ШКОЛА В ИНТЕРЕСАХ РЕБЕНКА


«ШКОЛА В ИНТЕРЕСАХ РЕБЕНКА» — ЭТО ШКОЛА,

ГДЕ РАБОТАЮТ ПО СИСТЕМЕ Л.В. ЗАНКОВА

Все время школа и общество переживают трудный период. Одной из жизненно важных потребностей человека является потребность в социальной и духовной защите от жизненных невзгод и различных конфликтов.

Переход на систему Л.В. Занкова потребовал многих изменений в технологии обучения и воспитания. Прежде всего я как учитель четко осознала самостоятельность задачи общего развития детей. Использование нового содержания образования, новых учебников, особой методики преподавания учебных предметов на основе дидактических принципов привело к выявлению результативности обучения и воспитания. Осуществление различных методов воспитательной работы способствовало нравственному развитию детей. Работая в школе 16 лет, я постоянно пользовалась различными методическими находками педагогов-новаторов. Однако жизнь показала, что все эти задачи нельзя решить с помощью отдельных методических приемов. Нужна новая дидактическая система.

И такой системой, на мой взгляд, является система Л.В. Занкова. Ее цель — помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создать благоприятные условия для их созревания и развития.

Второй год я работаю по системе Л.В. Занкова. Вначале, признаюсь, было непросто, столько здесь нового, нетрадиционного. Вся методика рассчитана на знания и творческий поиск учителя. Поэтому, я учусь вместе с детьми. Заказ общества сегодня — это подготовить ребенка, который должен обладать умением творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни. Современное общество нуждается в человеке, готовом как к индивидуальному, так и коллективному труду, осознающему последствия своих поступков для себя, для других людей и окружающего мира. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализации в школе технологий развивающего обучения, стержневой идеей которых является идея об опережающем развитии мышления, способном повести за собой умственное развитие ребенка в целом, обеспечить развитие его творческого потенциала. Педагогическая система Л.В. Занкова полностью отвечает этим задачам: учить детей без принуждения, развить устойчивый интерес к знаниям и потребность их в самостоятельном поиске.

В набранный мной первый класс специального отбора детей не проводилось. Реализацию своих педагогических задач провожу под девизом «Сперва любить — потом учить» (Я.А. Коменский), при этом осуществляю оптимальный отбор методов, средств и форм обучения и воспитания. Формы занятий выбираю исходя из возрастных особенностей и уровня подготовленности класса. Учитывая, что ведущим видом деятельности младших школьников является игра, использую различные виды игр: игры-драматизации, игры-импровизации, словарно-логические игры, игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности.

Младший школьный возраст — это тот период в жизни ребенка, когда еще возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение норм и правил, когда формируется самоуважение и развиваются творческие способности. Необходимо помочь раскрытию всех потенциальных способностей ребенка.

Обучение в школе носит творческий, поисковый характер как со стороны учеников, так и (прежде всего!) с моей стороны, когда не ребенок для школы, а школа для ребенка. Т.е. здесь ребенок имеет право оставаться ребенком. «Школа в интересах ребенка» — это школа, где ребенок, молодой человек может развиваться согласно своим индивидуальным возможностям.

Главное направление деятельности на моих занятиях — общение, общение в ходе совместной познавательной и творческой деятельности. Для продуктивного решения задач развивающего обучения я стараюсь обеспечить благоприятную «экологическую» среду человеческих отношений — атмосферу творческого горения, спокойствия, уважения и товарищества при взаимодействии с учителем; дружелюбные отношения детей друг с другом, формирование адекватной самооценки, воспитание положительного отношения к труду, к учению.

В классной и внеклассной работе большое место отвожу коллективным формам работы с включением деловых, тренинговых игр, театрализации. Провожу дискуссии, обсуждаю возникающие проблемы, беседую о чувствах, потребностях, сомнениях ребят. Такие формы работы способствуют тому, что дети учатся внимательно выслушивать друг друга, проявлять уважение и интерес к чужим идеям, мыслям, заботиться о чувствах одноклассников.

Важно отметить, что не только учитель, но и дети далеко не сразу овладевают навыками партнерского общения. Для поддержания партнерского общения учитель должен уметь вести диалог. Я никогда не повторяю ответы детей, не обрабатываю их мысль «литературно». Такие повторы препятствуют ведению диалога, отучают детей слушать товарищей, переживать вместе с ними учебные ситуации.

Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, даю ему возможность самостоятельно контролировать ошибки. Контроль ошибок руководит ребенком в его самовоспитании и позволяет ему увидеть его ошибки самому, а затем их устранить, восстанавливая нарушенный порядок. Контроль ошибок — это показатель, в правильном ли направлении мы движемся. Он обязательно должен присутствовать вместе с инструкциями и материалом для работы. Сила, движущая ребенка по пути прогресса, в большой степени зависит от того, есть ли свобода и гарантированный путь, по которому нужно двигаться.

Развивая партнерские отношения с детьми, я признаюсь, что мне необходимо прочитать, узнать. Показываю детям, что всезнающего человека просто нет на Земле. Все должны учиться и помогать друг другу, каждый имеет право на ошибку. В моем опыте бывают ситуации, когда нужно отступить от принятого решения. В процессе каждодневной работы часто использую прием эмоционального объединения учителя и ученика: «Что у нас с тобой получилось?», «Мы с тобой эту трудность преодолеем».

В моей деятельности стали реальностью следующие условия, которые помогают младшему школьнику проявить свои интересы:

разные типы заданий, побуждающих к творчеству (придумывание и сочинение везде, где это возможно, при изучении литературы и в эстетической деятельности на уроках изобразительного искусства и трудового обучения, задачи и «задания для товарища» на математике);

бережное отношение к индивидуальному стилю, ритму, темпу работы учащихся;

обогащенная предметная среда (стол с «помощниками» — карточками, модельными предметами, книгами, словарями, энциклопедиями);

разные формы соорганизации учащихся во время работы (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая);

образовательные события углубленного изучения (образовательные выезды, праздники, экскурсии, детские проекты).

Ученики «должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным процессом и давать для него материал».

Воспитательная работа достигает цели, когда она проводится в системе, целенаправленно и регулярно. Я стараюсь, чтобы впечатления ребят от увиденного и узнанного не забылись. Для этого даю детям возможность выразить себя в творческих работах: рисунках, аппликациях, фотографиях, стихах или рассказах, найденных в краеведческой или художественной литературе или сочиненных самостоятельно.

Основной принцип — дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их индивидуальном социальном опыте в конкретных делах, поступках, в занятиях кружков; удовлетворить запросы младших школьников по развитию способностей, помочь ребятам войти в мир взрослых, создать условия для свободного развития их духовных и физических сил, при этом учить самопознанию, самооценке, самоанализу.

Общая цель моей деятельности: формирование у детей положительного социального опыта, навыков культуры общения, сопереживания, стремления прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается.

Задачами воспитания являются:

воспитание положительного отношения к школе, учебе, коллективной жизни;

укрепление веры каждого обучающегося в свои силы и возможности;

оказание помощи в выборе занятий в учреждениях дополнительного образования;

осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому ученику,

формирование устойчивой положительной мотивации к обучению и воспитанию;

развитие познавательных способностей обучающихся;

создание комфортных условий для каждого ребенка.

В качестве основных воспитательных приемов предусматриваются сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы и соревнования, представления тематических экспозиций коллекционных материалов, экскурсии в музей и на предприятия города, встречи с работниками городских служб, проведение детских праздников совместно с родителями, занятия в кружках, секциях.

Главная цель воспитания — образовать детей полезными гражданами, расширить представление учеников класса о нормах культуры жизни и сформировать образ достойного человека.

Быт, окружающий современного ребенка, настолько автоматизирован и далек от природы, что дети не имеют представления об элементарных навыках человеческой деятельности. Восстановить эти связи и пытаюсь при каждой встрече с детьми — связь с жизнью, установление соотношений между научными знаниями и жизненным опытом. Поэтому столь большое внимание уделяю практикам: садоводческой, сельскохозяйственной, социальной, ремесленной.

Применяю уроки счастья, музыкотерапии, арттерапии. Мне корректно удается осуществить диагностику особенностей личностного развития каждого ребенка, построить доброжелательные отношения между детьми. На таких занятиях для всех детей создаю ситуацию успеха. В итоге каждый может показать свою неповторимость, неординарность.

Одной из наиболее эффективных методик является психотерапия, имеющая огромные воспитательные, диагностические и коррекционные слуховые возможности. Развитию слухового восприятия способствуют упражнения на различение шумов. Шумы могут вызвать определенный эмоциональный настрой (шум прибоя, шелест листьев, голоса птиц), иногда служат сигналом опасности (шипение змеи). В звуках речи сочетаются музыкальные звуки (гласные) и шумы (согласные).

Комплекс ключевых компетенций можно представить четырьмя компонентами, которые применяю в своей педагогической деятельности:

1)информационная составляющая (способы приема, хранения, оформления и передачи информации);

2)проектировочная составляющая (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков);

3) оценочная составляющая (способы сравнения результатов с целями классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации);

4) коммуникативная составляющая (способы передачи информации и привлечения ресурсов других людей для достижения своих целей).

Высокий уровень развития ключевых компетенций выпускника начальной школы обуславливает его идеальный образ: разумная (гуманистическая), самостоятельная личность, присвоившая деятельностные позиции. Заявленная цель может быть реализована через организацию учебной деятельности на основе современных образовательных технологий (деятельностный подход). В своей работе стараюсь разрабатывать и прокладывать совместно с учащимися индивидуальный образовательный маршрут, основа закладывается в начальной школе.

Моя задача как педагога постараться сделать каждого ребенка счастливым. Анализируя современное состояние общественной жизни, я считаю самым важным в своей работе воспитание в моих учениках доброты, человеколюбия и милосердия. Я стремлюсь воспитывать в них пытливость, умение самостоятельно добывать знания, желание думать самому, жить школьной жизнью увлеченно, в этом мне помогает развивающая система Л.В. Занкова.






See also:
Яндекс.Метрика