родительское собрание_67561


Родительское собрание в 1 классе.

Тема: Трудности адаптации первоклассников в школе.

Задачи собрания:

Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.

Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе

Форма работы: круглый стол

Ход собрания:

Обсуждение с родителями первого школьного дня ребенка.

Поделиться друг с другом теми впечатлениями, которые оставил первый школьный день в душе ребенка, как поздравляли его члены семьи, какие подарки получил.

Родительский практикум.

В виде игры «Корзина чувств»

— Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство , которое вас переполняет более всего в тот период времени, что ваш ребенок находится в школе, и назовите это чувство.

(родители называют чувства)

Такое задание позволило нам выявить проблемы и трудности ваших семей связанные со школьным обучением ребенка и помогли обсудить эти проблемы на нашем собрании.

3. Выступление психолога:

Психологическая адаптация к школе.

Первый год обучения в школе является сложным этапом в жизни первоклассника и его родителей.

Именно в этот период требуется ваше максимальное участие в жизни вашего ребенка.

При начале обучения четко проявляются все ваши недоработки.

Часто при наличии благих намерений сами родители часто становятся виновниками школьных стрессов у своих детей. (сами троечники, а от детей требуют 5 ).

Именно в первом закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению.

Адаптация к школе – многоплановый процесс.

— физиологическая адаптация

Социально- адаптация (к учителям, и их требованиям, к одноклассникам).

Физиологическая адаптация.

Первые 2-3 недели – «физиологическая буря», в этот период дети тратят значительную часть ресурсов своего организма.

— неустойчивое приспособление. Организм ребенка ищет приемлемые, оптимальные варианты реакций на новые условия.

— относительно устойчивое приспособление. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. Продолжительность всей адаптации 2-6 месяцев.

Многие недооценивают сложность периода физиологической адаптации. Но по наблюдению медиков, некоторые дети худеют к концу 1 четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (признак утомления), или повышение (признак переутомления).

Многие первоклассники жалуются на головную боль, усталость, капризничают.

Очень важна психологическая поддержка. Ребенок должен быть уверен, что дома его очень любят , понимают, несмотря на все школьные трудности.

Социально-психологическая адаптация

Изменяется социальный статус – появляется новая социальная роль – УЧЕНИК.

Можно считать это рождением социального Я вашего ребенка. Появляются другие ценности. Формируется «внутренняя позиция школьника», когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу.

Кризис 7 лет: прежде чем что-то сделать ребенок задумывается, чего это может ему стоить. Происходит осознание своего внутреннего мира.

В дошкольном детстве каждый малыш уверен в своей исключительности, а первоклассник уже осмысливает свои переживания и строит мнение о себе на основании событий и оценок других людей.

Если дети раз за разом не принимают в свою игру, на уроке он что-то не понял, не получилось, у первоклассника формируется чувство неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия.

И наоборот, если ребенка все время хвалят, выделяют, дети стремятся с ним общаться, потому что у того модная одежда, дорогие школьные принадлежности, он выше, сильнее. У ребенка развивается чувство собственной значимости, компетенции, превосходства над другими.

В период кризиса 7 лет меняются и взаимоотношения с родителями. Эмоциональная пуповина между родителями и детьми становится длиннее. Это естественно. Дети как бы репетируют переходный возраст, ощущая себя самостоятельными личностями.

Еще Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения, т.е. научиться общаться можно, только общаясь.

Главное, что у первоклассника должно быть сформировано полноценное эмоциональное общение с самыми близкими взрослыми.

Учите на своем собственном примере ежедневно, ненавязчиво, уступать, защищаться, подчиняться общим правилам, отстаивать свое мнение. Позволяйте делать ошибки, общение – сложная наука, и постигать ее ребенку, как и всем нам , придется на протяжении всей жизни.

Ваше спокойное, оптимистичное и радостное отношение к началу школьной жизни вашего ребенка, отсутствие завышенных требований к его будущим успехам и , как следствие отсутствие страха у ребенка перед возможными неудачами все это создаст хорошие предпосылки к вступлению маленького человека в этот важный для него этап жизни.

Главное, что понадобится с первых часов пребывания за партой, это:

— умение слушать и слушаться

— готовность принять новую ситуацию, и выполнять общие правила регулируя свою деятельность

— развитость волевых качеств (умение удерживать собственно внимание)

— общая осведомленность как показатель любознательности

— мотивационная готовность к учебе в школе как к общественно значимой деятельности

— достаточная развитость мелкой моторики рук

Тест – в один присест.

Отвечать ДА или НЕТ

Вашего ребенка легко рассмешить?

Он капризничает не чаще чем 1-2раза в неделю?

Ложится спать спокойно, не выводя окружающих из терпения?

Хорошо ест, не капризничая при этом?

У него есть друзья, с которыми он хорошо играет?

Редко выходит из себя?

За не обязательно всегда нужно присматривать?

Удается ли почти всегда не мочиться в постель?

У него нет привычки, сосать большой палец, хныкать или часто фантазировать?

Можно ли оставить ребенка одного, не опасаясь, что он расплачется, как будто вы оставляете его навсегда?

Общаясь со сверстниками, не нуждается в присмотре с вашей стороны?

У него нет ночных кошмаров или странных страхов (пойти в другую комнату, потрогать какой-нибудь предмет)?

Сосчитайте отрицательные ответы. Если их:

Меньше 4 – ваш ребенок достаточно адаптирован

5-8 – у него есть проблемы, по поводу которых можно посоветоваться с психологом

9-12 – состояние ребенка нельзя считать вполне благополучным, стоит им заняться.

Тест- Бывает проверить себя не мешает.

Отвечая:

МОГУ И ВСЕГДА ТАК ПОСТУПАЮ – 3 балла

МОГУ, НО НЕ ВСЕГДА ТАК ПОСТУПАЮ – 2 балла

НЕ МОГУ – 1 балл

Итак, можете ли вы:

В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

Извиниться перед ним в случае своей неправоты?

Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

Поставить себя на место ребенка?

Поверить хотя бы на минуту, что вы – добрая фея (прекрасный принц)?

Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в выгодном свете?

Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

Обещать ребенку , исполнить его желание за хорошее поведение и выполнить свое обещание?

Выделить ребенку один день, чтобы он мог делать, что пожелает и вести себя, как хочет?

Не реагировать сгоряча, если ваш ребенок ударил , грубо толкнул или обидел другого ребенка?

Устоять против детских слез и просьб, если вы уверены, что это только каприз?

Результат:

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит ваш ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, поддерживаетесь передовых взглядов в воспитании. Ваша линия поведения по отношению к ребенку постоянна. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты в воспитании детей.

От 16 до 30 очков: для вас забота о ребенке – вопрос большой важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их. Вы не всегда последовательны в своих действиях и стиле поведения по отношению к ребенку. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки. Вы не полностью используете свои воспитательные возможности. Вам следует задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 16 очков говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо знания, как вырастить ребенка настоящей личностью, либо желания делать это, а может быть, того и другого. Советую обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, что-нибудь почитать по вопросам семейного воспитания.

4.Итог собрания.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и , с их помощью, готовить к взрослой жизни.

Не отнимай чужого, но и свое не отдавай

Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться

Не дерись без причины

Зовут играть – иди, не зовут – попроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

Играй честно, не подводи своих товарищей.

Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси

Будь внимательным везде, где нужно проявить внимательность

Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя из-за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

Старайся быть аккуратным

Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей.

— Поместите свод этих правил в комнате или в рабочем уголке вашего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него, получается выполнять, а какие — нет и почему.






See also:
Яндекс.Метрика