сантиметр и децеметр


УРОК МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ

УМК «Планета знаний»

Подготовила:

Герасимова Ольга Васильевна

Учитель начальных классов

Тема. Сантиметр и дециметр

Цель урока: познакомить с новой единицей длины – дециметром;

развивать умение соотносить дециметр и сантиметр.

Задачи урока:

Образовательные: учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи;

Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре;

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные.

осознание практической важности изучаемой единицы измерения;

ценностное отношение к умению выявлять проблему;

определять цель урока; выбирать действия по достижению цели;

контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить монологическое высказывание,

владеть диалогической формой речи.

Предметные:

знание способов измерения длины с помощью единицы измерения – сантиметра и дециметра;

умение измерять длину;

применение новых знаний в жизненных ситуациях.

Оборудование урока: учебник «Математика» + рабочая тетрадь №2, 1класс, II часть ,М.И. Башмакова, М.Г.Нефёдова; компьютер,; линейка, цветные полоски у каждого ученика.

Ход урока.

Мотивация к учебной деятельности.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

— О чем мы должны помнить на каждом уроке?

(На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.) – А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.) – Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

(Интересным, весёлым, познавательным) 

— Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу. — Итак, чему будет посвящён наш урок? (Изучению нового) II. Актуализация опорных знаний

— К нам в класс Знайка принес новую меру длины. Как ее называют? Чтобы узнать тему урока, эту запись нам надо расколдовать.

(Буквы слова выставляются на доску после угадывания числа-ответа)

1) Это число предшествует числу 16.(15 — Д)

2) Число, следующее за числом19. (20Е)

3) В этом числе 1 дес.2 ед. (12 — Ц)

4) Число больше 9 на 4 (13 — И)

5) Я задумала число. Из него вычла 5 и получила 10 (15 — М)

6) I слаг.- 7, II слаг.- 4. Найдите число – сумму (11 — Е)

7) В бочке 10 ведер воды. Из него взяли 6 ведер. Сколько ведер осталось в бочке? Найди число. (4 – Т)

8) Красный отрезок равен 8см, а синий на 2см больше. Чему равен синий отрезок? Найди число.(10 – Р)

— Какое слово у вас получилось? (Дециметр)

Это слово встретится нам в заданиях учебника. Поставьте цели урока, глядя на страницу учебника. Чем мы будем сегодня заниматься?

Cообщение темы и целей урока.

(Слайд №1)

— На этом уроке будем рассматривать тему «Сантиметр и дециметр». Вы познакомитесь со II единицей измерения длины — дециметром. Но вначале вспомним, что такое сантиметр? Затем узнаете, как новая единица длины связана с сантиметром. Обсудите, как её записывать и потренируетесь в измерении, записи и сравнении разных величин длины. Также научитесь производить вычисления.

IV.Формирование нового знания через деятельностный подход.

Проведём практическую работу.

— У вас на партах лежат две мерки.

Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте измерить длину парты этой меркой. Удобно? (нет)

— Возьмите другую мерку и измерьте длину парты этой меркой. Удобно? (да)

— Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10) Значит, большая мерка равна 10 см.

Такая единица измерения называется ДЕЦИМЕТР. На доске появляется карточка с названием единицы измерения.

— Сколько в 1 дециметре сантиметров? (10см)

— Какова длина парты?

V. Подведение к проблеме.

Давайте понаблюдаем за измерениями. Перед нами отрезок и 3 разноцветные полоски — мерки разной длины (Слайд №2)

ккра — красная

жёлтая

зелёная

— Давайте посчитаем, сколько раз наша красная мерка укладывается в отрезок.

(Прикладывается 1 мерка к отрезку 2 раза). Значит, в отрезок укладывается две мерки.

— Аналогично посчитаем, сколько раз укладывается в отрезок 2 и 3 мерки.

(Получаются: 2 мерка – 3 раза, а 3 мерка – 4 раза).

— Почему у нас получились разные результаты? (Ответы детей)

— Правильно. Мы брали мерки разной длины. В старину люди тоже столкнулись с мерками разной длины, поэтому были приняты единые общепринятые единицы длины.

— Вспомните, какую общепринятую длину вы знаете?

— Правильно. Это сантиметр.

(Показывается полоска в 1см) Слайд №3

— Помогите Мише измерить длину данных отрезков общепринятой меркой – сантиметром.

— Сколько раз укладывается эта мерка в 1 отрезок? (10 раз) Это 10 см.

— А теперь 2 отрезок измерим этой меркой. Вы уже догадались, что нужно сделать?

— Да. Мерка в 1 см слишком мала, чтобы измерить отрезок большей длины. Нам нужна другая мера длины. Давайте её получим. Для этого возьмём мерку в 1 см и отложим 10 раз (Мерка прикладывается к отрезку)

— Люди договорились называть эту новую мерку дециметром.

Записывается это так: 1 дм.

— Сделаем: 1 дм = 10 см

— Какой меркой измерите оставшуюся часть отрезка?

— Чему же равен 2 отрезок? (1 дм 2 см)

— Давайте переведем 1дм 2см в сми вспомним, что число 10 это десяток единиц, а 1 дм – это десяток. Значит: 1 дм 2 см = 12 см

VI. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

VII. Первичное закрепление нового материала.

Работа по учебнику с.78 №2.

Прочитаем и выполним все вместе задание.

(Учащиеся чертят в тетрадях с помощью линейки полоску длиной 10 см, а внизу отрезок в 1 дм.)

10 см

1 дм

— Сравните по длине полоску и отрезок.

Запись в тетради: 1 дм = 10 см.

Задание для любознательных.

-Посчитайте, сколько клеток укладывается в 1 дм? (20 клеток)

— А в 1 см? (2 клетки)

Закрепление пройденного.

— А теперь потренируемся в сравнении и вычислении сложения и вычитания разных единиц длины. (Слайд №4)

7 см 1 дм

2 дм 10 дм

10 дм 1 дм

1 дм 8 см 1дм 7 см

3 дм + 6 дм =

4 дм — 1 дм =

5 дм + 7 дм =

8 дм 6 см — 6 см =

2 дм 9 см — 2 дм =

— Выполним в Р.т. задания №1 и порассуждаем, сравнивая отрезки.

VIII. Самостоятельная работа.

Выполните самостоятельно задания 2, 3 в печатных тетрадях.

— Проверьте друг у друга (Взаимопроверка)

— А теперь проверьте правильность выполнения по Слайду №5.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Какую цель мы ставили? Достигли цели?

— Какая тема урока была?

— О какой новой единице измерения длины узнали?

— Когда ей удобно пользоваться?

— Оцените свою деятельность на уроке, используя сигналы светофора.

(Cлайд №6)

— желтый (не было ошибок);

— зелёный (были ошибки);

— красный (не смог выполнить ни одного задания).






See also:
Яндекс.Метрика