самостоятельная работа на уроках английского языка


Самостоятельная работа на уроках английского языка.

«Tell me and I forget

Teach me and I remember

Involve me and I learn»

Benjamin Franklin

Я считаю, что главная задача учителя – научить детей самостоятельно добывать необходимые знания. Об этом идет речь в ключевых направлениях развития общего образования.

Ядром урока английского языка являются следующие компетенции: языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная, поэтому я при планировании самостоятельной работы на уроке это учитываю и задания дифференцирую. Индивидуальный подход учителя к учащимся имеет большое значение и включает: разработку задний повышенной трудности, рекомендацию более сложной дополнительной литературы, помощь в овладении все более сложными умениями и навыками самостоятельной работы. Заинтересованных учеников выделить легко, они не ждут помощи, сами обращаются за советом. Таких детей нужно всегда стимулировать и оказывать необходимую поддержку. В дальнейшем они помогают другим в качестве консультантов. И это немаловажно для процесса обучения.

Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом. Например, при работе в группах, я провожу лексическую игру 1.« Закончи предложение»

— The computer is….

— I do not like to….

-. We prefer….

или игру на отработку неправильных глаголов 2. «Девятка».

Хорошо отрабатываются правила чтения игрой 3. «Глухой телефон».

При работе в парах провожу игру 4. « Комнатный бой». По рисунку плана комнаты, выясняя, что и где находится, закрепляется структура:

There is… There are… Is there… Are there…

При индивидуальной отработке лексики, например, описать внешность, предлагаю «Составить фоторобот» пропавшего друга или подруги.

Кроме того, учащимся нравится составлять рекламы, кроссворды, синквейны, делать анонсы фильмов. Эти формы работ я использую на своих уроках часто.

Каждая из названных форм призвана создавать развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения учащихся, овладение которыми обеспечит продвижение учащихся в усвоении языка в единстве с развитием их методики.

Для непрерывного развития самостоятельной деятельности учащихся при изучении английского языка необходимы 5 условий:

1.Осознание цели выполняемой деятельности.

2.Знание процедуры выполнения задания.

3.Умение пользоваться соответствующими средствами обучения.

4.Умение видеть опоры в материале заданий.

5.Важно предусмотреть адекватные дидактические условия для успешного самостоятельного выполнения заданий.

Я терпеливо и настойчиво показываю преимущество систематической самостоятельной работы. Для этого использую Интернет-ресурсы, творческие задания, дополнительные источники информации, дидактический материал, презентации и т. д.

Конечно, в организации самостоятельной работы учащихся имеются серьезные недостатки, назову несколько из них:

-учащиеся не осознают практической значимости своей работы,

-нерациональная организация учащимися своего учебного труда,

-учащиеся не знакомы с НОТ,

-проверка заданий поверхностна.

В современных условиях при организации самостоятельной работы большое значение имеют современные технологии. Одной из современных технологий является модульное обучение. «Модульное обучение предполагает строгое содержание учебного материала, четкие требования к знаниям и способам деятельности, алгоритмизацию труда».

Модульное обучение позволяет организовывать индивидуальную самостоятельную работу учащихся. Мы используем модульное обучение в классах на уроках, посвященных повторению и систематизации грамматического материала. На выполнение одного модуля отводится один урок. Обычно такой урок проводится перед контрольной или самостоятельной работой по теме. Учащиеся работают самостоятельно. Выполнив каждое упражнение, они проверяют правильность выполнения по листку контроля, выставляют себе баллы в схеме уровня знаний. Если и после проверки остаются вопросы, учащиеся консультируются с учителем. Каждый работает в своем режиме и в конце работы каждый видит свой результат и понимает, что конкретно ему нужно повторить. Таким образом, несомненно, возрастает самостоятельность учащихся, увеличивается время работы каждого учащегося в отличие от традиционной фронтальной работы над теми же упражнениями. Учитель имеет возможность больше внимания уделять слабым учащимся, объяснить им еще раз пройденный материал.

Почему-то многие понимают термин «самостоятельная работа» только как индивидуальную работу учащихся. Однако большим потенциалом обладают, на мой взгляд, парная и групповая формы самостоятельной работы. Организовать такую работу можно, используя групповой метод обучения или обучение в сотрудничестве. «Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто делать что-то вместе». Главное не соперничество, а сотрудничество. Каждый член группы несет ответственность за успех всей группы.

Существует множество приемов или вариантов обучения в сотрудничестве.

Задача учителя состоит в том, чтобы дать учащимся все необходимые инструкции для успешного выполнения работы. Сделать это нужно в доступной и последовательной форме.

Очень хорошо, когда в группе есть сильный лидер, который может подсказать, где взять опоры или клише, для того, чтобы слабый ученик тоже смог участвовать в рабочем процессе, а не просто сидел и ждал, когда группа закончит работу и он, как член этой группы, тоже получит отметку.

Модульное обучение дает мне хорошую возможность для организации самостоятельной работы с учениками.

При работе с текстом на уроке, учащиеся сначала читают текст, затем фронтально выполняют подтекстовые и текстовые задания. Большое внимание уделяется переводу, который используется не только как средство обучения, но и рассматривается в качестве самостоятельной цели обучения. Текст делится на части, а учащиеся делятся на группы. В данном случае лучше использовать гетерогенные группы, то есть с разным уровнем обученности. За 15 минут группа должна подготовить выразительное чтение и литературный перевод отрывка текста. В конце работы один из участников группы отчитывается за работу, то есть читает и переводит текст. Вся группа получает одинаковые оценки,таким образом, каждый несет ответственность за общий результат работы. Это дает стимул сильным учащимся объяснить материал остальным, а с другой стороны, дополнительную мотивацию получают более слабые учащиеся. Если позволяет время, можно предложить учащимся оценить свой вклад в общую работу. Подобным образом можно организовывать и другие виды работы с текстом.

Изучая или повторяя тему «Праздники англоговорящих стран» можно организовать работу следующим образом. Учитель на доске(или на карточках, которые размещаются в разных углах класса) пишет названия 3-4 праздников. Каждый учащийся выбирает праздник, о котором он больше знает, который ему больше нравиться. Таким образом, формируются группы из 3-4 человек. Если группа большая можно разделить ее на две. Затем каждая группа садится вместе. За 15-20 минут они должны обсудить выбранный праздник, стараясь собрать всю информацию. Кроме того, они должны придумать вопросы о других праздниках Затем организуется обсуждение. Каждая группа задает вопросы другим командам и отвечает на вопросы о своем празднике. Команда получает по 1 баллу за каждый вопрос и по 2 за каждый правильный ответ. Таким образом, происходит обобщение материала, совершенствуются умения устной речи. Учитель выступает в роли организатора. Он должен следить, чтобы во время обсуждения в группах, ребята говорили на английском языке. Можно вычитать баллы, если учащиеся переходят на родной язык. Кроме того, необходимо контролировать, чтобы все члены группы принимали участие в работе. Можно организовать подобную работу при повторении практически любой темы. Обсуждение в малых группах позволяет всем учащимся, в том числе более слабым или тем, кто стесняется выступать перед всем классом, говорить на английском языке.

Важную роль в становлении самостоятельности учащихся играют самоконтроль и самокоррекция. Для развития самоконтроля и самокоррекции на уроках , я стараюсь предоставлять учащимся возможность проверить свою работу, сверить с образцом. В связи с этим, встает проблема отношения учителя к ошибкам. На мой взгляд, при изучении иностранного языка-ошибки естественны и неизбежны. Нужно дать возможность ученикам самостоятельно исправить свою ошибку. В этом случае ошибка будет являться не тормозящим, а развивающим фактором в процессе обучения. Развитию умений самоконтроля способствует взаимоконтроль. Научившись видеть ошибки в речи других, ученики смогут лучше контролировать свою речевую деятельность. Я широко применяю взаимоконтроль на уроках. В малых группах учитель, переходя от группы к группе, может помочь тем, кто испытывает трудности. С одной стороны, такая работа позволяет увеличить время речевой практики на уроке, так как говорят одновременно несколько учащихся. С другой стороны, чтобы учебная деятельность была интересной и давала удовлетворение.

Однако мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес ученика. Необходимо далее, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во-вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты. Таким образом, школа становится самообучающейся организацией.






See also:
Яндекс.Метрика