Школа без отметок


Школа без отметок

Все мы родом из детства. И как порой бывает трудно взрослым людям найти своё место в окружающем мире, если общая самооценка не сформирована или деформирована в том далеком и, казалось бы в беззаботном детском мире.

Малыш рождается на свет как первый цветок. Чистый и открытый. Если рядом семья, которая ждала его появления, если рядом любящие и понимающие родители, то в школе этому человечку будет учиться легко. Только ребенок, доверяющий окружающим взрослым людям, может спокойно отнестись к собственным мелким учебным неудачам как к задачам для самоизменения и самосовершенствования. «У меня сейчас это не получается, но я обязательно постараюсь и получится в следующий раз»,-так думают дети, у которых мудрые родители и опытные учителя.

Но в школу приходят и ребятишки, которых взрослые пытались переделать под свой лад, не понимая, что ребенок – это отдельная самостоятельная личность, а не «частная собственность», с которой можно делать всё, что душе угодно. С такими учениками бывает работать очень сложно. Они тревожны, иногда внутренне агрессивны и подозрительно относятся даже к похвале.

Вот на 1 сентября собирается детский коллектив из совершенно разных маленьких личностей. И нужно сделать так, чтобы в школьной семье им жилось комфортно и спокойно. Чтобы они не тревожась об отметках, обучались грамоте и математике, интересовались окружающим миром, учили иностранные языки, рисовали, бегали, прыгали, общались – и учились находить любовь среди окружающих-ведь им всего 7 лет. Это возраст начала школьной жизни. А в школьной жизни кроме общей самооценки можно научиться и самооценке конкретной-в учебной деятельности (оценка способностей, умений, знаний)

А как этому научить по-умному? Где найти мудрый, опытный педагогический коллектив учителей, способный понять любого ребенка и научить его всему, а не уличить в незнании?

В жизни мне очень повезло. Я нашла такую маленькую школу, которая только делала первые шаги в освоении системы развивающего образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Сюда, в начальную школу-детский сад № 682 (тогда №39), я пришла работать и учиться по-новому: жить в мире детей- таких непросты и разных. Я снова открывала для себя островки детства, жила со своими школьниками, их «серьезными проблемами». Училась работать без отметок, слушать детские суждения и радоваться каждому школьному открытию.

В мир школы №682 тогда, 17 лет назад, я привела свою маленькую дочку — Наташу Кудрявцеву. Не все у нее было в порядке со здоровьем, и я очень волновалась -как эта девочка будет учиться среди здоровых ребятишек. Как они примут этого совсем непохожего на них ребенка? Но оказалось, что новые подходы в оценивании способностей детей в данной системе и в школе сыграли свою немаловажную роль. Каждый ребенок не чувствовал себя лишним или несчастным от своих маленьких школьных неудач. Умение вести диалог, умение признавать свои ошибки и исправлять их, умение учиться без страха- все это закладывается только тогда, когда в классе доброжелательная атмосфера и нет тревоги за полученные тройки, двойки и пятерки. Когда каждый ребенок в классе чувствует себя личностью и не боится быть непонятным или не услышанным.

Сейчас мои те самые ПЕРВЫЕ первоклашки уже взрослые ,вполне успешные и самостоятельные люди.Многие создали семью. И думаю,что им очень помогает в жизни умение сотрудничать с людьми и аргументировать свое мнение . Мы этому посвящаем свои занятия с детьми.

Ведь для наших детей важно, чтобы 4 года в начальной школе они учились без стресса, каждый понимал, что в школе живут друзья- ученики и друзья-учителя. Мы учились друг у друга взаимопониманию, добру и любви…… без штампов «отличник», «хорошист» или «троечник».

За эти 17 лет моей работы в нашей школе был уже не один выпуск : «Джунгли», »Рост», »Звездный», »Успех» . Кто-то из детей учится в ВУЗе, кто-то еще в средней школе. Сейчас подрастают первоклашки- класс «Дельфины».

Но каждый из детей всегда был уверен, что никто не будет смеяться над ним при допущенной ошибке. Или если ты не смог сделать домашнее задание (но пытался), то можешь утром рассказать ребятам об этом, и тебе обязательно помогут и объяснят непонятное.

Главное- научится быть человеком, уверенным в себе и уважающем мнение других, умеющим слушать и слышать. Это и значит –быть успешным учеником.

Можно при решении трудного задания встать у доски «Сомнений» и получить ответы на непонятные вопросы. Или получить все плюсы от детей при ответе у доски «Уверенность».

Порой даже взрослому человеку бывает трудно признаться в собственных ошибках или увидеть «границу» своего знания. Поэтому важно научиться этому уже в начальной школе: без всяких отметок, без страха получить звание неудачника, и потом растянуть этот груз до полного взросления, если не до конца жизни.

Самое главное, что мы стремимся делать в школе – это дарить детям знания, не ломая личность ребенка. Мы учим детей анализировать свои действия и поступки, адекватно оценивать себя и свои возможности.

Я очень благодарна судьбе за возможность работать в безотметочной системе оценивания. За радость каждого утра, когда хочется бежать на работу ради встречи с любимыми ребятишками. За счастливое детство и уверенность в себе моей дочки Наташи. За десятки сияющих глаз всех учеников этой удивительной и неповторимой (для многих непонятной) школы №682.

Вы удивлены?- Как учить, не ставя отметок?- Как же узнать результат обучения? Всё очень просто – приходите, посмотрите, познакомьтесь . В нашей школе двери всегда открыты для гостей и для друзей. А если встретите молодых юношей и девушек или жизнерадостных ребятишек, любящих учиться,- знайте, это наверняка наши ученики- дети школы №682.






See also:
Яндекс.Метрика