Шахматная планета тематическое планирование внеурочной деятельности 2-3 класс


Программа внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Шахматная планета»

Срок реализации:2года

Возраст:7-10 лет

Составитель: Елуферьева А.А.

учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение кружка » Шахматная планета » позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Шахматы — уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Шахматы — это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно. Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди обучающихся младшего школьного возраста.

Шахматная игра — увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска — белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Актуальность программы- способствует становлению личности младших школьников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление школьника, способствует развитию логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. аготворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Цель программы: формирование у обучающихся базовых знаний для игры каждой шахматной фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений шахматного кодекса.

Задачи:

— образовательные: познакомить обучающихся с шахматными терминами, , умение проводить элементарные шахматные комбинации, познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.

-развивающие: развивать внимание, воображение, мышление , самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи, способствовать активизации мыслительной деятельности школьника;

-воспитательные: воспитывать культуру общения со сверстниками, усидчивость, целеустремленность, , волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.

.

Формы работы : традиционное занятие, комбинированное занятие, игра, турнир, просмотр презентаций, онлайн-игры.

Место предмета в учебном плане: программа рассчитана на 2года:2класс-68часов,3 класс-68 часов. Периодичность проведения занятий -2час в неделю

Планируемые результаты

В процессе изучения программы обучающиеся овладеют универсальными учебными действиями (УУД): личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными. Содержание программы раскрывает возможность для формирования УУД. По окончанию изучения данной программы возможно достижение следующих результатов:

личностных

-способность к организации собственной деятельности,

-уважительное отношение к мнению других,

-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,

-умение сотрудничать со сверстниками,

Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности: , планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.Познавательные УУД включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении шахматных задач, строить речевое высказывание с использованием соответствующих шахматных терминов ; способность к рефлексии деятельности; умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство)

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность : умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении .

2 класс.

Учебный план.

Наименование тем

часы

1.

Введение. Знакомство с шахматами.

2.

Шахматная доска.Растановка фигур.

3.

Учимся записывать ходы ( шахматная нотация)

4.

Знакомство с тактикой ладьи. Как плывёт ладья.

5.

Как ходит шахматный слон.

6.

Главные фигуры – шахматные король и королева ( ферзь)

7.

Скачем на шахматном коне

8.

Пешки – солдаты шахматной доски

9.

Шах, мат и пат

10

Как начинать игру.

11.

Рокировка.

12.

Запись шахматной партии.

13.

Дебют. Ловушки.

14.

Ценность шахматных фигур.

15.

Шахматные зевки.

Итого

68ч

К концу года

Ученик научится:

— использовать в игре шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

-употреблять в речи названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

— применять правила хода и взятия каждой фигуры.

Ученик получит возможность научиться:

ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

рокировать;

объявлять шах;

ставить мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход

3класс

Учебный план.

Наименование тем

Всего

1.

Введение. Повторение.

3ч.

2.

Линейный мат двумя ладьями.

3ч.

3.

Решение шахматных задач.

10ч.

4.

Линейный мат шахматным ферзем.

4ч.

5.

Линейный мат шахматной ладьёй.

4ч.

6.

Косичка. Мат двумя слонами.

4ч.

7.

Король и пешка против короля.

4ч.

8.

Квадрат пешек.

4ч.

9.

Пешки бывают разные.

10.

Понятие «Дебют».

11.

Ферзь против пешки.

12.

Различные комбинации.

13.

Двойной удар.

14.

Что такое шахматная связка. Виды связок.

15.

Отвлечение и завлечение противника.

16.

Наши чемпионы.

Итого

68ч

Информационно-методические:

Видео –ресурсы: «Детско-юношеская комиссия Санкт-Петербургских шахматных федераций»(chess Deti.ru)

Онлайн-игры «Шахматы)

Шахматный учебникКострова В. и Давлетова Д.

1.Сухин И.Г. Программа курса «Шахматы-школе».-М..Просвещение,2001.

2.Сухин И.Г. Шахматы, второй год,или Играем и выигрываем. Обнинск.Духовное возрождение,2009.

3.Авербах Ю.Л.Путешествие в шахматное королевство.М..-Физкультура и спорт.,1976.

4.Бронштейн Д.И. Самоучитель.М..-Физкультура и спорт.,1980.

5.Сухин И.Г. Шахматы.Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны .Обнинск.Духовное возрождение,2009.

7.Гаршин В.И. Румяные щеки. М..- Физкультура и спорт 1989.






See also:
Яндекс.Метрика