Шаги в науку


Пояснительная записка.

Программа создана для реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Программа рассчитана для 2 класса на 34часа.

Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе творческих проектов предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. В образовательной практике необязательно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Современный учитель все чаще стремиться предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены, поэтому выполнение творческих проектов ребенком интенсивно развивается в сфере дополнительного образования.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов. Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников. Введение занятия «Учебные творческие проекты», как вариативной части учебного плана, обусловлено тем, что в последние годы мощное движение различных конкурсов для младших школьников дает интеллектуальное развитие учащимся как в индивидуальной, так и групповой форме, где ребенок может развивать свои способности в интересующей его области.

В стандартах 2 поколения раскрываются новые социальные запросы, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Цель программы – формирование проектной деятельности учащися.

Задачи программы:

Развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у младших школьников;

Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);

Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.

Условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.

Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности «Шаги в науку»

В результате прохождения программного материала учащийся имеет представление о творческом проекте.

Умеет:

1 класс

Дать определение проекту, ставить цель проекта, составить краткий план проекта.

2 класс

Определять конкретную индивидуальную проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект

3 класс

Определять групповую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект (групповой проект)

4 класс

Определять социально-значимую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект (групповой проект)

У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия:

а) личностные универсальные учебные действия:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);

б) регулятивные универсальные учебные действия:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

в) познавательные универсальные учебные действия:

извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ , выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.

г) коммуникативные универсальные учебные действия:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Для творческих проектов

1 класс

Тренинговые задания

включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи.

Проект.

Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Чем проект отличается от исследования Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом.»). Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков. Высказывание суждений. Знакомство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правильно делать умозаключения. Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п. Как сделать сообщения о своем проекте. План своего выступления.

Представление результатов деятельности. Защита.

Мини-конференции в классе. Представление своих проектов. Умение задавать вопрос. Вопросы авторам.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Для творческих проектов

2 класс

Тренинговые задания

включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи.

Проект.

Закрепляют знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты? Используют основные доступные методы создания проектов: наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др. Составление плана предстоящей деятельности по конкретной заданной теме. Использование в проектной деятельности схем, рисунков, графиков, аппликаций, поделок. Высказывание суждений. Знакомство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правильно делать умозаключения. Работа с книгой: научного характера, художественной, публицистической литературой. Работа со справочниками, энциклопедиями, словарями и т.п. Как сделать сообщения о своем проекте? Выбор форм выступления: доклад, выставка, выступление с презентацией и т.д. План своего выступления.

Представление результатов деятельности. Защита.

Мини-конференции в классе. Представление своих проектов. Умение задавать вопрос. Вопросы авторам.

Календарно-тематическое планирование кружка «Шаги в науку» во 2 классе 1 ч в неделю (34 ч)

Дата

Примечания

Тема занятия

По плану

фактическая

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

2

Выбор темы проекта.

3

Что такое формулировка?

4

Выбор помощников в работе над проектом.

5

Этапы работы над проектом.

6

Актуальность темы проекта.

7

Проблема. Решение проблемы.

8

Выработка гипотезы-предположения.

9

Цель проекта.

10

Задачи проекта.

11

Сбор информации для проекта.

12

Знакомство с интересными людьми. Интервью.

13

Обработка и отбор значимой информации.

14

Что такое продукт проекта?

15

Играем в учёных.

16

Закрепление и обобщение пройденного.

17

Отбор информации для мини-сообщения.

18

Творческая работа. Презентация.

19

Значимость компьютера в создании проектов.

20

Первые шаги составления презентации на компьютере.

21

Первые шаги составления презентации на компьютере.

22

Совмещение текста выступления с показом презентации.

23

Совмещение текста выступления с показом презентации.

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы аудитории.

25

Закрепление и обобщение пройденного.

26

Изготовление визитки.

27

Изготовление визитки.

28

Самоанализ.

29

Играем в учёных.

30

Конкурсы проектно-исследовательской деятельности.

31

Памятка жюри конкурса.

32

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.

33

Самоанализ-рефлексия после выступления.

34

Играем в учёных.

Информационный материал для учителя:

1. Брицкая Е.О. Метод проектов, особенности применения в начальной школе [Электронный ресурс]. Версия 1.0. — М.:

Центр дистанционного образования «Эйдос», 2006. – 2, 34 Mб

2. Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ.

«Первое сентября».-2006. — № 10. – С.2-3

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/

[А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с

4. Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе. /А.И.Комашинский //

Практика административной работы в школе.-2006. — № 6. — С.65-70

5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара, издательство

«Учебная литература», 2006. – 208 с

6. Савенков, А.И. Я- исследователь : учебник тетрадь для младших школьников. Самара: Изд-во «Учебная литература». 2004. – 32 с.

7. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]:

Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. 321с.

8 Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: /

Зверкова П.К.М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.

9. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, — 5с.

10. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.

11. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара:

Учебная литература, 2008 – 119с.

. 12. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.

13. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.

М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.

14. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д.

– М.: Сентябрь, 1998 — 320с.

15. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина

Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: — В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 — 12с.

16. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». — 2000, №7

17. Программа общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1-4 классы. Программа внеурочной деятельности.

Новый стандарт начального образования Астрель. Москва. 2012г.

Информационный материал для учащихся:

1 Л.И.Соловьев Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей [Текст]: / Л.И.Соловьев Кемерово, 2008. – 403с.

2. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.

3. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC

4. Энциклопедии серии: «Я познаю мир»

« Что такое, кто такой»,

« Страны мира»,

«Всё обо всём»

«От А до Я обо всём на свете»,

5 Детские энциклопедии «Махаон».

6 Интернет-ресурсы.

7 Словари Ушакова, Даля.






See also:
Яндекс.Метрика