самоанализ педагогической деятельности_39454


Где-то есть город тихий, как сон.

Пылью тягучей по грудь занесён.

В медленной речке вода, как стекло.

Где-то есть город, в котором тепло.

Наше далёкое детство там прошло…

В городе этом сказки живут,

Шалые ветры с собою зовут.

Там нас порою сводили с ума

Сосны до неба, до солнца дома.

Там по сугробам неслышно шла зима.

Дальняя песня в нашей судьбе,

Ласковый город, спасибо тебе.

Мы не приедем, напрасно не жди,

Есть на планете другие пути.

Мы повзрослели, поверь нам и прости.

Город Детства.… Только с возрастом понимаешь, как этого не хватает. Порой так хочется вернуться назад. Но обратной дороги нет.… А мне не хотелось «уезжать» из этого города. И свою мечту я осуществила, избрав для себя профессию учителя.

Своеобразна и необычна работа учителя начальных классов. Необходимо быть специалистом в области разных наук: математики, русского языка, литературы, биологии, географии, так как учитель начальных классов это преподаватель математики, чтения, обучения грамоте, окружающего мира, изобразительного искусства и других предметов в одном лице.

В этом сложном виде учительского труда мне помогают мои милые, хорошие ученики. Я стараюсь сделать детей счастливыми хотя бы на миг, хотя бы на час на уроке, экскурсии, на школьном празднике. Большое значение при этом уделяю слову. Ведь слово учителя, имеющее много оттенков – это универсальный инструмент. Поэтому как можно чаще говорю своим подопечным о том, что они хорошие, воспитываю в них чувство собственного достоинства. Эта заповедь – основа моей работы, моё педагогическое кредо.

Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка.

Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес.

Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения.

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника.

В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Я всегда помню, что познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.

Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность.

Становление личности школьников прежде всего происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу;дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу.

Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.

Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости.

В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.

Прекрасным средством воспитания и обучения является игра.

Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приёмами процесса познания.

Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариативных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования.

В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А ещё они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса.

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.

Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово.

Искренней любовью я завоёвываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить.

Основными задачами своей работы считаю формирование прочных знаний, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, для того чтобы учащиеся «добывали» знания и применяли их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда.

С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. Сейчас нахожусь в поиске новых форм, методов, приемов обучения и воспитания. При этом отдаю предпочтение нетрадиционным формам, использованию ИКТ. Широкое использование сюжетных игр, проблемных ситуаций, ИКТ способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения.

Постоянно ищу новинки в методической литературе, газетах, журналах, интернете.

В результате поисков, раздумий, практической работы у меня сложилась собственная система обучения, которая отражена в индивидуализированной программе «Методика формирования беглого осознанного чтения в начальных классах» (формы, приёмы, методы, средства). В основе её лежат идеи, принципы, убеждения, которые в целом представляют мою педагогическую философию. Ядро этой философии – моё убеждение, что ребёнок — главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность, независимо от конкретных успехов в учёбе.

Результатом использования программы является высокий уровень обученности по чтению – 81%, КЗ повысилось с 81% до 87% на 6%.

На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования.

Процесс информатизации образования, который является одновременно основным требованием и результатом развития современного общества, ставит перед каждым учителем новые задачи:

овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения,

ориентироваться в возросшем потоке информации, уметь ее находить, перерабатывать и использовать,

научить детей пользоваться информацией.

Для реализации поставленных задач я овладела основами необходимых знаний и накопила личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий, научилась применять их в учебном процессе.

Я понимаю, что невозможно все уроки строить, используя информационные технологии. Да это и не нужно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но на большинстве уроков компьютерные технологии — мои главные помощники!

На сегодняшний день мы имеем следующую материально-техническую базу:

-учащиеся имеют отдельный вход в здание;

-оборудованную раздевалку и зону отдыха;

-оснащенный класс для занятий как урочной, так и внеурочной деятельностью (компьютер, экран, проектор, DVD), где первоклассники имеют возможность заниматься проектной деятельностью;

-занятия в школе проводятся в одну смену;

— учебный класс   располагается на первом этаже, комната отдыха и игровая – на втором;

— имеется столовая, в которой организовано  питание.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным инвентарем для младших школьников, музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой.

Школа располагает  классом, оборудованным компьютерной техникой, подключенной к локальной сети Интернет. В кабинете информатики имеются 10 компьютеров, проектор, экран, интерактивная доска.

Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.

Передо мной, как педагогом, ежедневно, ежеурочно стоят вопросы:

Как заинтересовать ребенка учебным предметом?

Как интересно и доступно донести до учащегося новый материал?

Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?

Я решаю их путем включения учащегося в ситуации творческой частично-поисковой и исследовательской деятельности. Всегда работаю под девизом: «Учение с увлечением!», потому что понимаю, что через сказку, игру – лежит дорога к сердцу ребенка. Стремлюсь строить обучение так, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся. На наших занятиях воплощаются в жизнь и постоянно совершенствуются интенсивные методы нового образования: самостоятельное “строительство” знаний путем творческого поиска решений и открытий. С помощью этих занятий учащиеся овладевают навыками работы в парах, группах, учатся договариваться, отстаивать свою точку зрения. Коллектив становится дружнее и сплочённее.

Работая по традиционной программе «Школа России», использую на своих уроках элементы развивающего обучения. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность. УМК «Школа России» — одна из традиционных учебных программ России, по подобной программе обучались наши родители и мы сами. Основная цель УМК — развитие интереса у ребенка к истории своей страны, познание её духовного величия.

Центральное место в учебной деятельности моих учеников занимают такие приёмы, как анализ, синтез, доказательство, сопоставление. Дидактический процесс строю, опираясь на следующие положения:

ученики являются добытчиками знаний;

процесс учения становится поисковым;

важнейшим звеном процесса обучения становится альтернатива, а не образец учителя;

опора идёт на два основных принципа обучения: доступность как меру трудности и наглядность как дидактическую поддержку.

В ходе анализа проблемных ситуаций каждый учащийся понимает, что для ответа на вопрос его знаний недостаточно, поэтому обучение приобретает личностный смысл. Вместе с детьми участвую в процессе, даю необходимую информацию, оставляю пространство для размышления детей.

Осуществляю проблемное обучение на основе деятельностного метода по схеме:

1.Постановка учебной задачи

2.«Открытие» детьми нового знания

3.Самостоятельная работа

4.Контроль и самоконтроль

Перед уроком, на котором учащимся предстоит решить проблему, я заранее подвожу их к ней, допускаю размышления вслух, даю задание на сообразительность. Конечно, это очень не просто проектировать урок, ведь необходимо учитывать множество нюансов, продумывать тщательно каждый момент урока, но делаю я это с удовольствием.

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся. Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.

Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через компьютерные технологии.

Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки, тесты, таблицы, с использованием программы Power Point;

для организации коллективной и групповой работы (проекты);

как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).

Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word 2007 и Power Point.

Компьютерные технологии на уроках — мои главные помощники! Учу детей применять их не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт применения данной технологии позволил:

— повысить эффективность обучения;

— дать возможность организовать проектную деятельность учащихся по созданию презентаций (Проекты «Моя семья», «Наш класс»);

— совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;

— вырабатывать навык работы с различными источниками информации.

Использую игровые технологии. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности.

Применяю технологию разноуровневого обучения. В своей педагогической деятельности использую дифференцированный подход обучения. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками, даю разноуровневые задания, что помогает поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся.

Здоровьесберегающая технология, применяемая в виде валеологических, динамических пауз, позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование.

Я — классный руководитель. Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности.

Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности.

Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность.

Дети моего класса активно участвуют во всех школьных мероприятиях.

С первого класса каждым учеником ведётся портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

Уровень психологической атмосферы в классе доброжелательный. Дети неконфликтны. Они всегда стараются помочь друг другу в различных ситуациях. Главной задачей своей воспитательной работы считаю создание в коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. Формирую способности ребят строить свои отношения по принципу четырех П: принимать, понимать, помогать, прощать. С целью сплочения коллектива провожу различные мероприятия, пробуждающие интерес ребенка к самому себе, формирую самоуважение, уважение к другим.

Умение создавать на уроках и во внеклассной работе комфортную среду – составляющая успешного процесса обучения и воспитания. Слежу за межличностными отношениями в коллективе, стараюсь создать условия для того, чтобы каждый ученик смог проявить себя как личность, раскрыть свой талант. Для этого всё делаю для того, чтобы ребята чувствовали себя комфортно, уютно в классном коллективе.

В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. Провожу встречи с родителями, используя основные формы родительских собраний:

собрание-лекторий;

«круглый стол»;

тематическая дискуссия;

консультации;

собрание-практикум;

общешкольная и общеклассная конференция и др.

На них знакомлю родителей со спецификой обучения в начальных классах; обсуждаем цели, задачи и итог нашей совместной деятельности, даю рекомендации по выполнению домашнего задания, отвечаю на встречные вопросы; советую, как лучше помочь ребенку; приглашаю родителей по мере необходимости на индивидуальные беседы, посещаю родителей на дому (считаю, что такие меры помогают мне быстро и безболезненно найти контакт с их ребёнком, помогают подобрать к нему «ключик», раскрывая его характер, привычки, наклонности); использую и заочную форму общения с родителями. Выставляю оценки в дневники, за участие в конкурсах записываю благодарности, за проделанную ребёнком дополнительную работу также благодарю родителей и ученика, отличные успехи тоже не остаются неотмеченными.

На первой встрече с детьми и родителями объявляю им, что каждый ребёнок может обращаться с любыми проблемами и по любому поводу, его обязательно поймут и помогут. Даю возможность убедиться в том, что ни один из них не останется без помощи и внимания, не будет забыт.

Я высоко ценю доверие родителей, их желание общаться со мной, делиться проблемами своего ребёнка, посещать школу, участвовать в мероприятиях и буду продолжать делать всё для становления доброжелательных отношений.

Постоянно работаю над повышением уровня профессионального мастерства. Прошла теоретическую и методическую подготовку на курсах повышения квалификации по темам:

«Содержание вариативных моделей комплектов начальной школы и технология их реализации» на базе РИРО с 28 сентября по 10 декабря 2004года;

«ФГОС нового поколения: содержание, механизмы внедрения и условия реализации» на базе РИРО с 26 мая по 30 июня 2011года.

Участие в конкурсах педагогического мастерства – неотъемлемая часть моей работы. Подготовка к конкурсу – это кропотливая работа, требующая переосмысления своей деятельности, тщательного анализа положительных и отрицательных сторон своей работы. Она заставляет двигаться вперёд, не останавливаться на достигнутом.

Я приняла участие в следующих конкурсах:

«Учитель года — 2006»(школьный этап) – победитель;

«Учитель года — 2006» (районный этап) – 2 место;

ГРАНТ главы администрации муниципального образования – Скопинский муниципальный район – победитель.

Кроме того, я активный участник сайтов и имею свои личные странички:

«ProШколу.ru »: http://www.proshkolu.ru/user/slavick2000/

Социальная сеть работников образования nsportal.ru: http://nsportal.ru/tereshina-elena-vladimirovna

Мой труд отмечен:

Почетная Грамота Управления образования, науки и молодежной политики Рязанской области за многолетний добросовестный труд, достигнутые успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.

Моя главная задача – помочь каждому ученику осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем мире.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир — им интересно всё. Задачу, которую ставлю перед собой — это поддержать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности.

Наблюдая за тем, что происходит в классе, могу с уверенностью сказать, что мир детства в нём получается насыщенным, интересным, плодотворным. Главное, что каждый ребёнок принимает участие во всех проводимых делах, нет отстранённых детей и всё им не в тягость, а очень интересно. Моя школьная семья растёт. Растёт и ответственность за каждого ребёнка. А потому стараюсь не забывать слова Жана Жака Руссо: «Жить — вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя их моих рук, он будет — соглашаюсь с этим — не судьёй, не солдатом, не священником: он будет – прежде всего, человеком».

Я желаю счастья своим воспитанникам, замечательным маленьким людям, носящим обобщённое имя ДЕТИ. Их почему- то именуют нашим будущим. Дети – это наше настоящее. Будущее у них своё собственное. А моя задача — дать им необходимый минимум информации о том, что такое хорошо, что такое плохо с нашей сегодняшней точки зрения. А уж они, когда вырастут, сами разберутся, что в их завтрашнем мире будет пригодно к употреблению, а что – нет.

Я бесконечно счастлива, что рядом со мной всегда были и есть дети. С ними я могу осуществлять многие мои мечты и творческие планы.

Самоанализ педагогической деятельности

учителя начальных классов

МОУ «Побединская СОШ»

Терёшиной Елены Владимировны






See also:
Яндекс.Метрика