Школа и семья


Г. П. Попова

агрессивность детей. как с ней бороться? (серьезный разговор-исследование)

Цель: исследовать причины агрессивности детей; помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребенка; вызвать у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях.

План

1. Анкетирование воспитанников группы продленного дня и их родителей.

2. Обсуждение результатов анкетирования.

3. Памятка для родителей по вопросам воспитания.

Вопросы для обсуждения:

1. Причины проявления жестокости и агрессивности детей.

2. Роль семьи в проявлении детской агрессивности.

3. Поощрение и наказание в семье.

4. Пути преодоления агрессивности ребенка.

Ход собрания

I. Вступительная часть.

У ч и т е л ь. Уважаемые родители, приглашаем вас к разговору на тему проявления детьми жестокости и агрессивности. Тема эта серьезна и трудна и, поверьте, она неслучайна.

Поведение детей особенно ярко проявляется во внеучебной деятельности, когда ребенок из группы продленного дня первого класса во что бы то ни стало стремится отобрать игрушку, выставить на первое место свое «Я», не считаясь с другими, а ребенок 3–4 классов уже проявляет враждебную агрессию, стремится причинить другому боль, унизить его, осмеять и т. п.

Современная школа провозгласила родителей субъектами образовательного процесса и возложила на них ответственность за качество воспитания и образования.

Однако, встречаясь с вами практически ежедневно, мы видим, что многие из вас осуществляют воспитание интуитивно, испытывают трудности в установлении контактов с детьми из-за нехватки времени, из-за незнания возрастных и индивидуальных особенностей ваших детей. Предлагаю вам сегодня задуматься над вопросом: как ваши дети относятся к вам?

II. Основная часть.

1. Минитест.

К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. В народе недаром говорят, что человека нужно оценивать по отношению к матери. Предлагаем вам дома провести мини-эксперимент: куда сядет ваш ребенок. Посмотрите на доску, там изображен рисунок:

Если ваш ребенок выбирает стул рядом с мамой, папе следует призадуматься о своем отношении с ребенком, и наоборот, если он выбирает стул рядом с папой, пусть задумается мама. Если ребенок захотел сесть между родителями и просит пересесть кого-либо из вас, – радуйтесь, он относится к вам практически одинаково. Но если ребенок садится отдельно, куда-то в угол, – вашему мальчику или девочке в семье тоскливо и одиноко. Уделите ребенку значительно больше внимания и любви.

2. Причины детской агрессии.

Вернемся к теме нашего собрания и выявим причины детской агрессии.

Что же такое агрессия? Это поведение, которое причиняет вред предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (драка, ударил и т. д.) и вербально (нарушение прав человека посредством оскорбления, унижения и т. п.).

Психологи утверждают, что существуют два вида агрессии: инструментальная, которая проявляется человеком для достижения определенной цели, что очень часто выражается у младших детей (помните пример с первоклассником?), и враждебная, направленная на то, чтобы причинить боль, она чаще свойственна старшим детям.

Однако, уважаемые родители, не путайте агрессию с настойчивостью. Настойчивость не допускает оскорблений, издевательства и т. д. Уровень агрессивности детей в зависимости от ситуации часто меняется, но иногда принимает и устойчивые формы. Причин для этого очень много: положение в коллективе, отношение к ребенку сверстников, взаимоотношение с учителем, воспитателем и т. д.

3. Результаты исследования отношения детей к телевизионным передачам.

В ходе подготовки к встрече с вами мы совместно с учителями исследовали отношение детей к передачам по телевизору путем анкетирования по следующим вопросам:

1) Какие телепередачи ты любишь смотреть?

2) Что тебе в них нравится?

3) Советуют ли тебе твои родные, какие передачи следует посмотреть?

4) Какие телепередачи любят твои папа и мама, бабушка и дедушка?

5) Какие передачи вы смотрите вместе?

Мы получили очень важные результаты. Давайте их проанализируем.

Сведения мы поместили в таблицы.

Ответы на вопрос 1.

Группы детей

и взрослых

Боевики

Ужасы

Шоу

Сказки

Исторические фильмы

Другие

Мальчики

60 %

20 %

9 %

28 %

Девочки

8 %

18 %

36 %

55 %

34 %

21 %

Папы

48 %

19 %

7 %

Мамы

19 %

10 %

36 %

15 %

34 %

57 %

Ответы на вопрос 2.

Группыдетей и взрослых

Боевики

Ужасы

Шоу

Сказки

Исторические фильмы

Другие

желание победить

причинитьболь

быть испуганным

проверить себя

исполнение песен, танцев, сатиры

красивые люди, нарядные и т.д.

добро

зло

узнавать новое

увлекательно

наблюдение

желание быть таким

Мальчики

30%

36%

9%

10%

1%

1%

9%

29%

Девочки

8%

19%

16%

20%

20%

34%

9%

8

Папы

50%

17%

7%

31%

7%

Мамы

16%

9%

10%

10%

18%

19%

17%

42%

Ответы на вопрос 3.

Группы детей

Да

Нет

Мальчики

32 %

68 %

Девочки

43 %

57 %

Ответы на вопрос 4.

Группы детей

Боевики

Ужасы

Шоу

Сказки

Исторические фильмы

Другие

Мальчики

+

+

Девочки

+

+

+

+

Ответы на вопрос 5.

Группы детей

Боевики

Ужасы

Шоу

Сказки

Исторические фильмы

Другие

Мальчики

+

+

+

Девочки

+

+

+

+

Как видите, к агрессивности склонны больше мальчики. Агрессивность, очевидно, входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации. Напоминаем, что исследование было проведено учителями начальной школы и отражает данные, полученные не только от детей, посещающих ГПД.

4. Сообщение школьного психолога «Причины агрессивности детей».

Очень часто причиной агрессивности детей являются семейные отношения.

1. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессию во много раз чаще, если видит ее в своей семье ежедневно и считает ее нормой жизни. Крики, ругань, хамство в семье, унижение друг друга, взаимные оскорбления и упреки в повседневной жизни накладывают отпечаток на поведение ребенка, порождают его жестокость и агрессивность по отношению к другим.

2. Если родители сегодня говорят детям одно, завтра им удобно говорить другое, негативно отзываются об учителях, воспитателях, классе в целом, навязывают свои противоречивые высказывания ребенку, то это, безусловно, способствует растерянности, раздражительности, озлоблению и против родителей, и против педагогов, сверстников и других людей.

3. Если семья помогает ребенку преодолевать трудности, умеет слушать ребенка, включает в общение доброту, ласку, то тем самым вызывает у него расположение, способствует преодолению агрессивности.

Помните, уважаемые родители, неприятие ребенка, наоборот, стимулирует детскую агрессивность, вызывает одиночество, отсутствие желания общаться, решать конфликты мирным путем.

5. Поговорим о поощрении и наказании.

Поощрять своего ребенка вы можете взглядом, жестом, действием, ласковыми словами и т. д.

Наказание же значимо, если оно:

– следует немедленно за поступком;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика