Школа любящих родителей


«Школа любящих родителей».

Школа любящих родителей затрагивает наиболее актуальные вопросы воспитания:

— эмоциональные взаимоотношения в семье;

— развитие познавательных и коммуникативных способностей ребенка;

— нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребенка;

— моральные и нравственные нормы и принципы в семье, их влияние на детей и др.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

1. Диагностика — изучение социального состава семьи, ее психологических особенностей, социального заказа родителей, методов семейного воспитания.

2. Просвещение и консультирование (индивидуальное и групповое).

3. Совместная деятельность — досуговая, художественно-творческая, помощь ребенку в учении.

4. Психолого-педагогическая помощь на специальных занятиях с родителями, их детьми.

Формы организации заседаний «Школа любящих родителей» разнообразны: практикумы, тренинги, дискуссии, круглый стол, деловые игры, лекции, консультации. Как научить своего ребенка жить в мире людей?

Уроки этики для детей и родителей

Этика — это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему.

А. Швейцер

Резкость, грубость, неотесанность — это пороки, от которых иной раз не свободны даже умные люди.

Ж. Лабрюйер

Вежливость порождает и вызывает вежливость.

Э. Роттердамский Задачи:

— обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома;

— формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов.

Форма проведения: дискуссия.

Вопросы для обсуждения:

— Что значит быть культурным человеком? Критерии культуры личности.

— Анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей.

Занятие №1

Понять. Простить. Принять

Тематика практических занятий для родителей учащихся 5 «А» класса

Цель занятий: развитие у родителей умения распознавать эмоциональное состояние ребенка, определять явные и скрытые причины этого состояния и поступков; повышение психологической компетентности родителей.

Задачи:

обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома;

формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов.

Сценарий проведения родительского собрания с элементами тренинга дискуссия. Оборудование: бумажная ромашка с изображением на лепестках детских лиц, выражающих различные эмоциональные состояния (радость, гнев, страх, удивление, грусть, слезы), листы бумаги, ручки.

Продолжительность: 1 час.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Разминка «Перемена мест»

Участники сидят на стульях, расставленных по кругу. Стульев на один меньше, чем участников. Тот, кому не досталось стула, стоит в центре круга. Ведущий предлагает поменяться местами тем, кто соответствует названному условию. Участник, оставшийся без стула, старается занять место во время перехода. Поменяйтесь местами те… • кто был единственным ребенком своих родителей;

• у кого есть братья или сестры;

• у кого есть дочери;

• у кого есть сыновья;

• у кого больше одного ребенка;

• у кого есть взрослые дети;

• у кого уже есть внуки;

• кто любит своих детей;

• кто ни разу в жизни не испытывал негативных эмоций, связанных с поведением своего ребенка.

Классный руководитель

Все мы любим своих детей и желаем им только добра, но даже в самых благополучных семьях иногда случаются конфликтные ситуации. Причинами конфликтов часто становится непонимание. Сегодня мы будем учиться понимать причины различных эмоциональных состояний и поступков своих детей.

Участники объединяются в три подгруппы.

2. Упражнение «Ромашка эмоций»

Представители подгрупп по очереди отрывают по одному лепестку от ромашки с изображенным на нем детским лицом. Каждая подгруппа определяет, какое эмоциональное состояние испытывает ребенок, и высказывает предположения, что могло вызвать это состояние.

3. Ситуации для обсуждения «Проблемное поведение»

Классный руководитель

Бывает, что дети совершают поступки, которые огорчают, возмущают или даже пугают родителей. Прежде чем ругать или наказывать ребенка, давайте попробуем понять, почему он так поступил, а затем выработать стратегию собственного поведения в сложившейся ситуации.

Каждой подгруппе предлагается ситуация для обсуждения. Участники должны перечислить как можно больше возможных причин того или иного поступка ребенка. Затем все вместе обсуждают, как следует поступить родителям в каждом конкретном случае.

Примеры ситуаций

• Ваш ребенок, получив плохую отметку, вырвал из дневника страницу, чтобы вы эту отметку не увидели.

Возможные причины: страх перед наказанием, боязнь огорчить родителей; желание избежать ссоры между родителями из-за плохой отметки («Это ты его избаловала!»); уверенность в несправедливости оценки; желание получить обещанное заранее поощрение за хорошую учебу.

• Ваш ребенок устроил драку с одноклассником.

Возможные причины: одноклассник нанес ему оскорбление, которого он действительно не смог вынести; защищал слабого; самоутверждение в классе; ребенка «довели», и инцидент с этим одноклассником стал «последней каплей»; агрессивные установки родителей («Бей первым!»); физические наказания в семье, драки между родителями; ребенок выместил на однокласснике агрессию против отца, учителя (кого-то, кто значительно сильнее его); желание привлечь внимание девочки (мальчика).

• Ваш ребенок украл у одноклассника сотовый телефон.

Возможные причины: зависть; желание иметь вещь, которую родители не могут или не считают нужным купить; взял на время, собираясь потом незаметно вернуть; месть за что-то этому однокласснику; нужны деньги на что-то другое (возможно, на наркотики или азартные игры); вымогательство более сильных учащихся, старшеклассников; желание привлечь к себе внимание; непонимание того, что совершил (нарушение интеллекта, несформированность нравственных понятий); клептомания.

Классный руководитель.

Как видите, причины одного и того же поступка могут быть различными, и, следовательно, реакция родителей и меры воздействия на ребенка могут и должны быть совершенно противоположными. В любом случае ребенок должен понимать, что если он признается родителям в своем неблаговидном поступке, то не будет отвергнут ими и встретит с их стороны понимание и желание поддержать в трудной ситуации. Иначе он будет искать понимания и поддержки у других людей, чье влияние на него может оказаться отрицательным.

4. Завершение занятия «Копилка добра»

В заключение занятия классный руководитель предлагает родителям сложить в воображаемую копилку ласковые слова, которыми они когда-либо называли своих детей, и впоследствии чаще пользоваться этим богатство

Занятие №2

«Неразлучные друзья — взрослые и дети»

Сценарий семейного вечера

Цели: развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, объединение классного коллектива, усиление роли семьи в воспитательном процессе.

Форма проведения: семейный вечер.

Подготовительная работа: оформление классного кабинета; подбор cитуаций для обсуждения; выставка фотографий «Моя семья»; аудиозаписи.

ХОД ВСТРЕЧИ

1. Вступительное слово

Ведущий. Наш сегодняшний мир полон противоречий и отчаянья, на каждом шагу мы сталкиваемся с отчужденностью людей друг от друга. Но у нас с вами есть семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и простят, что бы с нами ни случилось. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Давайте начнем наш семейный вечер с песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Все поют песню.

2. Приветствие

Участники приветствуют друг друга в разных вариантах: рукопожатие, «Привет!», стукнуться кулачками, потереться спинками…

3. Игра «Экзамен»

Ведущий. Следующее наше задание поможет выяснить, насколько хорошо вы знаете друг друга. Участникам раздаются листки, на которых дети и их родители одновременно, независимо друг от друга отвечают на вопросы, которые задает ведущий.

ВОПРОСЫ

• Любимый цвет вашего ребенка (родителя)?

• Любимый праздник?

• Любимые конфеты?

• Любимая песня?

• Любимая еда?

• Любимые школьные предметы?

• Как зовут лучшую подругу (друга)?

После выполнения ответы сверяются.

4. Упражнение «Мы и наши родители»

Образуются группы «детей» и «родителей».

Затем обе группы — одна с точки зрения родителей, другая с точки зрения детей — составляют списки ситуаций и проблем, наиболее часто приводящих к конфликтам между родителями и детьми.

После того как задание выполнено, группы садятся за стол переговоров. Представители каждой группы зачитывают свои списки и вместе находят способы разрешения конфликтных ситуаций.

Потом «родители» обсуждают, что могли бы сделать родители, чтобы их дети почувствовали себя более взрослыми; а «дети» обсуждают, что могли бы сделать дети, чтобы помочь родителям поверить в них.

5. Коллаж

Участники образуют группы: родители, дети.

Ведущий предлагает группе родителей создать коллаж на тему «Современный идеальный ребенок», а группе детей — «Современные идеальные родители».

По окончании представители групп должны аргументировать свою работу.

Плакаты вывешиваются на доску.

6. Упражнение «Солнце любви»

Ведущий. Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности, понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой. Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, — это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними. Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка (родителя). На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей (родителей).

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали. Родители и дети обмениваются листками — солнышками.

7. Игра «Гусеница»

Ведущий. Сейчас мы с вами станем одной большой гусеницей. У этой гусеницы много-много ног, но одно туловище. Гусеница — как семья, ведь семья состоит из нескольких человек, но они все являются одним целым, потому что объединены любовью друг к другу.

В единой цепи, но без помощи рук (участников соединяют воздушные шары) вы должны пройти по определенному маршруту.

8. Упражнение «Плодородный сад»

Подводя итоги встречи, участники (родители и дети) выполняют это задание.

На доске вывешивается плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются вырезанные из картона яблоки (зеленые — детям, красные — родителям), на которых они пишут ответы на вопросы:

• Что вы думаете о прошедшем занятии?

• Что было для вас важным?

• Что вам понравилось?

• Чему вы научились?

Затем зеленые яблоки приклеиваются на дерево, красные – под деревом.

Проходит обсуждение.

9. Заключительное слово

Ведущий. Заканчивая сегодняшний вечер, хочется сказать большое спасибо всем участникам и выразить надежду, что семейный вечер помог нам ближе узнать друг друга, сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию и единству.

Пусть долгие годы сохраняется тепло вашего семейного очага! Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшнем вечере.

А сейчас все приглашаются на чаепитие.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания

Анкетирование детей № 1

Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком «+», те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком «–».

• громко кричать

• драться

• перебивать в разговоре другого человека

• списывать из чужой тетради во время контрольной

• задавать неуместные вопросы

• свистеть

• ругаться

• жадничать

• сплетничать

• ябедничать

• врать

• навязываться в друзья

• не обращать внимания, если кого-то обижают

• молчать, если кто-то совершил плохой поступок

• приставать к людям с расспросами

• завидовать кому-то

• жаловаться на кого бы то ни было

• быть равнодушным к чужой беде

Анкетирование детей № 2

Продолжите предложения:

1. Добрый человек — это тот, кто…

2. Злой человек — это тот, кто…

3. Честный человек — это тот, кто…

4. Правдивый человек — это тот, кто…

5. Жестокий человек — это тот, кто…

6. Грубый человек — это тот, кто…

Анкетирование детей № 3

Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся.

Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.

Анкетирование родителей

Из приведенных ниже слов выберите те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребенка.

Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный.

2. Подбор ситуаций для дискуссии

Ситуация № 1

Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свою еду. Две девочки встали и отошли от всех, укрылись в тени деревьев и стали есть вдвоем. На приглашение учителя принять участие в общей еде ответили отказом…

Ситуация № 2

На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал в тетрадь через плечо своему соседу. Учитель это видел, но не одергивал списывающего ученика. Результатом контрольной работы стала двойка. Ученик же, у которого мальчик списывал, получил пять. Ребенок, который списывал, сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки…

Ситуация № 3

На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Мальчик начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать своего сына…

Ситуация № 4

Ребенок приводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребенок начинает выяснять, почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают подходящими ему для дружбы.

Ситуация № 5

Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка.

3. Выпуск классной газеты по теме собрания

Учащиеся оформляют газету на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Материалы берут из окружающей жизни.

4. Памятка для родителей

по воспитанию культуры поведения у детей

— Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим.

— Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.

— Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.

— Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок вашему ребенку добра и человечности.

— Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.

— Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка.

— Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

ХОД ВСТРЕЧИ

I. Вступительное слово ведущего

В толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова сказано, что воспитанный человек — это человек, который умеет хорошо вести себя.

Кого мы считаем воспитанным? Возможно, ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?

Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого готовы на все, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старались школа и педагоги, — помочь такому ребенку жить по законам добра трудно. Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребенку следует знать, когда можно включать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и пр. Этим вопросам в классе были посвящены классные часы и часы общения. Но к проблемам культуры человека нам все время приходится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь. — Какие качества характера присущи культурному человеку? — Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших детях еще не раскрыли?

II. Анализ анкетирования

Обсуждение с родителями детских самохарактеристик и характеристик родителей. Обсуждение анонимное. После общего обсуждения классный руководитель кладет на стол, где сидят родители каждого ребенка, их характеристики.

Переход в пятый класс — достаточно тревожная ситуация и для детей, и для родителей. Они должны знать, какое мнение об их ребенке у педагогов в начальной школе, для того чтобы подумать над тем, что и как нужно изменить во взаимоотношениях с самим ребенком.

III. Дискуссия по ситуациям, приведенным классным руководителем.

IV. Анализ газеты по теме собрания, выпущенной учащимися.

V. Работа с памяткой для родителей и обсуждение ее.

VI. Обсуждение впечатлений от встречи.

СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА

Цель: выработать с родителями оптимальные требования и условия воспитания для благоприятного психологического развития ребенка.

Необходимые материалы: карточки с напечатанными ситуациями; листы с вредными советами.

Упражнение «Знакомство»

Родители по кругу называют свое имя и имя ребенка, объясняя, почему они его так назвали.

Упражнение «Правила группы»

После того как закончилось знакомство, психолог совместно с родителями вырабатывает правила работы в группе (можно предложить свои, а родители потом дополнят). Но обязательными являются следующие пункты:

— конфиденциальность,

— уважение к партнерам,

— каждый говорит в кругу.

Ознакомление с результатами диагностики детско-родительских отношений по (А.Я. Варга, В.В. Столин). После чего родителям даются информация об общих результатах по классу и разъяснения, что обозначает та или иная шкала. Помимо предложен ных в опроснике вариантов, есть и другие стили воспитания и взаимоотношений: авторитарный, демократический, попустительский, либеральный.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика