Школьная библиотека – новый статус в формате ФГОС


Школьная библиотека – новый статус в формате ФГОС Н. В. Каргачинская, учитель начальных классов, МБОУ ООШ №12 Кошехабльского района

Набрав в новом учебном году первоклашек, многие из учителей в той или иной мере столкнулись с проблемами реализации ФГОС в начальной школе. Главным смыслом разработки образовательных стандартов всегда являлось повышение качества образования. Новый стандарт – не исключение и представляет собой совокупность трех требований: к результатам освоения основных образовательных программ, к структуре этих программ и к условиям их реализации. В комментариях средств массовой информации относительно стандарта отмечается, что самым революционным в новых стандартах является включение требований к условиям реализации основной образовательной программы. Но ведь не секрет, что в сельских школах этих самых условий на порядок меньше чем в городских. А это означает, что должно произойти полное техническое переоснащение материально- технической базы школ. Школьная библиотека рассматривается в стандарте как важнейший компонент учебного процесса, а также как одно из условий его реализации. Значит и библиотека должна теперь изменить свои цели и задачи, а также техническое обеспечение согласно требованиям ФГОС.

На пути реализации ФГОС НОО, как в учебной, так и во внеурочной деятельности мы сталкиваемся с формированием универсальных способов действий, и один из важнейших – умение работать с информацией. А термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий».  С этим термином тесно взаимосвязаны «информационная грамотность» и «информационная культура». Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений. Формирование информационной культуры личности продолжается на протяжении всей жизни человека, и особую роль в этом играют библиотеки. Как посредники между источниками информации и пользователями, они не только обеспечивают информационную поддержку образования, но и формируют навыки, обеспечивающие независимость в поиске и пользовании информации. Конечно, сегодня сложно предугадать, чем станут заниматься ребята через десяток лет после окончания школы, какие навыки и знания им больше всего понадобятся. Однако можно быть уверенными, что умения критически мыслить и эффективно находить и применять знания будут актуальными для них в течение всей жизни. Школьная библиотека в процессе выработки этих умений становится тем звеном, что объединяет научный потенциал учителя в воспитании социально активной личности и познавательную активность ученика. Информационная культура – это умение правильно формулировать свои запросы; эффективно искать необходимые источники информации; умения отбирать, оценивать информацию и качественно создавать новую.

В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей». Руководитель рабочей группы по разработке новых стандартов среднего образования доктор педагогических наук Александр Кондаков отметил: «важно, что в основе стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России… А ведь воспитание гражданина – один из главных результатов любой системы образования». Именно воспитание являлось первейшей задачей школьных библиотек за все годы существования. Но благодаря стандартам нового поколения задачи школьной библиотеки приобрели необходимую конкретику. Совместно с учителями библиотекарь через книгу, чтение обязан способствовать получению личностных результатов начального образования, которые должны отражать, согласно стандарту, «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций». Совместно с учителями библиотекарь всеми формами и методами работы должен содействовать «активному использованию речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач». Библиотекарям необходимо активизировать, согласно стандартам, обучение учащихся использованию различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. При этом стандарт напоминает о необходимости соблюдения норм информационной избирательности, этики и этикета. Применение в библиотечной работе новых педагогических технологий предоставляет возможность наряду с учителями способствовать овладению необходимыми навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Личностно-ориентированный подход обязывает библиотекарей обучать детей готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, а также излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

В стандарте достаточно подробно освещена тема внеурочной деятельности, что напрямую касается школьных библиотек. «Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, <…> общественно полезные практики и т.д.». Библиотекари, очевидно, не останутся за пределами внеурочной деятельности. Именно активное участие во внеурочных занятиях детей может послужить повышению статуса школьной библиотеки и будет способствовать продвижению качественного чтения. Возможно, к внеурочным занятиям следует отнести работу в читальном зале библиотеки и участие в ее массовых мероприятиях.

В разделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования» речь идет об обеспечении учебниками, а также широком, постоянном и устойчивом доступе к любой информации, связанной с учебным процессом. Именно в этом разделе находятся «Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса». В «Требованиях» образовательное учреждение обязывается обеспечить обучающихся учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, учебно-методической литературой и материалами. Более того, необходимо иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР. Отдельной строкой в «Требованиях» упоминается библиотека образовательного учреждения. Прописан обязательный минимум комплектования библиотеки печатными и электронным образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана. Чрезвычайно важным является упоминание о фонде дополнительной литературы.

Теперь можно предположить, что требования к библиотечным работникам также изменятся. Библиотекари должны быть способны к инновационной профессиональной деятельности. Задача библиотекаря – помочь детям в самостоятельном подборе материала, научить ориентироваться в различных источниках информации, в частности пользоваться энциклопедиями, учить их читать и выбирать из них необходимые знания при подготовке к урокам. Главное – добиться, чтобы полезные библиографические сведения ученики воспринимали с интересом.

Из всего сказанного выше организация работы современной школьной библиотеки видится в модели, где точно будет меняться заказ на библиотечные услуги и этот заказ будет лежать в плоскости ФГОС. Отсюда следует, что меняться должна библиотечная среда, она будет более комфортной и привлекательной. Должны быть пересмотрены традиции библиотеки. Обязательно должна изучаться и апробироваться новая деятельность, включаться ранее неиспользуемые средства и механизмы. Всё это в итоге должно сработать на общешкольную цель – формирование универсальных учебных способов и действий обучающихся.

Источники:

1. Медведев Д.А. Национальная инициатива «Наша новая школа»: [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

2. Наша новая школа на старте»: [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://pedsovet.org/content/view/7876/249/

3. Путин наказал сделать новые образовательные стандарты эффективными: [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://www.gzt.ru/topnews/education/-puti3n-nakazal-sdelatj-nov

4. Учитель вместо урокодателя: [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/10/08/kondakov.html)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

6. Козлова Ольга Викторовна. Роль и место школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов второго поколения: [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://www.filobraz.ru/science/sovr_bib.pdf






See also:
Яндекс.Метрика