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах :

Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности.

Я-концепция как интерпретация опыта.

Я-концепция как совокупность ожиданий.

Структура Я-концепции (Р.Бернс):

1. Образ Я — представления индивида о самом себе.

2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция , то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

На основании принципа триединства Л.Карсавин определяет личность как единство, которое само воссоединяется через само разъединение, то есть сначала она является единством, затем разъединение и разъединенность, а потом множественность воссоединяется. Такая последовательность личности, по Карсавину, есть проявление ее динамики.

12.Понятие о социальной роли личности. Виды социальных ролей.

Впервые определение социальной роли было дано американским социологом Р. Линтоном в 1936 г. Он рассматривал социальную роль как динамическую сторону социального статуса, как его функцию, связанную с набором норм, в соответствии с которыми должна вести себя в определенных ситуациях личность. Эти нормы определяют те виды поведения, которые человек, обладающий данным социальным статусом, может осуществлять по отношению к лицу с другим статусом и, наоборот, поступки второго лица по отношению к первому.

Освоение ролей происходит в процессе социализации, причем число их постоянно увеличивается. В раннем детстве человек выполняет роль ребенка, которому прививают определенные правила игры. Затем к нему добавляется роль воспитанника детсада и т.д. В дальнейшем ребенок выполняет роль учащегося, члена молодежной группы и пр.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей, возможен ролевой конфликт: родители и сверстники ожидают различного поведения от подростка, а он, выполняя роли сына и приятеля, не может одновременно соответствовать их ожиданиям.

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук. Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

13.Внутриролевые конфликты и межролевые конфликты: причины и пути преодоления.

Ролевые конфликты — это ситуации, в которых индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.

К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо потому, что различные роли предъявляют ему несовместимые требования. В исследованиях межролевого конфликта, вызванного чрезмерным количеством ролей, которые приходится выполнять одному лицу, следует отметить работу американского социального психолога У. Г. Гуда «Теория ролевой напряженности». Он называет «ролевой напряженностью» состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает свою теорию, суть которой сводится к выявлению способов снятия этой напряженности.

Внутриролевой конфликт случается, если индивид воспринимает себя в ситуации, когда другие имеют различные ожидания к нему как к исполнителю единственной роли, т.е. конфликт возникает по поводу того, что есть должное ролевое поведение, в силу того, что разные люди и разные социальные (как формальные, так и неформальные) группы по-разному представляют себе обязанности, связанные с одной и той же ролью.

Ролевые конфликты, по мнению большинства исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов. Одна из таких концепций, «теория ролевой напряженности» Гуда. Сходный подход можно обнаружить и в работе Н. Гросса, У. Мэйсона и А. МакИчерна. Они выделяют три группы факторов, имеющих отношение к проблеме устранения ролевых конфликтов. Первая группа факторов связана с субъективным отношением к роли ее исполнителя (т.е. насколько значимы ролевые требования для носителя данной роли, насколько он считает их справедливыми). Вторая группа

факторов включает санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение или неисполнение роли. К третьей группе факторов вышеуказанные авторы относят тип ориентации исполнителя роли, среди которых они выделяют две: ориентацию на моральные ценности и прагматическую ориентацию. Исходя из анализа этих факторов, полагают авторы, можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли. В конечном итоге предусматривается альтернатива: индивид, ориентированный на моральные ценности, при решении ролевого конфликта будет исходить из своего морального отношения к требованиям роли; прагматически ориентированные лица будут руководствоваться теми ожидаемыми санкциями, которые могут последовать в результате того или иного исполнения ими данной роли.

14.Самооценка и уровень притязаний личности. Способы формирования адекватной самооценки личности.

Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

В структуре самооценки выделяют два компонента:

— когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;

— эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Американский психолог У. Джеймс (1842 — 1910) предложил формулу для самооценки:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих

уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:

— познавательного, способствующего адекватности;

— защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Самооценка связана также с самоуважением.

15.Особенности формирования ориентации на успех у мужчин и женщин.

Попытки объяснения различий между мужчинами и женщинами в уровне социальных и профессиональных достижений сводятся к двум схемам: 1) биологические (генетические) различия между мужчинами и женщинами считаются главной причиной; или же 2) социальные условия благоприятны для доминирования мужчин, система воспитания и распределения ролей дает больше шансов для развития способностей мужчин.

Генетики полагают, что мужчины являются носителями эволюционирующих признаков, а женщины — консервативных. Соответственно величина вариации любых признаков у мужчин больше, чем у женщин, при равенстве средних значений признаков, кроме «эволюционно прогрессивных». Средние значения большинства признаков у мужчин выше, чем у женщин.

В контексте социальных представлений об успехе у мужчин первостепенное значение приобретают компоненты «Я» и «Я идеальный».Так, для мужчины,успешный человек – это богатый счастливый мужчина,с высоким статусом,не соотносимый с «Я»,но близкий к «Я идеальный».

Девушки противопоставляют себя своему «идеальному Я». Успешная женщина – та.которая похожа на мать,с высоким статусом и счастливая,но не похожая на меня.

16.Проблема устойчивости и изменчивости личности. Конформизм и конформность.

Наибольшей стабильностью обладают динамические особенности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. К ним относятся темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интроверсия и некоторые другие.

С первых проявлений самостоятельности в раннем детстве и фактически до конца активной жизни человека потребность в самореализации является одной из наиболее важных и существенных движущих сил его развития, формирования его личности.

Неустойчивость личности означает чрезмерную податливость человека обстоятельствам, ситуации, влиянию других людей.

КОНФОРМИЗМ, морально-политич. термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. К. означает отсутствие собств. позиции, беспринципное и некритич. следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

Наряду с понятием “конформизм” в социальной психологии есть категория “конформность”, под которой понимается либо универсальный механизм согласования мнений и поведения индивида с мнением и поведением группы или ее большинства, условие и проявление социализации личности, либо один из аспектов взаимоотношений индивида и группы, наряду с нонконформностью (негативизмом) и активным самоопределением в группе на основе осмысленного отношения к ее целям, ценностям и нормам.

Конформизм и конформность связаны с такими процессами, как внушение (усвоение психических состояний и образований — идей, представлений, установок и т. д., одного субъекта другим без должного сознательного контроля, осмысления и рационально-критического отношения к ним), психическое заражение (распространение эмоционального состояния одного субъекта на другого как в связи с передачей значений и смыслов, так и независимо от нее) и подражание, которые обеспечивают схожесть или единообразие в поведении людей.

17.Психологическая характеристика личности, склонной к успешному поведению.

Согласно И. Шумпетеру, главное в личности успешного человека — это замечать и делать то, чего не замечают и не делают другие люди. Лучше всего к этому приспособлен тот, кто обладает ограниченным, избирательным интеллектом в сочетании с развитой интуицией, восполняющей недостаток информации.

Следующее важнейшее качество, по мнению И. Шумпетера, сильная воля. Она помогает преодолевать инерцию собственного мышления, а также активное и пассивное сопротивление среды: традиций, правовых и моральных норм.

А. Чирикова в результате своих наблюдений выявила, что в большинстве случаев при принятии решений успешный человек в большей степени ориентируются на интуицию, нежели на рациональный расчет. К числу личностных черт относятся:

— адекватность самооценки;

— спокойное отношение к недостаткам;

— способность быстро принимать неожиданные решения;

— умение рисковать;

— коммуникативные преимущества;

— агрессивность характера;

— интуитивные способности;

— умение работать с людьми;

— страстность;

— устойчивость поведенческих и ценностных стратегий в различных ситуациях;

— амбициозность;

— эгоизм.

1. Успешный человек обладает хорошим природным интеллектом, который дополняется высоким уровнем профессионализма.

2. Необходимая черта успешного человека — творческий характер, умелое использование конструктивных идей. Это позволяет избегать стереотипных решений и находить выход из ситуации неопределенности.

3. Успешный человек обычно отличается высокой, трезвой самооценкой, что позволяет ему реалистично взвешивать свои возможности, продуктивно оценивать собственный опыт и восполнять пробелы в знаниях.

18.Факторы формирования потребности в достижении.

Занимаясь проблемой изучения мотива достижения, одним из первых встает вопрос о том месте, которое занимает мотив достижения в структуре личности.

Рядом исследователей мотив достижения включается в структуру потребностей. Этому вопросу посвящены работы У. Макдауголла, Г. Мюррея и Д. Макклелланда .Выделен даже такой особый вид потребностей, как потребность в достижениях.

По данным Макклелланда, люди, испытывающие сильную потребность в достижениях, предпочитают полагаться на собственные силы и стремятся к самосовершенствованию. Они склонны работать над задачами, которые требуют немалых усилий, но не являются неразрешимыми. Они чувствуют больше удовлетворения от своей работы тогда, когда сами могут ее планировать и самостоятельно определять свои цели. Такие люди предпочитают играть в шахматы, а не в покер.

Обычно люди с высокой потребностью в достижениях ставят перед собой такие задачи, выполнение которых будет являться для окружающих символом или признаком успеха. Такие люди хотят быть всегда на высоте и любят получать положительные отзывы о своей деятельности от окружающих. Одобрение окружающих для них важнее денег. Адамс и Стоун указывают на то, что такие люди даже свое свободное время часто посвящают деятельности, связанной с их основной работой.

Макклелланд обнаружил, что на формирование у ребенка потребности в достижении влияют установки родителей. Обычно родители с высокой потребностью в достижениях требуют от своих детей большей самостоятельности. Их дети в уже относительно раннем возрасте учатся полагаться на собственные силы. В результате у них развивается чувство уверенности в себе, и собственные достижения приносят им радость.

Родители с низкой потребностью в достижениях, как правило, чрезмерно опекают своих детей. Даже когда в этом нет необходимости, они помогают им выполнять повседневные дела. Таким детям предоставляется меньше свободы, и у них, обычно, формируется слабая потребность в достижениях.

19.Мотивация достижения и избегания неудач.

Макклелланд начал изучать «мотив достижения» в 40-х годах ХХ века и со своими сотрудниками создал первый стандартизированный вариант методики его измерения — Тест тематической апперцепции (ТАТ). При этом были выявлены два вида «мотива достижения»: стремление к успеху и стремление избежать неудачи.

Разные авторы по-разному смотрят на соотношение между стремлением к успеху и избеганием неудачи. Одни считают, что это взаимоисключающие полюса по шкале «мотива достижения» и если человек ориентирован на успех, то он не испытывает страха перед неудачей (и наоборот, если он ориентирован на избегание неудачи, то у него слабо выражено стремление к успеху). Другие доказывают, что отчетливо выраженное стремление к успеху вполне может сочетаться с не менее сильным страхом неудачи, особенно если оно связано для субъекта с какими-либо тяжелыми последствиями.

Субъекты, мотивированные на успех, предпочитают задачи средней или чуть выше средней трудности. Они уверены в успешном исходе задуманного, им свойственны поиск информации для суждения о своих успехах, решительность в неопределенных ситуациях, склонность к разумному риску, готовность взять на себя ответственность, большая настойчивость при стремлении к цели, адекватный средний уровень притязаний, который повышается после успеха и снижается после неудачи. Очень легкие задачи не приносят им чувства удовлетворения и настоящего успеха, а при выборе слишком трудных велика вероятность неуспеха; поэтому они не выбирают ни те, ни другие. При выборе же задач средней трудности успех и неудача становятся равновероятными и исход становится максимально зависимым от собственных усилий человека.Субъекты со склонностью к избеганию неудачи ищут информацию о возможности неудачи при достижении результата. Они берутся за решение как очень легких задач , так и очень трудных. Бирни выделяет три типа боязни неудач и соответствующие им защитные стратегии: 1 — боязнь обесценивания себя в собственном мнении;2 — боязнь обесценивания себя в глазах окружающих;3 — боязнь не затрагивающих «Я» последствий.

20.Характерные черты уверенной в себе личности.

Первым, кто серьезно занялся проблемой неуверенности, был Андре Сальтер, владелец и главный врач довольно крупной и богатой клиники неврозов в Америке. Начав работу с неуверенными клиентами в 40-е годы 20-го века, Сальтер обобщил свой опыт и попытался дать ему теоретическое обоснование в своей книге «Условно-рефлекторная терапия».

На основе своего клинического опыта Сальтер выделил и описал шесть характеристик здоровой, уверенной в себе личности.

Уверенную личность характеризует:

· эмоциональность речи, что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых им чувств. Под этим Сальтер понимал, во-первых, открытость личности. С его точки зрения, уверенный человек чувства «называет своими именами» и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться, что же именно за чувство стоит за его словами. Во-вторых, чувства уверенный в себе человек выражает спонтанно, то есть в тот момент, когда они возникли. В-третьих, уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые он испытывает. Он не стремится скрыть или «смягчить» проявления своих как позитивных, так и негативных чувств;

· экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи, что означает ясное проявление чувств и соответствие между словами и невербальным поведением;

· прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих;

· использование местоимение «Я» в речи;

· способность без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес. Им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств;

· способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей.

21.Отличительные особенности уверенного, неуверенного и агрессивного поведения личности.

Традиционно в психологии личности выделяются 3 типа поведения: уверенное, неуверенное и агрессивное.

Уверенное поведение – выражение себя и удовлетворение своих собственных потребностей, душевный комфорт и доброжелательное отношение к окружающим. Достижение своих целей без ущерба для других.

Неуверенное поведение – отказ от собственных желаний с целью помочь кому-либо, игнорирование своих потребностей.

Агрессивное поведение – попытки доминирования или достижение своей цели в ущерб другим людям. Удовлетворение потребностей за счет взаимоотношений с другими.

Данные типы поведения в жизни проявляют себя по-разному: через особенности взаимоотношений с другими людьми, через систему ценностей и установок личности, и через невербальное поведение. При этом по данным разных авторов от 60 до 90% (А.Пиз, А.Мейерабиан, Ю.И.Александров и др.) информации передается невербальными средствами.

НЕУВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Голова: опущенная или наклон в сторону, вниз.

Мимика: застывшая мимика или неконтролируемые движения мышц лица.

Ноги, стопы: колени вместе; носки внутрь; мелкие, маленькие шаги; перенос веса с ноги на ногу; перекрещенные ноги.

Расслабление/ напряжение: напряжение рук, ног; скованность; напряжение.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Голова: подбородок параллелен полу, или поднят вверх, или опущен вниз; «качание головой вперед-назад».

Мимика: выдвинутая вперед нижняя челюсть.

Движение в пространстве: «занимает все пространство кресла».

УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Голова: прямая, подбородок параллелен полу.

Мимика: живое выражение лица.

Направленность движения: целесообразные, направленные, точные.

Расслабление/ напряжение: расслабленность; «расслабленные руки».

22.Теоретические обоснования формирования уверенности и неуверенности.

Термин «уверенность в себе» был впервые употреблен в бихевиоральной парадигме Дж.Вольпе

Отмечается, что на начальном этапе онтогенеза в формировании уверенности-неуверенности в себе играет свою роль множество факторов, но в первую очередь – разнообразие возможностей приобретения (подражания, обучения) новым социальным навыкам и разнообразие адекватной и непосредственной реакции на эти навыки социального окружения.

Неуверенная в себе личность формируется в однообразной и крайне бедной впечатлениями социальной среде. Репертуар навыков, которые доступны наблюдению и подражанию, очень ограничен. Достижения и успехи в овладении этой средой не очевидны, отрицаются или подвергаются критике. Негативные самооценки и ожидания неуспеха становятся привычными способами внутреннего диалога и приводят к отказу от собственной инициативы в овладении новыми сторонами реальности, к пассивности и неуверенности в возможности осуществления своих намерений (А.Бандура, Г.Салливан, М.Селигман).

Уверенность в себе личности формируется в процессе трансформации переживаний идеализации и всемогущества переживания здоровой уверенности в себе, основанной на собственном опыте успешного автономного функционирования и интернализации поддерживающих и устойчивых паттернов позитивного самовосприятия, транслируемых ребенку матерью (М.Кляйн, М.Малер и др.).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика