самоанализ в портфолио


Раздел 2. Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности

2.1. Введение

Стратегической целью государственной политики России в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Достижению этой цели способствует эффективная стратегия развития образования Республики Бурятия, включающая в себя стратегию начального общего образования, которая в свою очередь строится и функционирует на ряде принципов.

Первым можно назвать принцип качественности образования. Для достижения качества требуются новые государственные образовательные стандарты, новые образовательные технологии, новые учебники, формы и методы образовательной деятельности, переподготовка педагогических кадров.

Идеологической основой новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования является духовно-нравственное воспитание. В основе построения содержания ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, позволяющий выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального и познавательного развития учащихся (предметные, метапредметные, личностные).

Второй принцип — социальная ориентация образовательной деятельности. Это означает, что образование должно быть доступным каждому гражданину. Что касается стратегии организации школьного образования «Наша новая школа», то она ориентирована на поиск и развитие талантливых детей, так же как и на необходимость усилить внимание и ко всем остальным учащимся.

Третий принцип образовательной деятельности — системность и комплексность. Это означает, что в постановке образовательной деятельности надо видеть всё множество проблем, их взаимосвязь, использовать не один, а несколько методов воздействия, выбирать такие направления, которые позволяют строить эффективную работу.

Четвёртый принцип — фундаментальность общего среднего и высшего профессионального образования. Этот принцип означает необходимость такого содержания образования, которое создаёт основу для развития личности, возможности для дальнейшего самообразования, овладения знаниями основ изучаемых наук.

Пятый принцип — эффективность образования. Это предполагает такую организацию образовательной деятельности, которая позволяет при меньших затратах средств и времени получать больше знаний.

Таким образом, в образовательной политике подошло время для реализации идеи перехода от обучения всех — к образованию каждого! Образовательная программа МОУ «Татауровская СОШ» Прибайкальского района РБ, ООП НОО данной школы, программа развития «Татауровская школа – расписание твоего успеха», комплексная программа воспитательной работы школы построены с учетом новых концепций развития образования, позволяющих каждому учиться своим темпом усвоения учебного материала, развиваться по своей собственной, наиболее подходящей, траектории образования.

Исходя из основных тенденций развития образования, наша школа работает над следующей целью образовательного процесса: создание среды, способствующей формированию саморазвивающейся и самореализующейся личности на основе внедрения компетентностного подхода в образовательном и воспитательном процессе.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие группы задач:

Обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям;

Совершенствовать организацию учебно-воспитательного процесса:

совершенствовать взаимодействие учебных дисциплин на основе интеграции; развивать дифференциацию обучения, технологию проблемного обучения; внедрять в учебно-воспитательный процесс технологии, формирующие ключевые компетенции; формировать физически здоровую личность.

2.2. В соответствии с задачами школы осуществляется и моя деятельность как педагога, воспитателя. Я считаю, что личностно-ориентированное образование предполагает целенаправленное формирование таких качеств учащихся, способностей, ценностей, которые помогут им успешно функционировать в условиях современного общества. Поэтому целью своей профессиональной деятельности я определяю сочетание теоретического знания с видением его практического применения как условия становления личностной значимости обучения. В этом контексте задачами педагогической деятельности определяются создание условий не только для достижения учащимися знаний, умений, навыков, но и условий для развития у школьников умения проверять, контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения, понимать, ценить, уважать окружающих. Более конкретно задачи педагогической работы можно сформулировать следующим образом:

Работать над активизацией познавательных процессов, учебной мотивации;

Создавать условия для раскрытия творческого потенциала детей;

Повышать уровень самоконтроля в проявлении своего состояния в ходе общения;

Повышать уверенность в своих силах;

Формировать коммуникативные навыки, позитивную моральную позицию.

2.3. Анализ и оценка условий профессиональной деятельности

Осуществлению вышеперечисленных целей и задач способствуют следующие условия профессиональной деятельности:

Материально-техническая база:

В Татауровской школе обучается 226 человек. В школе имеется спортивный зал, игровая площадка, каток, столовая, музей, 3 интерактивные доски, лингафонный кабинет. Наличие компьютерного класса позволяет мне проводить уроки с использованием интерактивной доски, готовиться к урокам. В кабинете, где я работаю, имеется учебная мебель с учетом физических параметров детей, книжные шкафы, где хранятся учебные стандарты, рабочие программы, инструкции по технике безопасности, методическая литература, разработки классных часов и мероприятий, портфолио учащихся. Кабинет оснащен новой доской, учебными стендами. К сожалению, в классе нет интерактивной доски, но в будущем учебном году планируется приобретение для кабинета современного телевизора. Учебный класс пополняется наглядными пособиями, обучающими дисками по предметам. Часть материала оформила сама. Пополняю кабинет методической литературой (Приложение 1).

Информационное обеспечение:

Расширение объема самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой требует организации работы библиотеки и комплектование ее фондов на принципиально новой основе: в школьной библиотеке сформирована медиатека. Пользование сетью Интернет стало неотъемлемой частью деятельности всех участников педагогического процесса в школе. В работе педагогам оказывает помощь и школьный психолог.

Методическое обеспечение:

Инструментом для достижения результативности в образовательном процессе является методическое обеспечение. Выбирая учебно-методический комплекс, я ориентировалась на концепцию целенаправленной работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения содержания, положенную в основу УМК «Гармония» (научный руководитель — Н. Б. Истомина). В комплекте реализованы способы организации деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, ее решением, самооценкой; способы организации продуктивного общения; способы формирования понятий на доступном для детей уровне, осознания причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей. По каждому предмету мною разработаны рабочие программы на основе УМК «Гармония». (Приложение № 2 – рабочая программа по математике).

Кабинет снабжен наглядным, раздаточным материалом, но в школе недостаточное количество электронных учебников, тетрадей, пособий. Поэтому мы самостоятельно разрабатываем презентации, подбираем видео-, аудио-сопровождение к урокам по всем предметам, формируем банк КИМов, опираясь на материалы сайтов http://www.umk-garmoniya.ru, http://www.rosolimp.ru. Учащиеся умеют пользоваться данными ресурсами, поэтому самостоятельно осуществляют поиск материалов к урокам, внеклассным мероприятиям, опираясь на список сайтов, представленных на информационном стенде.

Направления повышения квалификации с момента последней аттестации

Оказанию информационной и методической поддержки в области образования, адаптации к ФГОС, подготовке к прохождению аттестации по новым правилам способствуют курсы повышения квалификации педагогов. Для улучшения своей профессиональной деятельности я посетила 314 часов КПК (таблица представлена выше).

Позиция руководства по созданию условий для успешной работы

В Татауровской школе сравнительно молодая администрация – средний возраст 38 лет. Современное видение системы управления требует от администрации школы понимания, изучения как можно большего числа связей, отношений между частями системы и опоры на эти связи в работе. Директор школы стремится создать условия для успешной работы учителей. Совместно с заместителями он организует методическую поддержку коллективу, привлекает общественность к управлению школой. Целесообразным в работе дирекции стало то, что она привлекает к участию в социально значимых проектах каждого члена коллектива. Это позволяет школе развиваться, приводит ее к лучшим результатам.

В 2007 году я являлась членом группы по разработке проекта школы по введению НСОТ педработников. Татауровская школа стала победителем I Республиканского конкурса среди ОУ, вступивших в данный эксперимент. Кроме того, я была в составе проектных команд по разработке: в 2009 году — программы развития школы, в 2011 году — образовательной программы школы.

В настоящее время вместе с коллегами я нахожусь в составе рабочих групп школы по введению ФГОС НОО, по введению электронного журнала (Приложение 3).

В педагогический состав школы вливаются молодые кадры. Мы, учителя со стажем, становимся для них старшими коллегами. Так, я участвую в школьном наставничестве.

С 2002 года являюсь одним из руководителей школьной команды КВН, игравшей в Республиканской Лиге КВН школьников. С 2005 года руковожу палаточным лагерем «ПриBOY» Татауровской школы. В 2008 году лагерь стал победителем среди палаточных лагерей республики. Информация о «ПриBOY» была напечатана в сборнике «Страна Подлеморье» Министерства образования РБ (Приложение № 4).

2.4. Анализ и оценка качества образовательного процесса

Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Образовательная и воспитательная система школы создается объединенными усилиями всех участников образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Важна и роль социума, в котором функционирует школа.

Личный опыт, посещение уроков и занятий других педагогов, изучение передового опыта позволяет мне использовать в урочной и внеурочной работе различные педагогические технологии. Для реализации поставленных целей, я выбираю следующие технологии:

Технология личностно-ориентированного обучения;

Разноуровневое обучение;

Игровые технологии;

Информационные технологии;

Гуманитарные технологии;

Технология проблемного обучения;

Технология портфолио;

Здоровьесберегающие технологии.

По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели ЛОО следует различать следующие понятия. Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала. В контексте этого подхода по УМК «Гармония» разработаны разноуровневые контрольные работы по математике. Учащиеся самостоятельно вправе выбрать близкий им уровень. Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе дифференциации: по знаниям, способностям. Например, мною разработаны индивидуальные образовательные траектории: для учащегося, готовящегося к олимпиаде — ИОТ «Интеллект», для участников научно-практических конференций — ИОТ «Мысль»; для ученика, испытывающего затруднения в обучении, — ИОТ «Могу, как Юра» (Приложение № 5). Индивидуальный подход — обучение детей с учетом их индивидуальности: успеваемости, способностей. Субъектно-личностный подход — отношение к ребёнку как к уникальности, неповторимости. В реализации этих подходов работа должна быть системной. При ЛОО мы выстраиваем образовательный процесс так, что целью обучения является развитие личности ребёнка; отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора способов и форм учебной работы, характера ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.

Развивать элементы фантазии, черты самостоятельности, активности, умение концентрировать внимание помогает игровая деятельность, которая еще и направляет деятельность учащихся на решение учебных задач. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения детей к учебной деятельности. Целью игровых технологий является решение ряда задач:

дидактических (расширение кругозора; формирование определенных умений и навыков для познавательной и практической деятельности);

развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, творческих идей, умения находить оптимальные решения и др.);

воспитывающих (воспитание самостоятельности, формирование нравственных и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма);

социализирующих (приобщение к ценностям; адаптация к условиям среды).

У ребенка в игре формируются воображение, умение переносить свойства одних вещей на другие. Игра позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в новых условиях образования активно применяются информационно-коммуникационные технологии. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению. Основным средством ИКТ является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Среди учителей широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, органайзеры и т.п. Через глобальную сеть Интернет мы получаем мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, хранилищам файлов и т.д.). Во всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов. Индивидуальная работа с образовательными электронными изданиями способствует глубокому усвоению материала. В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, группы новостей, чат. Этими средствами легко пользуются и учащиеся. С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным моделирование научно-исследовательской деятельности.

Применение современных средств ИКТ во всех формах обучения может приводить к негативным последствиям психолого-педагогического характера, физиологического состояния и здоровья обучаемого. Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным моментам: срабатывает принцип экономии сил — заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты и решения задач не повышают эффективность обучения и воспитания.

Поэтому одна из главных задач педагога заключается в том, чтобы создать условия для достижения осознанного взаимодействия взрослых членов семьи и педагогов. Это способствует комфортному вхождению каждого ребенка в систему правильного распределения времени работы с компьютером, выполнения домашней работы, а так же активных отношений с окружающим миром.

Решить эту задачу можно и используя гуманитарные технологии. Важной особенностью гуманитарных технологий является диалогичность. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного диалога: побуждающего  или  подводящего.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески, и развивают творческие способности. Важную роль в организации побуждающего диалога играет создание различных ситуаций на уроке.

1. Создание «ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу без затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.

2. Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.

3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Появляется новая задача: «Что делать дальше?». Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка. Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение – в форме подводящего диалога.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию, ведёт к «открытию». Например, на уроке литературного чтения в 3 классе по теме «Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится» создание проблемной ситуации произошло с помощью подводящего диалога при подведении итога урока (Приложение № 6).

К гуманитарным технологиям относится и технология проблемного обучения. Суть технологии проблемного обучения заключается в системе методов и средств обучения, основой которых выступает моделирование творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения данной проблемы.

Продукты собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенные для узкой или широкой демонстрации, учащиеся учатся представлять в индивидуальном портфеле достижений. Это является отличительной особенностью технологии портфолио. Портфолио – органайзер школьника, незаменимый инструмент формирования его оргдеятельностной компетенции. Это одновременно и форма, процесс организации и технология работы учащихся по анализу и оценке, развитию рефлексии, осознанию и планированию результатов. У каждого ученика в классе имеется портфолио, работу над которым мы начали во 2 классе. В 4 классе планируется подведение итога достижений в начальной школе.

Новые федеральные стандарты диктуют новые условия работы с портфелем достижений. С 1-го класса дети начинают учиться формировать папку. К этой форме оценивания уже готовы родители и учителя будущих первоклассников.

В основе успешного развития личности лежит познавательный интерес.

Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к изучению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть, и ряда учебных предметов.

На своих уроках использую такие способы повышения познавательного интереса, как:

Решение заданий повышенной трудности и нестандартных заданий;

Разнообразие уроков, нешаблонное их построение, использование ТСО, наглядных пособий, разнообразие устного счета, творческие задания, игры и т.д.;

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием форм самостоятельной, групповой творческой, проектной деятельности;

Создание положительной Я-концепции, построение системы сотрудничества на основе поддерживающего образования (авторы Е.Н. Шиянов и Н.Б. Ромаева);

Использование различных форм обратной связи: опроса, устных и письменных контрольных работ, различных тестов, диктантов по предметам и т.п.;

Разнообразие домашнего задания;

Установление внутренних и межпредметных связей, с показом и разъяснением применения знаний в жизни.

Таким образом, формируя познавательный интерес, обеспечиваю благоприятную атмосферу для движения своих учеников к решению задач, которые ставятся обучением.

Для осознанного «проникновения» в тему урока применяю такой структурный компонент, как формулирование темы и цели урока учащимися по методике Бакулиной Г.А.

На основе увлекательной поисковой работы пополняются и шлифуются литературоведческие знания детей, совершенствуется их внимание, речь, мышление, память. Учитель использует заранее подготовленные опорные фразы, по которым ученики формулируют тему и дидактическую цель урока, в результате создается установка на плодотворную работу. Тема и цель осознаются детьми, становятся им понятными. Например, на уроке литературного чтения в 3 классе по теме «Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится» применяется методика Бакулиной Г.А. при подведении к теме. После прослушивания музыкального произведения П. Чайковского «Времена года» дети просматривают репродукции картин А. Саврасова «Грачи прилетели», В. Грабаря «Иней», Д. Ханхарова «Весна на Байкале». После обсуждения задаются вопросы: «Какому времени года были посвящены эти произведения?», «Какова тема нашего урока на ваш взгляд?». Далее перед изучением произведения Ф.Тютчева предлагается определить его название по принципу антиципации гласных. На доске запись «ЗМ НДРМ ЗЛТС» с пропуском гласных. Ребятам работа интересна, поскольку в ней еще присутствует и игра.

Достигнуть дидактической цели урока позволяет и метод проектов. Данный метод стал востребованным среди учителей. Через детальную разработку проблемы (технологию) достигается вполне реальный, осязаемый практический результат, оформленный тем или иным образом. Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи, для решения значимой проблемы и оформленной в виде некоего конечного продукта.

В начальных классах использование этого метода наиболее целесообразно, на мой взгляд, в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся наиболее осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление. Так, со своими классами мы выполняли проекты, различные по своей значимости, по своему продукту. Например, проект–книга 3 класса «Красавица – Весна», проект-путеводитель 4 класса «На севере Европы» (Приложение № 7). Существуют и проект-мультфильм, проект-мечта «Школа будущего» и другие.

Учитывая вышесказанное, можно заключить, что я использую в работе интерактивные методы. Их костяком являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. В работе с детьми я использую следующие:

Творческие задания;

Работа в малых группах;

Обучающие игры (ролевые игры, деловые игры и образовательные игры);

Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

Разминки;

Изучение, закрепление темы: «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого».

Стараюсь работать над развитием творческого потенциала у детей. Развиваю такие качества, как активность, любознательность, фантазию, зоркость, оптимизм, гибкость мышления. Развитию интереса к разным областям науки и техники, любознательности, уровня интеллекта способствует использование метода исследования. Данный метод применяю не только на уроках. В рамках школьного научно-исследовательского общества ребята защищают проекты-исследования на интересные им темы (Приложение № 8).

В поисках путей более эффективного использования рабочего времени особую значимость приобретают формы организации учебной и внеучебной деятельности учащихся. Например, коллективно-групповые занятия, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые и интеллектуальные игры, постановки сказок, спектаклей, литературно-музыкальных композиций, инсценирования и другие.

Работая по различным технологиям, мы ежедневно реализуем компоненты здоровьесберегающих технологий. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач школы. Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети. Но, по мнению Г.Е. Гуна, руководителя российского центра «Здоровье школьника»: «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». С этими словами нельзя не согласиться. Психологическому комфорту способствует также использование гуманитарных технологий, которые применяет и школьный психолог. В рамках здоровьесберегающих технологий мы проводим физминутки на уроках, следим за правильной посадкой за партой, в соответствии с возрастными нормами задаем домашние задания и т.п. Параллельно проводим мониторинг здоровья детей, анализ и профилактическую работу, которая позволяет добиваться повышения числа участников спортивных соревнований, посещающих секции, снижения количества пропусков уроков по болезни.

Пропуски уроков по болезни

Благодаря применению ЗСТ снижается количество пропусков уроков по болезни, повышается общая активность, работоспособность, выносливость детей.

Вообще, перечисленные выше педагогические технологии, методы, приемы и формы организации деятельности учащихся мы применяем и в воспитательной работе. Исходя из воспитательной системы школы, я разработала и реализую воспитательную программу класса. Цель моей воспитательной программы – формирование и раскрытие творческой личности школьника. Основными задачами в своей работе считаю:

Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

Развивать познавательную активность учащихся;

Содействовать формированию нравственных позиций школьников;

Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе;

Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.

Принципы учебно-воспитательной работы:

Деятельностный – предполагает, что личность формируется не в вакууме, а в жизненных ситуациях, этической системе человеческих взаимоотношений, которая возникает в совместной деятельности всех субъектов учебно-воспитательной системы;

Принцип сотрудничества – взаимодействуя, сотрудничая друг с другом, дети и взрослые взаимно обогащаются, приобретают опыт социальной активности, терпимости, т.е. тех качеств, которых требует от них демократическое общество;

Принцип открытости — участие в процессе всех социальных институтов;

Средовой – учет, использование в процессе воспитания среды (семьи как главного воспитателя, ответственного за экологию детей, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и другого окружения ученика.)

Своим резервом качества и эффективной работы с детьми считаю применение технологии КТД — коллективного творческого дела. Коллектив не усредняет личность, не приводит к человеческому единообразию. Напротив, помогает сформировать в каждом индивидуальность, яркую и неповторимую. У моих выпускников сформированы стремление к самоопределению и самообразованию, т.е. такие умения как:

самостоятельно работать с источником знаний, вести экспериментальную, практическую деятельность;

умение анализировать, сравнивать, обобщать, сообща систематизировать материал;

общаться с окружающими в стиле сотрудничества, взаимоуважения.

(В приложении № 9 представлены фрагменты плана ВР).

Благодаря открытости, коллективности с одной стороны и обособлению, сохранению индивидуальности с другой стороны, ребенок становиться личностью. Главным помощником ему становится взрослый наставник – учитель, подающий пример личным поведением, опирающийся на свои знания. Педагогу еще и необходимо быть современным, идти в ногу с настоящей эпохой, быть образованным, воспитанным.

Особое внимание в учебно-воспитательном процессе я уделяю работе с семьей. Задолго знакомлюсь с родителями будущих первоклассников. Провожу первое родительское собрание за год до поступления в школу, на котором рассказываю, как правильно подготовить ребенка к школьной жизни, знакомлю родителей с правилами внутреннего распорядка школы. Большую помощь педагогу оказывает анкетирование родителей. Каждый родитель получает памятки, в которых даны рекомендации, как сформировать положительное отношение к школе, какие школьные принадлежности потребуются к началу учебы первокласснику и т.п. Посещая семьи, стараюсь выяснить взаимоотношения между членами семьи, их интересы и возможности. В дальнейшем это позволяет привлечь родителей к активной работе с классом, сформировать родительский комитет.

В работе с родителями ставлю ряд задач:

формирование условий для сотрудничества педагогов и родителей на всех этапах воспитательного процесса: целеполагания, отбора содержания, средств воспитания, их реализации, анализа и оценки результатов;

проведение консультаций по вопросам обучения и воспитания школьника;

создание системы психолого-педагогической помощи учащимся и их родителям.

Для достижения поставленных задач использую такие формы, как индивидуальные консультации и беседы, анкетирование, родительские собрания, дни открытых дверей, совместные творческие дела и праздники, информационные уголки для родителей.

Особое внимание уделяю семьям: многодетным, неполным, где растет один ребенок, замещающим, так как в этих семьях встречаются трудности в воспитании детей. Работу в данном направлении строю и корректирую с учетом рекомендаций психолога.

Для каждого родителя ребёнок – самая большая ценность, поэтому стараюсь давать информацию тактично. Прежде чем высказывать негативную информацию, называю все положительные моменты в работе ученика, затем – результаты мониторинга успеваемости по предметам, и только после этого даю рекомендации для устранения недостатков. На своём опыте убедилась, что ребёнок нужен кому-то только тогда, когда он нужен родителям. В этом стараюсь убедить и родителей. Последние годы мне повезло работать с родителями, которые заинтересованы в развитии своих детей, в их обучении и воспитании. Очень стараюсь поддерживать тесную связь с семьями и искренне радуюсь самым незначительным успехам детей. Я убеждена, что главное в моей работе это не только оказание образовательных услуг, но и создание условий для развития личности ребёнка.

Все свои достижения, успехи, праздничные выступления и моменты будничной работы мы стараемся запечатлеть в фотографиях. Наш виртуальный альбом хранится в компьютере, насчитывает множество фотографий и взрослеет вместе с детьми. Традиционными для класса стали такие мероприятия, как День знаний, осенний поход в лес, оформление классного уголка, поздравление на дому пожилых людей, эстафета «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мастерская деда Мороза», игра-викторина «Юные натуралисты, отвечайте!», День защитников Отечества, 8 марта, День смеха, изготовление сувениров для ветеранов, конкурс чтецов, посвященный 9 мая, участие в сельском митинге, весенний поход на реку, классные праздники «День именинника» и «Как мы окончили этот класс». В кабинете «работает» шкаф, в котором множатся книжки-проекты «Как наш класс провел каникулы», «Мои родители», «Дочки-матери» и другие. Пополняется литературой и классная библиотечка.

Каждым учеником моего класса ведётся портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

Информационно-методическая деятельность

Школа, в соответствии с современными тенденциями развития общества, вносит в процесс образования такие черты, как динамизм и вариативность, направленные на развитие талантов, умственных и физических способностей учащихся.

Методической темой Татауровской школы является: «Формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности учащегося в системе личностно-ориентированного обучения». В наше время в обществе пропагандируются гуманистические, общечеловеческие ценности. Меня, как и каждого из нас, беспокоит проблема развития ребенка. Изучая концепции педагогики, основанные на личностно-ориентированном подходе, что-то я приняла с радостью, над чем-то задумалась. Понятно одно: все концепции ориентированы на развитие способностей детей, которое происходит в процессе выполнения ими практических действий совместно с одноклассниками и с учителем. Обобщив все, «пропустив через себя», применяю в работе то, что подходит моим ученикам. Поэтому тема моей методической работы сформулирована так: создание условий для развития нравственной, самодеятельной, творческой личности.

Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Я – не исключение. Нахожусь в постоянном развитии. Особенно большое влияние на формирование моего профессионализма оказывает научно-методическая деятельность. Она предполагает:

постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых;

— изучение прогрессивного опыта коллег;

— ознакомление с новыми концепциями воспитания и обучения детей, их оценка и др.

Неустанный творческий поиск, умение моделировать урок, учитывать все до мелочей, используя при этом опыт передовых учителей и собственное творчество, ведут к переоценке своей деятельности, своего потенциала. Стали появляться новые взгляды на творчество, задумки на будущее. Но анализ своей работы необходимо делать постоянно.

Распространение и обобщение собственного педагогического опыта

Уч г

Мероприятие, тема участия

Форма

Уровень

2008

Урок русского языка в 4 классе

«Предложения простые и сложные»

Открытый урок

Школьный

Организация районного семинара «Деловая игра как реализация профессиональных умений»

Доклад, проведение практикума

Муниципальный

Семинар «Личностно-ориентированные технологии в обучении и воспитании школьников»

Доклад «Модель поддерживающего обучения в ЛОТ»

Муниципальный

Обобщение опыта в рамках конкурса «Учитель года-2008»

Распространение опыта, открытый урок

Муниципальный

Обобщение опыта в рамках конкурса «Учитель года-2008»

Аналитические материалы, урок

Республиканский

2009

Внеклассное мероприятие «Прощание с начальной школой»

Открытое внеклассное мероприятие

Школьный

Урок математики в 1 классе «Число и цифра 5»

Открытый урок

Школьный

Праздник в 1 классе «Мы школьниками стали»

Открытое внеклассное мероприятие

Школьный

«Качество дошкольного и начального образования в условиях реализации

ПНПО «Образование».

Доклад на НПК

Республиканский

Находилась в составе жюри муниципального конкурса «Учитель года-2009»

Конкурс пед мастерства

Муниципальный

Обобщение опыта работы в рамках конкурса «Лучший по достижениям»

Аналитические материалы

Муниципальный

2010

Член экспертной группы по оцениванию портфолио аттестующихся учителей района

Аттестация учителей

Муниципальный

Член экспертной комиссии по аккредитации МОУ «Ильинская СОШ» Прибайкальского района РБ

Аккредитация МОУ «Ильинская СОШ»

Муниципальный

Семинар «Научно-исследовательская деятельность учителя начальных классов»

Доклад по теме, презентация

Муниципальный

Урок в 1 классе «Спасибо тебе, Азбука!»

Открытый урок — праздник

Школьный

Классный час «Салют Победы» (отбор учащихся на сельский митинг к 9 мая)

Открытое внеурочное мероприятие

Школьный

2011

Урок во 2 классе «Праздник первой оценки»

Открытый урок — праздник

Школьный

Семинар «Введение новых ФГОС НОО. Проблемы и перспективы»

(Приложение № 10- текст доклада)

Доклад с презентацией

«Технология модульного обучения»

Муниципальный



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика