Школа как центр культуры и образования поселка


Администрация Волчихинского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Коминтерновская средняя школа»

п. Коминтерн

Волчихинского района Алтайского края

Научная статья

Школа как центр культуры и образования поселка

Выполнила

Рудель Наталья Мартыновна

учитель начальных классов

30 марта 2012 года

Коминтерн

Значительное влияние на жизнь человека оказывает окружающая среда, являясь главным фактором его воспитания, индивидуального развития, обучения, образования, социальной защиты. Специфика окружающей среды зависит от географического положения населенного пункта (где проживает человек), от природных ресурсов, от климата этой территории, от истории заселения местности. Под влиянием этих факторов формируется у населения определенный образ жизни, уклад, быт, традиции, культура, разные формы общения и пр.

Социальная сфера в каждом регионе страны различна. Это связанно со спецификой местности, географического положения населенного объекта, климата, условий исторического заселения этой территории, — все это накладывает свой отпечаток на образ жизни, быт, досуг жителей определенной местности.

Особое положение в российской действительности занимает село.

Особыми характерными чертами сельской среды является смешение различных культур, отсутствие жестких формализованных структур, преобладанием неформальных, нерегламентированных социальных отношений, широкий диапазон и многообразие форм общения, сложной многоуровневой системой контактов, взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. На селе отсутствует анонимность общения, более просты его формы, социальные роли формализованы слабо. Сельские учителя и родители связаны не только общими целями воспитания, но и соседско-бытовыми отношениями, общей заинтересованностью в оптимальном развитии социальной и производственной сферы, участием детей в ней.

Хотя общение сельского жителя и ограничено численностью населения, но зато отличается более глубоким знанием быта односельчан. Хорошее знание друг друга позволяет установить тесный контакт между возрастными группами населения, приобщить детей к повседневным заботам старших.

Хозяйственные, трудовые, родственные, соседские связи жителей одного села, деревни способствуют более тесному общению, создают привычную атмосферу открытости. Тесные контакты жителей села дают широкие возможности для вовлечения сельских школьников в трудовую, общественную, культурную жизнь деревни. Вместе с тем по этой же причине на селе в большей степени, чем в городе, проявляется общественное одобрение или осуждение, сохраняется своеобразный социальный контроль всех сфер жизни каждого человека в семье, в трудовом коллективе.

За годы кризисной ситуации в селе произошли изменения у сельского жителя в отношении к образовательным учреждениям.

В сельской местности все чаще школа стала восприниматься как институт, где обязаны воспитать моего ребенка, научив всему лучшему, дать хорошие знания, чтобы ребенок смог поступить и уехать из этого развала – села. А востребованность в культурных учреждениях у жителей села только увеличивается. Ведь занятость в досуговой сфере для населения – не только способ рекреации, но и возможность реализовать себя как личность — через посещение мероприятий в качестве зрителя, через деятельность разнообразных кружков и объединений, проведение и участие в различных мероприятиях и конкурсных программах, ориентированных на все слои населения, оказывает положительное влияние на состоянии сельчан.

Образовательное пространство является одной из основных составляющих социальной среды человека, оказывая значимое влияние на его становление как личности.

Ключевым ядром любой образовательной системы является школа. Школа, с одной стороны, является частью социального пространства социума; с другой – сама создает определенную среду для развития и воспитания, находящихся в ней людей (не только школьников, но и педагогов, и родителей), с третьей – является особым институтом, учреждением, призванным выполнять предписанные государством функции.

На сегодняшний день школа наделена рядом функций не только образовательного характера, но и социального, культурного плана.

Школа на селе становится:

1) Организатором социально-педагогической и социально-культурной работы в открытой среде, имея целью оздоровление среды обитания ребенка, преодоление отчужденности детей и родителей (старшего и младшего поколений), восстановление вековой крестьянской традиции воспитывать «всем миром»;

2) инициатором социальной работы с детьми и их семьями, сознавая необходимость защиты и охраны прав детей, своевременной социально-психологической помощи детям дезадаптированным, с ослабленным здоровьем, из малообеспеченных и социально неблагополучных семей;

3) базовым институтом допрофессиональной сельскохозяйственной подготовки, рассматривая эту работу как важное звено подготовки ребенка к самостоятельной жизни на селе;

4) институтом поддержки детских и молодежных объединений села, понимая важную роль детского сообщества в полноценном личностном и социальном становлении ребенка.

Школа и социум на селе неразделимы. Являясь органической частью целого, сельская школа отражает все противоречия, проблемы, ценности, присущие сельскому жителю, помогает в преодолении социальных различий, сохранения принципа социального равенства сельского социума.

Взаимосвязь и взаимозависимость сельской школы и общества проявляется также в том, что школа на селе призвана осуществлять образование, адекватное потребностям сельского социума, а значит потребностям сельскохозяйственного производства, социальной сферы села, потребностям сельской семьи и личности. Поэтому школа является динамичной образовательной структурой сельской социальной среды, вынужденной изменяться в соответствии с изменениями социальных и экономических основ общественной жизни.

Сельская школа как воспитательный институт всегда осознавала жизненную потребность в налаживании контактов между школой и селом, по возможности укрепляла эту связь. Практика показала, что установление сотрудничества – процесс многосложный, двусторонний, длительный, зависящий от многих факторов. Главный из них – инициирующая роль школы.

Школа является «селообразующим» фактором, связующим центром основных структур сельской сферы. В некоторых селах ее можно назвать даже координатором и главным двигателем прогресса в сельской местности, являясь культуросберегающим центром, главным образовательным институтом. Школа представляет собой площадку по реализации и удовлетворению потребностей и учащихся, и взрослого населения. Это и организация дополнительного образования (различные факультативы, секции, кружки), досуга (организация и проведение различных мероприятий, конкурсов, праздников), социально-психологическая помощь, социальная деятельность (трудовые отряды, помощь ветеранам), материальное оснащение (компьютерный класс, спортивный зал, столовая).

Именно в таком направлении и строит учебно-воспитательный процесс МКОУ «Коминтерновская сш» уже на протяжении не одного десятка лет.

Конечно же, ведущая, содержательно-определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу школы. Педагоги нашей школы решают важную задачу формирования статуса школы как центра воспитательной работы. Достигается это следующим образом.

Цель воспитания: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленное на формирование активной жизненной позиции.

Основные задачи воспитательной деятельности:

Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей.

Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума.

Развитие общей культура школьников через приобщение к русской национальной культуре, обычаям и традициям.

Практические задачи:

Разработка концепции воспитательной системы личностно-ориентированного воспитания и образования, моделирование воспитательной системы и внедрение ее в воспитательно-образовательный процесс школы.

Совершенствование деятельности органов ученического самоуправления.

Совершенствование форм и методов воспитательной работы по нравственному образованию и воспитанию.

Изучение и внедрение новых воспитательных технологий.

Повышение уровня эффективности воспитательной работы через систему контроля.

Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классных руководителей.

Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;

Поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности, организация ученического самоуправления, для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося, создание условий для развития общешкольного коллектива через  систему КТД;

Совершенствование системы воспитательной работы в классных коллективах;

Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми разных возрастов;

Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей, правовая и экономическая защита личности ребенка.

Основные направления воспитательной деятельности.

Нравственно-эстетическое воспитание:

совершенствование и развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, развитие художественного вкуса, умения видеть и понимать прекрасное.

Спортивно-оздоровительное воспитание:

сохранение здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни.

Гражданско – патриотическое воспитание:

формирование чувства любви и уважения к своей стране, народу; формирование потребности изучать историю и культуру своей страны. Выработка активной жизненной позиции.

Воспитание в процессе познавательной деятельности:

воспитание в процессе обучения по основным программам ср. школы, доп. образования, в процессе экскурсионной и научно-исследов. деятельности.

Экологическое воспитание:

углубление знаний о природе, о значении сохранения природы для человека.

Трудовое воспитание:

воспитание уважения к труду и людям труда, совершенствование навыка организации индивидуального и коллективного труда.

Профилактика правонарушений:

правовое воспитание учащихся, работа с «трудными» детьми.

КТД:

Коллективно-творческие дела, проводимые 1 раз в месяц по ступеням 1-4 и 5-11классы.

Ученическое самоуправление:

участие старшеклассников в планировании и работе воспитательной системы школы.

Большое воспитательное значение имеют внеклассные мероприятия и праздники, которые проводятся в школе. И совершенно неважно, кто является их организатором: администрация поселка, Совет ветеранов, Женский совет, или сама школа – проведение праздника готовят все вместе. Традиционными стали День знаний, Праздник пожилого человека, Осенний бал, День матери, Новогодний карнавал, День защиты детей, Последний звонок, День поселка и др.

Много мероприятий проводится совместно с домом культуры, например, митинг, посвященный Дню Победы, концерты к различным праздникам. И учащиеся, и педагоги школы являются постоянными участниками концертов, проходящих в нашем доме культуры, особенно тщательно, как говорится, всем миром готовим смотр художественной самодеятельности. Оказываем помощь и в написании сценариев, и выступая в роли ведущих.

Очень тесно сотрудничаем с сельской библиотекой. Особенно ощутимую помощь библиотекарь оказывает при проведении летнего лагеря с дневным пребыванием. Много различных бесед викторин предлагает она нашим ребятишкам. Вообще в период работы лагеря и происходит самое тесное сотрудничество школы с социумом поселка. Все организации, существующие на территории поселка, стараемся задействовать в плане организации экскурсий и прогулок. Это также является и хорошим примером профориентации. Ребята на месте познают особенности той или иной профессии, которой они реально могли бы заниматься в будущем в собственном поселке, работая на его развитие и процветание.

Не мало внимания педагоги школы уделяют экологическому воспитанию учащихся, формированию отношения ребенка к природе и к самому себе как части природы. Школьники постоянно участвуют в природоохранных акциях, таких, например, как операция «Спасем пернатых», экологический марафон, благоустройство школьного двора, озеленение школы и др.

Благодаря постоянному вовлечению в учебно-воспитательный процесс родителей и общественности, учащиеся нашей школы отличаются высоким уровнем воспитанности, ответственности, исполнительности, в них присутствует творческое начало, интерес к истории, традициям и культуре своего края. Родители и общественность являются не только постоянными зрителями, но и участниками некоторых мероприятий, например «Мама, папа, я – спортивная семья». На все школьные мероприятия приглашаются ветераны педагогического труда.

Для родителей регулярно проводятся лектории по таким направлениям, как «Значение семейных традиций в детско-родительских отношениях», «Семья и формирование нравственности ребенка», «Духовное становление личности в семье», «Проблемы семейного досуга» и др.

Развитие физкультуры и спорта и достижение спортивных побед также стало одним из замечательных направлений работы школы. Спортивные кружки самые посещаемые нашими детьми. Много внеклассных мероприятий спортивного направления у нас проходит: осенний кросс, регулярно дни здоровья, «Веселые старты» и др. На протяжении последних пяти лет учащиеся нашей школа входят в тройку лидеров в тех или иных спортивных соревнованиях в районе, некоторые ребята выбирают спорт своей будущей профессией.

Тесно сотрудничаем мы и с ветеранами поселка. Каждую осень и весну, ребята из старших классов оказывают им помощь в уборке территории от мусора, зимой помогают чистить дорожки от снега.

Не обходим стороной и эстетическое направление. Новшеством этого года стали заочные экскурсии. Ребята начальных классов посмотрели современную постановку балета «Золушка» на музыку Иоганна Штрауса, старшеклассники посмотрели первую в истории культуры нашей страны рок-оперу «Юнона и Авось» в исполнении первого состава артистов, а именно Николая Караченцева и Елены Шаниной.

Большую роль в этом процессе играет развитие ученического самоуправления в школе. Старшеклассники все больше привлекаются для решения каких-либо вопросов, касающихся жизни школы. Несколько старшеклассников входят в состав управляющего совета школы и на заседаниях этого органа управления школьной жизнью к их мнению прислушиваются в первую очередь, потому что молодежь это наше будущее. От того какими они вырастут зависит и наша будущая жизнь.

В целом, главную задачу и основной смысл всей воспитательной работы мы видим в том, чтобы помочь взрослеющему человеку найти себя, поверить в свои силы, потенциальные возможности. Мы уверены, что, как и прежде, наша школа будет не только служить просвещению жителей поселка, но и будет являться социально-культурным центром.






See also:
Яндекс.Метрика