русский язык 3 класс Служебные и самостоятельные части речи


Пояснительная записка

к уроку русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа 21 век»

Автор: Ахметшина Марселья Шамильевна

Должность: учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №6» г. Альметьевск

Тип урока –  урок усвоения новых знаний

Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»

Цель урока:

научиться определять служебные части речи

Задачи урока:

Образовательные:

создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой

отработать навык правописания служебных частей речи

Развивающие:

создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы

способствовать развитию орфографической зоркости

развивать умение работать в паре

Воспитательные:

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Целевое назначение урока: первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий.

Методы проведения урока: частично- поисковый, практический, информационный,

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная, самопроверка.

Планируемый результат:

различать:имя существительное, имя прилагательное, глагол, союзы, частицы, предлоги .

Представление о планируемых результатах:

Личностные результаты учащихся:

осознавать смысл изучения частей речи и успешного использования их в речи

развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников

Познавательные:

строить логические суждения, включающие установление причинно-следственных связей

осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания

самостоятельное создание алгоритма деятельности служебных частей речи

уметь формулировать определения частей речи

Коммуникативные:

1.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация, учебник, карточки с заданиями, карточки со словами, смайлики трех цветов.

Список использованной литературы: «Беседы с учителем: третий класс четырехлетней начальной школы» под ред. Л. Е. Журовой. – М. : Вентана-Граф, 2000). учебник по русскому языку – С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова. М. : Вентана-Граф, 2009)

Этапы урока

Результаты этапа

Цель этапа

Достижение планируемых результатов:

Формирование ууд

действия педагога

действия ученика

1.

Орг. момент

Самоопределение к учебной деятельности

(«Я готов к уроку»)

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— организовать планирование учебной деятельности на уроке;

Здравствуйте. Сейчас урок русского языка. Для успешной работы на уроке нам необходимы: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, ручка и карандаш. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Оцените

готовность к уроку.

Самооценка готовности по критериям:

правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок.

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (Личностные УУД).

2.

Актуализация прежн.

знаний.

Актуализированы знания и способы действий, необходимые и достаточные для освоения содержания новой темы. Определена граница между знанием и незнанием.

Очевидна недос-таточность имеющихся знаний для решения практических задач.

Формирование и развитие учебно-познавательного интереса к получению новых знаний.

 Проблемная ситуация в рубрике «Согласны пи вы». Игра: «Согласны пи выПроверка в парах .

У вас на столах лежат карточки с высказываниями. Каждое высказывание начинается со слов «Согласны ли вы что …» Вы должны посоветоваться друг с другом и поставить в квадрат букву «И», если истинно, или «Л» если высказывание ложно

1.Речь – это средство общения.

2. Речь бывает только устная.

3.Речь состоит из слов.

4.Предложение не выражает законченную мысль.

5.Предложение состоит из

слов

б ) На ИА доске слова с пропущенными буквами. Надо списать, вставить пропущенную букву, объяснить орфограмму. Сильным ученикам сразу составить предложения.

1)н.ступила и з.ма х.лодная г.лодная

2)и зв.рьки маленькие б.льшие п.прятались норки в

3)в птиц. стайки .бились

4)не к.рма хв.тало ж.вотным

Устное представление результатов.

1.Речь – это средство общения-И.

2. Речь бывает только устная.-Л

3.Речь состоит из слов.-Л

4.Предложение не выражает законченную мысль-.Л

5.Предложение состоит из слов-И

Будут вставлены буквы, выделены морфемы, устно мы объясним, почему вставили эту букву

в) На ИА доске текст:

Наступила холодная и голодная зима. Большие и маленькие зверьки попрятались в норки. Птицы сбились в стайки. Животным не хватало корма.

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

На ИА доске слайд.

Сказка о самостоятельных частях речи

работа по тексту.

Почему птицы сбились в стайки?- Почему не хватает корма?

Проблемный вопрос:

Можно ли удержать перелётных птиц, если везде развесить утеплённые домики?

-Что вы можете сказать интересного о жизни птиц зимой?

По воробьям можно узнать температуру. Если они гладенькие то –тепло, а если взъерошенные, то холодно, снегири не едят мякоть ягод, а выклёвывают только семена.

Мето-предметная связь с окр.мир.

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (Познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

3.Формирование новых понятий

организовать постановку проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог;

организовать постановку цели урока.

1.Чтение сказки:

(презентация)

Отправились слова бродить по свету в поисках того, кто их расставит, как надо. Бродили- бродили они по лесам и болотам (слайд1)и в одно прекрасное утро вышли на поляну. Смотрят, перед ними большой город стоит. На воротах большими золотыми буквами написано «….».(слайд2)

А как назывался город, вы должны мне сказать после сказки. Вошли они в город, а там домов и дворцов видимо- невидимо. Ходят наши слова по городу, по сторонам смотрят, постучались они в один дом,(слайд3)

а тут — откуда ни возьмись — стража! Схватили их и  спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?». Одни слова растерялись, другие ответили. Кто смог ответить на вопросы «кто» «что» те и остались остальные пошли дальше. Они же не смогли ответить на вопросы стражников. Их не пустили в этот дом .Идут- идут по дороге, видят другой домик. (слайд4) А в нём другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвёртые стирают. И стражники тут как тут. «ЧТО тут ДЕЛАЕТЕ?» — строго спрашивают. ы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет! Нам лентяи даром  не нужны. Некоторые смогли ответить на вопросы стражи, их пустили в дом , а другие побрели дальше.

Вот шли они. шли смотрят домик красивый стоит. (слайд5) Заглянули в окошко — комната нарядная такая: шарами и цветами украшена. Синие, красные, зелёные шары висят. Музыка играет. И ходят там разные слова: одни весёлые, другие грустные, третьи умные, добрые. В общем, самые разные слова. И решили наши скитальцы к ним попроситься. Глядь — и тут охрана. Не пускают. «Какой у вас документ?» «Какие товары везёте?» — спрашивают. «Какая необходимость здесь гулять»? Обрадовались те слова, которые смогли

ответить на все вопросы, их расселили в самые красивые дома.

Ребята должны ответить на вопрос А как назывался город,

в который попали слова и частично определить тему урока.

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (Познавательные УУД).

4.

Открытие нового знания.

5.

Закрепление

6.

Включение нового знания в систему знаний и повторений

7.

Рефлексия деятельности (итог урока).

поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего от проблемы диалога;

организовать уточнение темы урока;

организовать первичное применение новых знаний

зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

2. работа по тексту:

Догадались, о каких словах идёт речь? Кто поселился в 1 дом? Во 2? В 3?

3. Повторение определений о существительном, прилагательном, глаголе.

4.Работа в тетрадях цветными карандашами.

В написанном тексте подчеркнуть существительные — жёлтым

Прилагательные -красным

Глаголы-синим карандашом.

1.- Не остались ли какие-нибудь слова.

-Интересно, как эти слова называются и для чего они служат? Хотите узнать?

Тогда дослушайте сказку.

Остались за воротами совсем маленькие слова. Вдруг они видят: совсем рядом маленький домик, окошки светятся. (Слайд 6)

И стражников  никаких нет. Заглянули они в окошко — а там такие же, как они, маленькие слова сидят, что-то вяжут. Постучались наши слова в дверь домика, словечки открыли им дверь и обрадовались, когда увидели такие же слов, как они сами. «О, помощники пришли!» — говорят. – «Ура!» Будем вместе связывать.

-А вы кто? – спросили наши слова.

-А мы слуги этого города – предлоги, союзы, частицы. Мы служим всем остальным словам и, хотя мы не называем ни предметов, ни действий, ни признаков, без нас другим словам в предложении бывает нелегко.

Работа по сказке.

-А сейчас вы сможете сказать, как называются эти маленькие слова?

-А для чего они нужны?

Сможете ли вы вспомнить ,какой вопрос я задавала в самом начале сказки?

А как назывался город, в который вошли слова?

Назовите все части речи.которые вы знаете.

1.Работа по учебнику стр.123 упр.2.

Прочитайте слова. –Назовите только служебные части речи. Можно ли их назвать словами

2.Составьте и запишите предложения.

А смогли бы вы составить предложение

без маленьких частичек?

–Почему? Для чего они служат?

Чтение рубрики «Тайны русского языка»

О каких частях речи мы будем ещё говорить?

Молодцы! Ядарю вам торт

Слайд на ИА доске

Кусочек какой части речи

Рассмотрите рисунок торта (учебник) и доска.

-Большие куски торта, у каких частей? Потому, что они самостоятельные.

-Давайте их посчитаем (6)

-А маленькие кусочки, каким частям речи отдали?…

— Сколько служебных частей речи?(4)

– Сколько всего частей речи в русском языке?(10)

– Какие части речи вам уже знакомы?

4)Выполните упражнение 4 (учебник).

Задание: помогая друг другу и опираясь на рисунок торта, выпишите из стихотворения 5 слов, которые являются разными частями речи.

В тетрадях после упражнения нарисуйте смайлик

с улыбкой-если понял тему.

Без улыбки-если остались вопросы по теме.

-грустный смайлик-если не понял тему.

сформулировать определения частей речи

На ИА доске текст записан цветом)

Наступила холодная и голодная зима. Большие и маленькие зверьки попрятались в норки. Птицы сбились в стайки. Животным не хватало корма.

Остались какие-то частички «и,а,в»

Ребята отвечают (предлоги, союзы, частицы)

для связи слов в предложении).

Части речи

Работа в тетради:

По улице мчался быстрый автомобиль.

У краба десять ног.

Хорошо иметь друга.

На небе светит яркое солнце.

Вера быстро выполнила задание.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика