Школа будущего — школа проектов и исследований


Школа будущего – школа проектов и исследований.

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями, – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская и проектная деятельность.

Довольно часто учителя задают вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». В современной литературе по педагогике довольно часто приходится сталкиваться с тем, что понятия «метод проектов» и «исследовательские методы » строго не определяются, четко не дифференцируются. Поэтому давайте выясним сходства и различия.

▼ Во-первых, обратимся к общепринятому содержанию выше указанных понятий.

Проект — это замысел завершающийся созданием продукта, изготовленного в процессе проектирования.

Исследование – это процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

▼ Во-вторых, цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

▼ В-третьих, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования. А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

▼ В-четвертых, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

Основными этапами проектной деятельности являются:

• Определение темы проекта

• Составление плана работы, распределение обязанностей;

Поиск информации;

• Создание продукта;

• Защита презентации;

• Анализ результатов выполнения проекта.

▼ Этапы научного исследования:

• Формулирование проблемы.

• Постановка цели и конкретных задач исследования.

• Определение объекта и предмета исследования.

• Выбор метода проведения исследования.

• Описание процесса исследования.

• Обсуждение результатов исследования.

• Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

При организации исследовательской деятельности (как и при использовании метода проекта) необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. В нашем случае основная нагрузка ложится на учителя.

Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

▼ Наши проекты

1.Тема «Школа, в которой я учусь» ( проектно-исследовательская деятельность) была предложена мной. Мы решили провести исследовательскую работу и узнать историю школы, получить информацию о наших сверстниках тех лет, выяснить, есть ли известные люди среди выпускников школы и познакомиться с родителями – бывшими выпускниками. Класс разделился на четыре группы, каждая из которых выполняла свое задание. В каждой группе был куратор – родитель.

Предмет исследования: школа и ее история.

Результат работы: презентация альбома «Школа, в которой я учусь»

2. Тема «Это мы: от А до Я» (проектно – исследовательская деятельность). Тема была предложена мной.

Цель: создать свою личную «Азбуку».

Задачи:

Выучить все буквы русского алфавита, научится читать;

Изучить азбуки разных авторов;

Найти или придумать загадки и стихи про буквы, про различные предметы;

Узнать значение своего имени

Результат: самодельная книга-азбука с иллюстрациями.

3. Тема «Влияние режима дня школьника на успехи школьника» (проектно – исследовательская деятельность)

В проекте мы рассматривали проблемау соблюдения режима дня учащимися. Доказывали, что при умении правильно организовать свой труд и отдых, у детей возникает меньше проблем в учебе.

Во время самостоятельного исследования ребята отвечали на вопросы: Что такое режим? Зачем нужно двигаться? Успешность — что это? Как правильно питаться?

Результат работы: презентация «Режим дня школьника», плакаты

4. Тема «Чудо – задачник» ( проектная деятельность) была предложена детьми. Ребята решили создать свой задачник и проиллюстрировать его. Все желающие попробовали свои силы в создании собственных задач тех видов, которые уже были изучены.

Для юных любителей математики подготовлен сюрприз: решивший как можно больше задач и заполнивший страничку «Ответы» школьник получает шанс выиграть приз.

Полученный в процессе работы опыт в очередной раз убедительно доказал, что нет бездарных детей. Под умелым руководством заинтересованных педагогов наши школьники способны сотворить Чудо.

5. Тема. «Сколько весит здоровье ученика?» (исследовательская деятельность) В данном исследовании мы будем рассматривать такие вопросы: Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?

Цель: активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Человек», обратить внимание на сбережение своего здоровья путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.

На все есть свои нормы

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5–3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:

– 1–4-х классов – 300 г;– 5–6-x классов – 400 г;– 7–8-х классов – 500 г;– 10–11-х классов – 600 г.

План эксперимента

1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.

2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.

3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.

4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.

5. Подвести итоги по позициям:

– самый правильный ранец (до 0,5 кг);– самый легкий портфель;– самый тяжелый ранец;– самый тяжелый ранец с принадлежностями;– самый легкий ранец с принадлежностями;– самый тяжелый учебник;– самый «тяжелый» учебный день;– самый «легкий» учебный день.

По окончанию исследования выработать рекомендации родителям и детям

▼ Возможно, наши ученики не станут большими учеными. Но первые свои и исследования запомнят на всю жизнь. И полученные с их помощью знания тоже.






See also:
Яндекс.Метрика