Школьная адаптация и дезаптация выступление на окружном семинаре


ГБОУ СОШ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» №384

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОКРУЖНОМ СЕМИНАРЕ 18.10.2012

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: КУДРЯВЦЕВА Е.В.

ТЕМА: Школьная адаптация и дезадаптация. Школьные трудности.

Добрый день, уважаемые коллеги!

В своем выступлении я постараюсь раскрыть понятия «адаптация», «дезадаптация» и « трудности обучения».

На первом слайде вы видите определение понятия «адаптация»

Адаптация – процесс взаимодействия личности с социальной средой, включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Для того, чтобы это процесс прошел успешно необходима хорошая готовность ребенка к систематическому обучению в школе. А что это значит? Слайд 2

Готовность ребенка к систематическому обучению в школе – это тот уровень его морфологического, функционального и психического развития, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья.

Единых критериев для определения готовности нет. Это и

— определенный уровень социальных умений (умение общаться со сверстниками, взрослыми, регулировать свое поведение, оценивать ситуацию и т.п.)

— определенный уровень развития функций, необходимых для обучения в школе (организация внимания, деятельности, зрительного восприятия)

— определенный уровень личностного развития (самосознание, самооценка, мотивация)

— состояние здоровья

Очень много говорилось и говорится сейчас о трудности первого года обучения в школе. Процесс адаптации к школе довольно длительный. Психологическая и физиологическая адаптация длится от 4 до 8 недель. Длительные наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация проходит быстрее, чем физиологическая.

Наиболее часто, как причину школьных трудностей учителя определяют «непослушание» (48%). Это непослушность связана со сложностью процесса психологической адаптации, с тем, что начало обучения меняет вид деятельности, новый вид деятельности – учебная – возникает не сразу.

Вопросами школьной дезадаптации занимались многие ученые Александр Дмитриевич Гонеев, Татьяна Андреевна Филиппова, Марьям Михайловна Безруких. Дезадаптация – совокупность признаков и свойств, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в отдельных случаях невозможным.

М.М. Безруких выделяет два типа школьных трудностей: слайд 3

— специфические (имеют в основе нарушения и несформированность школьно-значимых познавательных функций (моторики, речевого развития и т.п.). коррекция этих трудностей невозможно без помощи специалистов.

— неспецифические (вызваны общей ослабленностью организма, низкой работоспособностью, эмоциональной напряженностью. Коррекция этих трудностей требует изменения системы обучения, тактики общения с учителем и родителями, индивидуального подхода к ребенку. Раздаточный материал!

Выделим школьные факторы риска, которые могут вызвать трудности обучения даже у детей, готовых к обучению: Слайд 5

— стрессовая педагогическая тактика (70% первоклассников говорят, что главная трудность для них – не успеваю. Ограничение времени – один из ведущих стрессовых факторов)

— интенсификация учебного процесса (увеличение количества учебных уроков, второй вариант – уменьшение количества часов и сохранение при этом объема учебного материала.

— несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников (например письмо без отрыва)

— нерациональная организация учебной деятельности (учебная нагрузка, дополнительные занятия в школе, занятия активно-двигательного характера)

Наиболее типичные проявления дезадаптации: слайд 4

— неврозоподобные расстройства (нарушения сна, аппетита, неадекватные реакции, жалобы на усталость, головную боль, тошноту, страхи, навязчивые движения – подергивания, покашливание, обкусывание ногтей, нарушения темпа речи – запинки)

— неврозы, невротические расстройства (энурез, заикание)

— астенические состояния (снижение массы тела, бледность, синяки под глазами, неустойчивая или низкая работоспособность, повышеннная утомляемость)

— снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость)

— снижение учебной мотивации

— снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение

Итак, как же организовать коррекционно-педагогическую работу с такими детьми?

Марьям Михайловна Безруких предлагает несколько вариантов организации, выбор которого зависит от возраста ребенка, этапа обучения, характера трудностей и причин их возникновения. Слайд 5

Вариант 1. Индивидуальная программа адаптивного развития.

Этот вариант предполагает проведение консультативного обследования. На основании результатов разрабатывается индивидуальный план работы с ребенком по осуществлению мер специфической коррекции. Возможно проведение занятий 2-3 раза в неделю с несколькими детьми, имеющими однотипные проблемы (по 4-6 чел в группе). Но один раз в неделю занятия должны быть строго индивидуальными. Эти занятия не исключают занятий в общем классе, а наоборот, дополняет их.

Вариант 2. Динамические (временные) группы в начальных классах.

Эти группы работают по принципу «скорой помощи», а ребенок начинает занятия в такой группе в том случае, если имеет те или иные трудности в обучении. Особенно эффективны временные группы для детей, которые пропустили занятия по болезни. Если проблема решена, то не стоит затягивать пребывание ребенка в группе, лучше организовать индивидуальную работу в классе.

Вариант 3. Работа учителя в группах на уроках в классе.

Дифференцированная, с учетом индивидуальных особенностей развития детей, работа может проводиться в классе на обычных уроках. Для такой работы необходимо специальным образом организовать пространство класса (зона учителя, зона отдыха, зона занятий). 45-ти минутный урок разделен на четыре 10-ти минутные этапы. Каждая 10-ти минутная часть урока – это работа учителя с 5-7 учениками, остальные в это время выполняют работу самостоятельно. За один урок учитель может проработать сложный материал в нескольких группах, причем в одной группе, возможно, потребуется особое объяснение, в другой – более медленный или более быстрый темп. Дети очень быстро привыкают к такому режиму занятий, ценят время работы с учителем, учатся заниматься самостоятельно.

Вариант 4. Специальная работа.

Ведут специалисты (психолог, логопед, социальный работник, врач) индивидуально или в малых группах с детьми, имеющими школьные проблемы. Необходимо, чтобы эта работа проводилась совместно с учителем и родителями.

Вариант 5. Работа по организации помощи при трудностях в обучении, которую проводят родители.

Этот вариант предусматривает предварительное обучение родителей.

При работе с детьми, имеющими трудности в обучении, следует придерживаться следующих принципов:

Любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное начальное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.

Коррекция трудностей, это комплексная задача, поэтому для ее успешного решения необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы.

Помощь детям со школьными проблемами – это выявление причин, вызывающих трудности в обучении. Так, при нарушении почерка необходимо выявить истинные причины, а не по принципу «больше писать».

Детям с трудностями в обучении должна оказываться системная помощь, включающая меры неспецифической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций) и специфической (компенсация дефицитов функционального развития) помощи.

В соответствии с этими принципами строится система комплексной помощи, включающая следующую последовательность действий: слайд 6

— наблюдение и анализ возникающих проблем

— консультация специалистов

— четкое определение цели и конкретных задач помощи

— составление индивидуального плана работы

— опора при обучении на сформированные функции и параллельное «подтягивание» несформированных функций

— постепенность в усвоении учебного материала

— переход к новому учебному материалу лишь после полного освоения предыдущего

— регулярное повторение пройденного материала

— независимая оценка результатов работы и функционального состояния ребенка не реже двух раз в год.

Итог: в процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволяют понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что трудности преодолимы. Жесткое обращение может дать кратковременный эффект, но у большинства детей вызывает тревогу, обиду и рождает новые неудачи. Для преодоления трудностей необходимо, чтобы ребенок поверил в себя и возможность преодоления проблемы, а для этого в успех должны поверить взрослые – учителя и родители.






See also:
Яндекс.Метрика