семинар для учителей Как открыть новое знание


«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего — одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями». Ж.- Ж. Руссо (Французский философ, писатель, композитор. 1712-1778)

«В затруднении содержится возможность». А. Эйнштейн (Немецко-швейцарско-американский физик; один из основателей современной физической теории; создатель Специальной и Общей теорий относительности; лауреат Нобелевской премии по физике 1879 — 1955)

Притча: Урок бабочки

   Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.    Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.    Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!    Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.    А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.    Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.      Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным. Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать. Я просил возможность летать…А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах. Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

Я неслучайно начала наше общение с этой притчи. Как часто мы, стремясь помочь нашим ученикам, делаем самую сложную, с нашей точки зрения работу, за них. Этим самым подчас лишая их стремления к развитию и получению нового знания. А потом удивляемся, куда же исчезло желание учиться? Правильнее было бы задать вопрос: всё ли мы сделали для того, чтобы это желание не ушло?

Мотивация. Слайд

— Прочитайте высказывание: «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего — одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями». Ж.- Ж. Руссо (Французский философ, писатель, композитор. 1712-1778)

— Почему я выделила именно эти строчки?

— Именно «приобретение знаний с затруднениями» лежит в основе структуры учебной деятельности при системно-деятельностном подходе к образованию.

Актуализация

— На слайде «Системно-деятельностный подход – обучение в деятельности». Согласны ли вы с утверждением? О чьей деятельности идёт речь?

— Какова тогда роль учителя на уроке? /организация и помощь/

— Самым трудным является именно организовать « приобретение знаний в затруднении». Как учитель должен построить эту часть урока? С чего начать?

Слайд.

Посмотрите на слайд. Установите последовательность этапов.

Традиционный урок

Организационный момент

Закрепление

Объяснение нового материала.

Повторение изученного материала

— Легко было установить порядок? Почему?

Пробное действие

— Установить последовательность этапов в структуре деятельностного урока. Сразу отмечу, что здесь не все этапы.

Урок в ДМ

Пробное действие

Мотивация (самоопределение)

Цель

Затруднение

— Сравните с верным вариантом. У кого нет верного варианта. Что возникло? Почему? Какую цель вы поставить перед собой?

— У кого ответ верный?

— Кто может объяснить, почему именно такая последовательность? /затруднение/

/ мотивация – самоопределение ученика предполагает осознанный переход из жизнедеятельности к учебной деятельности:

«надо» (требования со стороны учебной деятельности) – «могу» (тематические рамки) – «хочу» (внутренняя потребность включения в учебную деятельность);

Пробное действие: подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного действия по новой теме;

Затруднение и его преодоление (метод рефлексии): остановиться и подумать, как выполнял действие и в каком месте возникло затруднение (исследование), причина ( критика),

Поставить перед собой ЦЕЛЬ,

выбрать способ действий и построить ПРОЕКТ,

затем его РЕАЛИЗОВАТЬ./

Выявление места и причины затруднения.

— Какое задание вам нужно было выполнить? В каком месте возникло затруднение? То есть, где вы ошиблись? Что не смогли сделать?

— Почему возникло затруднение? Чего вы не знаете? / что лежит в основе подобного построения урока; методологическая основа системно-деятельностного подхода/

Построение проекта выхода из затруднения.

Какая цель нашего сегодняшнего занятия? Какая тема нашего общения?

— Какими методами нужно будет воспользоваться? / метод уточнения, метод дополнения/

— Далее вы можете составить свой индивидуальный план, по которому вы будете преодолевать затруднение.

Реализация проекта ( условная)

— Работа в группах. Расположите в правильном порядке. Даются разрезные карточки.

1. самоопределение ученика предполагает осознанный переход из жизнедеятельности к учебной деятельности:

«надо» (требования со стороны учебной деятельности) – «могу» (тематические рамки) – «хочу» (внутренняя потребность включения в учебную деятельность);

2. подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного действия по новой теме;

3. остановиться и подумать, как выполнял действие и в каком месте возникло затруднение (исследование), причина ( критика),

4. Поставить перед собой ЦЕЛЬ,

выбрать способ действий и построить ПРОЕКТ,

затем его РЕАЛИЗОВАТЬ./

Первичное закрепление.

— Определить, к какому этапу относиться ситуация.

Ситуация 1:

На доске вывешены схемы к изученным видам простых задач (Д-1).

— Посмотрите на доску. Что вы видите? (Схемы к задачам.)

— Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Решению задач.)

— Верно. Все ли схемы на доске вам знакомы, нет ли среди них новой? (Все схемы нам знакомы.)

— Тогда пора двигаться дальше при изучении задач.

Учитель открывает тему урока «Решение задач».

— Давайте вспомним, как вы узнаете новое? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы не знаем, и самим открыть способ.)

— Ребята, я вижу, что вы готовы к работе на уроке. Я вам желаю, также работать на протяжении всего урока. Пожелайте друг другу удачи!

Ситуация 2:

Учитель раздает детям карточки с заданием № 3 (Р-2).

Какое задание я предлагаю вам выполнить? (Решить уравнение.)

Что такое «уравнение»? (Это равенство, в котором один компонент неизвестен.)

Какой компонент неизвестен в данном уравнении? (Неизвестно слагаемое (часть).)

Что вам поможет решить это уравнение? (Эталон.)

Учитель фиксирует на доске эталон решения уравнения с неизвестным слагаемым Д-6.

Решите это уравнение.

Один учащийся работает у доски с комментированием.

Что вы повторили? (Мы повторили правила нахождения «части и целого», состав чисел 1-9, что называют уравнением, потренировались решать уравнения с неизвестным слагаемым.)

4) Пробное действие.

Достаньте карточку для пробного действия.

Учащиеся достают карточку с заданием для пробного действия Р-3.

— Что такое пробное задание?

Что необходимо выполнить? (Необходимо решить это уравнение.)

Что нового в этом уравнении? (Мы решали уравнения на действие сложения, а это уравнение на вычитание.)

Решите это уравнение.

Ситуация 3:

Организация учебного процесса на этапе 3:

Что вы должны сделать? (Надо остановиться и разобраться, в чем затруднение.)

Какое задание вы выполняли? (Мы должны были найти сумму чисел 35 и 23.)

Чем это задание отличается от предыдущих? (Числа не являются разрядными слагаемыми какого-то числа и это сложение не в пределах двадцати.)

Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа сложения двузначных чисел.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

построить проект выхода из затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть способ сложения двузначных чисел.)

Вспомните, что вы использовали при открытии правила сравнения двузначных чисел? (Графические модели.)

Может ли вам в этом случае это помочь? Почему? (Да, так как мы умеем складывать числа, записанные с помощью укрупненных единиц счета.)

Составьте план ваших действий. (Мы запишем числа с помощью графических моделей, выполним действие, запишем результат в виде числа и сделаем вывод.)

Учитель может план зафиксировать на доске.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Соотнесите фразу с этапом урока

Самоопределение (мотивация)

Актуализация и пробное действие

Выявление места и причины затруднения

Ребята, я вижу, что вы готовы к работе на уроке. Я вам желаю, также работать на протяжении всего урока. Пожелайте друг другу удачи!

Чем это задание отличается от предыдущих?

Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть способ сложения двузначных чисел.)

— Следующий этап называется включение в систему знаний и повторение.

Рефлексия

Восстанови структуру урока в ДМ

1.Актуализация и пробное действие

2.Выявление места и причины затруднения

3.Мотивация

4.Рефлексия

5.Включение в систему знаний и повторение

6.Самостоятельная работа

7.Первичное закрепление

8.Построение проекта выхода из затруднения

9.Реализация построенного проекта

1.Мотивация

2.Актуализация и пробное действие

3.Выявление места и причины затруднения

4.Построение проекта выхода из затруднения

5.Реализация построенного проекта

6.Первичное закрепление

7.Самостоятельная работа

8.Включение в систему знаний и повторение

9.Рефлексия

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Приложение 1.

Памятка по проблемно-диалогической технологии. Другой файл.

«Саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать»

П.Ф. Каптерев, ΧΙΧ век.






See also:
Яндекс.Метрика