Школьные трудности леворуких детей


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

города Балаково Саратовской области

Родительское собрание

Школьные трудности леворуких детей

Учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории

Жукова Нина Валентиновна

2011 год

Завитки раковины за редкими исключениями завернуты справа налево.

И если попадается раковина-левша, знатоки ценят её на вес золота

Жюль Верн

Часто к нейропсихологам и дефектологам обращаются родители и преподаватели массовых школ с просьбой помочь неуспевающим детям младших классов и дошкольникам. В большинстве случаев это связано с трудностями в письме, чтении, счете. Речь идет о здоровых детях, которые не наблюдаются у этих специалистов и до школы никак не проявляли какого-то особенного отставания от сверстников. Среди таких детей около 70% — левши.

Многие родители теряются, когда понимают, что их ребенок левша. У них возникает множество вопросов: что делать с таким ребенком, как учить его писать, есть, совершать даже самые простые движения. Родители начинают задумываться о тех сложностях, которые ждут их и ребенка при его социализации. Иными словами, начинает действовать очень старый, но при этом стойкий стереотип: не такой как все, значит, неправильный. Множество страхов, которые начинают заполнять мысли родителей, неминуемо передают ребенку, что, в свою очередь, может привести к возникновению у него различных комплексов.

Что же такое леворукость? Нужно ли пытаться переучивать такого малыша? Чем занятия с ним могут отличаться? Как правильно учить такого ребенка письму, счету?

Как «праворукость», так и «леворукость» объясняется тем, что существует перекрёст нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга. Причём при доминировании левого полушария ведущей является правая рука, при доминировании правого полушария- левая. У третьей части людей ни одно из полушарий не доминирует.

Ребенок — «правополушарный » левша – намного отличается от своих сверстников и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят. В обычной жизни «левше» придется труднее, чем «правше». Ведь большинство предметов, которыми мы пользуемся, приспособлены «под правую руку» — дверные ручки, замки, отвертки, музыкальные инструменты, автомобили, ножницы и т.д.

Насильственное переучивание леворуких детей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга ведет, как правило, к нежелательным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым, плохо спит, ест особенно по утрам. Окружающим леворукого ребенка взрослым важно ни в коем случае не подчеркивать это свойство, лучше всего вообще не предпринимать никаких попыток что-либо изменить. Более того, стоит показать, что вы считаете леворукость даже преимуществом.

СЛАЙД (Советы, как нужно вести себя с ребенком левшой)

Еще одна проблема -скрытые левши. Ученые, проводившие исследования выявляют 62% таких людей. Также встречаются дети, которые одинаково хорошо владеют и левой, и правой рукой. Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.

Как же уже в этом возрасте определить к какому типу относится ваш ребенок?

СЛАЙД (Несколько видов тестирования)

Какие проблемы возникают у детей- левшей при поступлении в первый класс.

Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом и т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки. Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально. Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно до 9 лет возникают проблемы. Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков. Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом правшей, а леворукие дети несколько по- другому усваивают учебный материал. У таких детей хорошо развита интуиция. Образное мышление, а вот логика «хромает»

Как помочь леворукому ребенку?

Для того чтобы в школе у ребенка не возникали проблемы при обучении письму, нужно ещё до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.

СЛАЙД (Как сидит леворукий ребенок во время письма )

Малыш должен научиться класть тетрадь прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы её нижний правый край находился немного левее. Свет при письме должен падать справа. Особое внимание следует уделять тому, как правильно держать ручку.

СЛАЙД (Как держать ручку)

Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать надо с нескольких штрихов, всё делать медленно, спокойно. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма. Занимаясь с леворуким ребенком, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук. Леворуким детям пойдут на пользу занятия декоративным рисованием, аппликацией, которые основаны на ряде и чередовании элементов. В этих работах есть элемент зеркальности, и родители могут обратить внимание ребенка на это. Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов. Могут возникнуть трудности с чтением. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или середины текста. Во-избежании таких проявлений ребёнку нужно напоминать, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной руке». Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. При занятиях с ребенком математикой родители должны помнить о том, что у леворуких детях затруднения вызывают задания, где необходимы логические размышления

СЛАЙД (Примеры заданий для развития логического мышления)

Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятия ещё 15-20 минут.

Хорошим подспорьем для левруких детей и их родителей могут стать имеющиеся в продаже прописи для левшей – первоклашек, ножницы для леворуких.

В продаже можно найти и методические пособия, книги по этой проблеме.

СЛАЙД (Рекомендуемый список литературы)

Если не игнорировать индивидуальность ребенка, всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире. Именно благодаря своему психологическому статусу они способны на решение таких проблем, которые правшам не всегда по плечу. Недаром среди левшей много талантливых математиков, творческих личностей, спортсменов; они гораздо лучше правшей справляются с ситуациями, в которых надо приложить максимум интуиции и изобретательности.

Литература

http://www.aggregateria.com/L/levorukost.html http

http:// festival.1september.ru/articles/566371/

фотографии из личного архива

Маркина Н. Мозг правшей и левшей – в чем разница?// Наука и жизнь. – 2001, № 6. – с. 140

Краткая медицинская энциклопедия. Том 1 / В.И.Покровский – 3-е изд. – М.: НПО «Медицинская энциклопедия», 1994 – 517 с.:ил.






See also:
Яндекс.Метрика