Школа будущего первоклассника


Пояснительная записка

Программа «Школа будущего первоклассника» является основой для организации образовательной деятельности группы дошкольного образования детей 6 — 7 лет, рассчитана на 1 год и составлена на основе комплексной программы дошкольного образования системы «Школа 2100», автором которой является академик РАО А.А. Леонтьева.

Данная программа направлена на развитие и совершенствование содержания образования  детей старшего дошкольного возраста и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами, а также на реализацию в образовательном процессе методологических принципов, изложенных в Законе РФ «Об образовании».

Основная цель программы — обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования.

Программа «Школа будущего первоклассника» отражает потребность общества и государства в качественном дошкольном образовании, представляет собой эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы.

Задачи программы:

Создание развивающей среды

Охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры

Развитие личностных качеств ребенка, его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы

Формирование опыта самопознания.

В соответствии с основными целями, задачами государственной образовательной системы «Школа 2100» концепция программы «Школа будущего первоклассника» дошкольного  образования  отвечает общему подходу к процессу образования, который носит развивающий, вариативный, гуманистический, личностно ориентированный характер.

Принципы построения программы «Школа будущего первоклассника»:

Принцип адаптивности – создание адаптивной модели воспитания и развития дошкольников, обеспечивающей гуманный подход к личности ребенка.

Принцип развития – целостное развитие личности и ее готовности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности — обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип образа мира и целостности содержания образования — формирование единого и целостного представления дошкольника о мире.

Принцип смыслового отношения к миру — осмысление ребенком того, что он является частью мира.

Принцип систематичности — реализация единых линий развития и воспитания.

Принцип обучения деятельности — организация видов деятельности, во время которых ребенок сам делает «открытия».

Принцип опоры на предшествующее развитие.

Принцип креативности — обучение дошкольников творчеству.

Программа «Школа будущего первоклассника»  готовит детей к обучению как новому для них виду деятельности (формируется мотивационная готовность, осуществляется познавательно-речевое развитие, формируется навык работы в коллективе, общения с взрослыми и сверстниками).

Данная программа обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка:

Социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;

Культурное развитие — совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;

Познавательное  развитие   — собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.

Результатом дошкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию — социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире

Программа «Школа будущего первоклассника» ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста,  разработка комплексной психолого-физиологической диагностики развития ребенка и готовности к школьному обучению, приведение педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребенка на данном этапе развития, создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, будут способствовать решению данной проблемы.

Программа «Школа будущего первоклассника» составлена на основе учета максимального объема учебной нагрузки дошкольников. Занятия проводятся в форме урока общей продолжительностью 30 минут, что является академическим часом для учащихся данного возраста (п.12.11 СанПин 2.4.1.2669-10 с изменение от 20.12.2010 г.), прерываемого динамической паузой 5 минут. Перемены по 10 минут активной деятельности детей под руководством учителя. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 2 часа.

Ведущим методическим приёмом на уроке в Школе будущего первоклассника выступают дидактическая игра и игровые упражнения.

Учитель прививает детям элементарные учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия детей качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения детей, способствует становлению у них положительной самооценки.

Структура программы

№ п/п

Наименование предмета

Наименование модулей

Количество учебных часов в год

1

Развитие логического и пространственного мышления

Математика и логика

Конструирование

Лепка

34

1

Познавательно – речевое развитие детей

Подготовка руки к письму

Развитие речи

Ознакомление с окружающим миром

34

Развитие логического и пространственного мышления ( 34 часа)

Модуль «Математика и логика» (17 часов)

Цель — развитие мотивации учения дошкольников, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; формирование мыслительных операций; развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Задачи обучения:

Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

Развивать образное мышления (ощущение, восприятие, представление).

Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

Развивать вариативность мышления, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивные умения.

Работать над увеличением объема внимания и памяти.

Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Воспитывать интерес к предмету и процессу обучения в целом.

Предметное содержание.

Общие понятия.

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Группы предметов или фигур, обладающих общим признаком. Сравнение двух групп предметов.

Взаимосвязь между целым и частью.

Числа и операции над ними.

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками.

Пространственно-временные представления.

Отношения: на — над — под, слева — справа — посередине, спереди — сзади, сверху — снизу, выше — ниже, шире — уже, длиннее — короче, толще — тоньше, раньше — позже, позавчера — вчера — сегодня — завтра — послезавтра, вдоль, через и др..

Установление последовательности событий.

Последовательность дней в неделе.

Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Геометрические фигуры и величины.

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб.

Планируемые результаты.

Дети должны знать и уметь:

1. Распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры.

2. Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал.

3. Устанавливать совокупности предметов, обладающие общими признаками.

4. Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе бумаги.

5. Устанавливать временные отношения.

6. Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

7. Устанавливать взаимосвязь между целым и частями.

Тематическое планирование занятий.

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1 – 3

Знакомство c плоскими геометрическими фигурами

3

4 – 5

Знакомство c объёмными геометрическими фигурами

2

6 – 7

Свойство предметов

2

8

Группы предметов

1

9 – 10

Пространственные отношения

2

11

Временные отношения

1

12 – 13

Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Прямой и обратный счет. 11~

2

14 — 15

Взаимосвязь между целым и частью

2

16

Решение логических задач

1

17

Итоговое занятие

1

Модуль «Конструирование» (9 часов)

Цель – приобретение дошкольниками конструктивно – технических умений, способствующих практическому познанию свойств тел и пространственных отношений.

Задачи обучения:

Учить целенаправленно рассматривать предметы.

Сравнивать предметы между собой, видеть в них общее и различное.

Расчленять предметы на части.

Учить находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей.

Развивать конструктивно – технические умения.

Развивать планирующую мыслительную деятельность.

Познакомить со свойствами геометрических тел и пространственных отношений.

Обогатить речь детей новыми терминами (куб, пирамида и др.)

Привить навык совместной трудовой деятельности, взаимопомощи.

Развить эстетический вкус.

Предметное содержание

Конструирование из бумаги.

Складывание бумаги в разных направлениях. Деление бумаги по диагонали. Вырезание нескольких одинаковых деталей путем складывания бумаги. Складывание готовых выкроек. Вырезание деталей по шаблону. Аппликации. Оригами из бумаги. Игрушки из картона с элементами движения. Объемные игрушки из бумаги, картона.

Конструирование из природного и бросового материала.

Поделки из природного материала (кора, шишки, веточки, мох, орехи, скорлупа грецкого ореха и др.). Способы крепления деталей (клеем, проволокой, пластилином, спичками и др.) Поделки из бросового материала (пластиковые бутылки, коробки, поролон, проволока и др.)

Планируемые результаты.

складывать бумагу в разных направлениях, делить бумагу по диагонали;

вырезать несколько одинаковых деталей путем складывания бумаги;

вырезать детали по шаблону;

выполнять аппликации;

владеть элементарными конструкторскими навыками: приставлять, прикладывать;

уметь создавать изображения по представлению и с натуры;

уметь планировать свою деятельность, работать целенаправленно, доводить начатое дело до конца;

проявлять изобразительные способности в работе с природным материалом, изобретательность и творчество в процессе изготовления поделок из самых разных материалов;

проявлять аккуратность в процессе деятельности, не сорить, не пачкать, не разбрасывать, не нарушать уют и красоту в помещении;

знать и выполнять правила техники безопасности на занятиях.

Тематическое планирование занятий

Тема занятий

Количество часов

Конструирование из бумаги «Грузовик».

1

Конструирование из природного материала «Сова» (из шишки).

1

Конструирование из бросового материала «Страус» (из пластмассовой бутылки).

1

Конструирование из спичечных коробков «Паровозик».

1

Конструирование из бумаги «Лягушка».

Конструирование из бумаги «Цирковые животные» (на основе закрученных прямоугольников).

1

Конструирование из природного материала «Ёжик» (из скорлупы ореха).

1

Конструирование из бросового материала по замыслу детей «Скворечник» (из коробочки от чая).

1

Модуль «Волшебные пальчики» (лепка из пластилина) (8 часов)

Цель развитие мелкой моторики пальцев.

Задачи обучения

Развитие координации движений пальцев и кистей рук;

Укрепление мышц рук;

Развитие тонких движений пальцев;

Умение работать по инструкции;

Развитие творческих способностей, мышления, произвольного внимания, самоконтроля;

Создание условий для развития речи ребёнка.

Предметное содержание.

Объемная лепка

Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра.

Рисуем жгутиками из пластилина.

Выполнение изделий из жгутиков пластилина

Плоскостная лепка

Выполнение изделий из пластилина на плоскости

Ожидаемые результаты.

У детей стойкий интерес  к лепке из пластилина как во время занятий, так и в свободное время.

Уверенно делят пластилин на части  соответственно  замыслу.

Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, расплющивание, оттягивание.

Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным.

Лепят предметы, передавая их  характерные особенности.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика